Компенсация депутатам на непостоянной основе
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсация депутатам на непостоянной основе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2019 N 53-АПА19-15
О частичной отмене решения Красноярского краевого суда от 10.01.2019 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 19 Закона Красноярского края от 14.05.2007 N 1-18 "О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края".- статьи 19, согласно которой в случае причинения депутату Законодательного Собрания в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекшего стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию. При этом расчет ежемесячной денежной компенсации депутату, работающему в Законодательном Собрании на непостоянной основе, осуществляется исходя из ежемесячного денежного вознаграждения депутата, работающего на профессиональной постоянной основе;
О частичной отмене решения Красноярского краевого суда от 10.01.2019 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 19 Закона Красноярского края от 14.05.2007 N 1-18 "О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края".- статьи 19, согласно которой в случае причинения депутату Законодательного Собрания в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекшего стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию. При этом расчет ежемесячной денежной компенсации депутату, работающему в Законодательном Собрании на непостоянной основе, осуществляется исходя из ежемесячного денежного вознаграждения депутата, работающего на профессиональной постоянной основе;
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.10.2019 N 44-АПА19-36
Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 17.06.2019, которым были признаны недействующими пункты 1.2, 2.2, 2.3 Положения о компенсации за время осуществления полномочий депутата Чайковской городской Думы, утв. решением Чайковской городской Думы от 23.01.2019 N 146.Статьей 8 Закона Пермского края от 10 мая 2011 года N 767-ПК "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае" предусмотрено, что уставом муниципального образования депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, устанавливается компенсация за время осуществления полномочий за счет средств местного бюджета в размере, определенном решением представительного органа муниципального образования.
Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 17.06.2019, которым были признаны недействующими пункты 1.2, 2.2, 2.3 Положения о компенсации за время осуществления полномочий депутата Чайковской городской Думы, утв. решением Чайковской городской Думы от 23.01.2019 N 146.Статьей 8 Закона Пермского края от 10 мая 2011 года N 767-ПК "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае" предусмотрено, что уставом муниципального образования депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, устанавливается компенсация за время осуществления полномочий за счет средств местного бюджета в размере, определенном решением представительного органа муниципального образования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Предметом судебного нормоконтроля становятся законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты, устанавливающие такие выплаты <3>. Только за 2016 - 2019 гг. Верховный Суд РФ вынес не менее 5 решений, подтверждающих незаконность выплат депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе. Данные решения вынесены в отношении Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского городского Совета депутатов, Брянского городского Совета народных депутатов, Чайковской городской Думы Пермского края, Смоленского городского Совета <4>. Также проходят судебные споры по взысканию выплат, начисленных депутатам. Так, по информации Генеральной прокуратуры РФ в 2020 г. с 39 депутатов Совета депутатов Серпухова Московской области взыскано 9,8 млн руб. <5>, а в Калининградской области в 2019 г. удовлетворено два исковых заявления о взыскании необоснованно полученных денежных средств <6>. С председателя Завьяловского собрания депутатов в Алтайском крае взыскана компенсация за три года более 864 тыс. руб. <7> Но судебная практика не является единообразной. По закону Санкт-Петербурга имеется практика, что средства, полученные депутатом, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, в качестве компенсации расходов, не могут признаваться неосновательным обогащением, поскольку выплата предусмотрена законом Санкт-Петербурга и муниципальным правовым актом <8>. При этом в практике Санкт-Петербургского городского суда имеются и иные решения <9>.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Предметом судебного нормоконтроля становятся законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты, устанавливающие такие выплаты <3>. Только за 2016 - 2019 гг. Верховный Суд РФ вынес не менее 5 решений, подтверждающих незаконность выплат депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе. Данные решения вынесены в отношении Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского городского Совета депутатов, Брянского городского Совета народных депутатов, Чайковской городской Думы Пермского края, Смоленского городского Совета <4>. Также проходят судебные споры по взысканию выплат, начисленных депутатам. Так, по информации Генеральной прокуратуры РФ в 2020 г. с 39 депутатов Совета депутатов Серпухова Московской области взыскано 9,8 млн руб. <5>, а в Калининградской области в 2019 г. удовлетворено два исковых заявления о взыскании необоснованно полученных денежных средств <6>. С председателя Завьяловского собрания депутатов в Алтайском крае взыскана компенсация за три года более 864 тыс. руб. <7> Но судебная практика не является единообразной. По закону Санкт-Петербурга имеется практика, что средства, полученные депутатом, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, в качестве компенсации расходов, не могут признаваться неосновательным обогащением, поскольку выплата предусмотрена законом Санкт-Петербурга и муниципальным правовым актом <8>. При этом в практике Санкт-Петербургского городского суда имеются и иные решения <9>.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 14.10.2019 N БС-4-11/21114@
"По вопросу обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с возмещением депутатам расходов"Следовательно, компенсационные выплаты депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, объектом обложения страховыми взносами не признаются.
"По вопросу обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с возмещением депутатам расходов"Следовательно, компенсационные выплаты депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, объектом обложения страховыми взносами не признаются.
<Письмо> Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГД ФС РФ от 16.01.2012 N 3.20-25/7
<Об определении гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления>В уставе муниципального образования в качестве гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления правомерно определить формы депутатской деятельности; установить право на безотлагательный прием депутатов должностными лицами местного самоуправления, руководителями муниципальных предприятий и учреждений, а также право на депутатский запрос указанным лицам и порядок его рассмотрения; определить основания наступления ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением; установить основания для отзыва депутата, выборного должностного лица и процедуру отзыва; для депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе, установить размер и условия выплаты денежного содержания; для депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, установить порядок компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий. Исходя из аналогичного подхода возможно предусмотреть гарантии осуществления полномочий выборными должностными лицами местного самоуправления.
<Об определении гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления>В уставе муниципального образования в качестве гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления правомерно определить формы депутатской деятельности; установить право на безотлагательный прием депутатов должностными лицами местного самоуправления, руководителями муниципальных предприятий и учреждений, а также право на депутатский запрос указанным лицам и порядок его рассмотрения; определить основания наступления ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением; установить основания для отзыва депутата, выборного должностного лица и процедуру отзыва; для депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе, установить размер и условия выплаты денежного содержания; для депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, установить порядок компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий. Исходя из аналогичного подхода возможно предусмотреть гарантии осуществления полномочий выборными должностными лицами местного самоуправления.