Компенсация морального вреда за задержку рейса

Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсация морального вреда за задержку рейса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 786 "Договор перевозки пассажира" ГК РФ"Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение о частичном удовлетворении исковых требований к АО "Авиакомпания "Россия", суд апелляционной инстанции, проанализировал положения статей 15, 151, 784, 786, 792, 795, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 100, 102, 103, 105, 108, 116 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", положениями Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", п. п. 6, 76, 227, Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 г. N 82, п. п. 116, 117 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 г. N 155, ст. ст. 1, 22, 29, 36 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 года). Установив, что ДД.ММ.ГГГГ задержка рейса N по маршруту Хабаровск-Москва, выполняемого АО "Авиакомпания "Россия", не была связанна с технической неисправностью воздушного судна, что послужило причиной вынужденного отказа Т.Д.В. от перевозки, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда и стоимости авиабилета с фактического перевозчика АО "Авиакомпания "Россия"."
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2023 N 88-20670/2023 (УИД 86MS0079-01-2022-014304-05)
Категория спора: Перевозка.
Требования пассажира, заказчика: 1) О взыскании убытков; 2) О взыскании штрафа; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что ответчиком был задержан рейс, это привело к опозданию истцов на следующую воздушную перевозку, истцам были причинены убытки в виде дополнительных расходов на переоформление авиабилетов и подбор маршрута.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.
Суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи не согласился. Установив фактические обстоятельства по данному делу, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями статей 15, 779, 782, 786, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 103, 108, 120 Воздушного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд апелляционной инстанции, исходя из того, что задержка воздушного судна произошла по вине ответчика, что вызвало причинение истцу убытков в виде приобретения новых авиабилетов, при этом ответчиком не представлено суду доказательств наличия обстоятельств объективного характера, вызвавшего задержку рейса, за которые перевозчик не отвечает, пришел к выводу о нарушении прав истцов как потребителей, в связи с чем взыскал с ответчика убытки, компенсацию морального вреда, штраф и судебные расходы.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Под крылом самолета: что положено пассажиру, если рейс задержан
(Гладкова М.В.)
("Главная книга", 2021, N 23)
2. Компенсация морального вреда <10>. Если на фоне стресса из-за задержки рейса у вас ухудшилось здоровье (например, обострилось хроническое заболевание) или вы не попали на какое-то важное для вас мероприятие, вы можете потребовать от авиакомпании компенсировать вам моральный вред. Размер компенсации определяет суд, и она не зависит от суммы возмещаемых убытков. Если суд решит, что авиакомпания виновата в задержке самолета и эта ситуация нанесла вам моральный ущерб, ей придется выплатить компенсацию. Однако судьи неохотно принимают решения о таких компенсациях, поскольку оценить в деньгах моральные страдания довольно сложно. А если и принимают такие решения, то, как правило, суммы невелики.
Статья: Компенсация морального вреда потребителям услуг воздушной перевозки (по материалам судебной практики)
(Карпеев О.В., Сторожкова Е.Ч.)
("Транспортное право", 2021, N 4)
Довольно частым случаем является предъявление иска в связи с задержкой рейса, повлекшей за собой неблагоприятные последствия (например, опоздание на стыковочный рейс). Так, Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 мая 2021 г. N 88-7899/2021 <8> оставлены в силе решения судов нижестоящих инстанций, удовлетворивших исковые требования, в том числе в части компенсации морального вреда по иску к воздушному перевозчику. Основанием иска послужила задержка рейса более чем на шесть часов.