Компенсация за отмену рейса
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсация за отмену рейса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 784 "Общие положения о перевозке" ГК РФ"Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 15, 784, 786, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 120 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 76 Федеральных авиационных Правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 г. N 82, Конвенцией об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28.05.1999 г. ратифицированной Федеральным законом от 03.04.2017 г. N 52-ФЗ, Регламентом N 261/2004 Европейского парламента и совета Европейского Союза "Об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса", принятым в Страсбурге 11.02.2004 г., исходил из установления в ходе рассмотрения дела факта отмены рейса из-за изменения расписания, что не является чрезвычайным обстоятельством и не освобождает авиаперевозчика от ответственности, в связи с чем пришел к выводу о взыскании компенсации за отмену рейса."
Апелляционное определение Московского городского суда от 26.04.2022 по делу N 33-12442/2022
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании денежных средств; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчикам с требованием о выплате стоимости билетов, однако данное требование было оставлено без удовлетворения, в том числе и в досудебном порядке урегулирования спора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Ссылка в жалобе на то, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что на сайте "Этихад Эйрвейз" указана подробная инструкция по возврату денежных средств за авиабилеты, также не свидетельствует об ошибочности выводов суда по существу разрешенного спора, поскольку как следует из приобщенного к материалам дела Сообщения миграционной службы ОАЭ с 17 марта 2020 года в ОАЭ вступают в силу ограничения на пребывание иностранных граждан, прилетающих в ОАЭ, в том числе транзитными рейсами. В связи с чем отмена рейса была связана исключительно с запретом властями перелетов из-за начала мировой пандемии коронавируса, а потому, в силу исключения, предусмотренного в разделе "Отмена рейса" Пользовательского соглашения, выплата компенсаций за отмену рейса не предусмотрена.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании денежных средств; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчикам с требованием о выплате стоимости билетов, однако данное требование было оставлено без удовлетворения, в том числе и в досудебном порядке урегулирования спора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Ссылка в жалобе на то, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что на сайте "Этихад Эйрвейз" указана подробная инструкция по возврату денежных средств за авиабилеты, также не свидетельствует об ошибочности выводов суда по существу разрешенного спора, поскольку как следует из приобщенного к материалам дела Сообщения миграционной службы ОАЭ с 17 марта 2020 года в ОАЭ вступают в силу ограничения на пребывание иностранных граждан, прилетающих в ОАЭ, в том числе транзитными рейсами. В связи с чем отмена рейса была связана исключительно с запретом властями перелетов из-за начала мировой пандемии коронавируса, а потому, в силу исключения, предусмотренного в разделе "Отмена рейса" Пользовательского соглашения, выплата компенсаций за отмену рейса не предусмотрена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение права ЕС российскими судами в условиях избирательного взаимодействия между Россией и ЕС
(Калиниченко П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 1)Верховный Суд России сослался на 2 дела Суда ЕС по 2 решениям в области юрисдикции и защиты прав интеллектуальной собственности. Впервые он упомянул практику Суда ЕС в 2015 г. Суд по интеллектуальным правам рассмотрел 5 из 11 случаев, когда российские суды цитировали практику Суда ЕС в области прав интеллектуальной собственности. Впервые суд общей юрисдикции применил практику Суда ЕС в своем решении по делу о компенсации за отмененный рейс в 2017 г.
(Калиниченко П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 1)Верховный Суд России сослался на 2 дела Суда ЕС по 2 решениям в области юрисдикции и защиты прав интеллектуальной собственности. Впервые он упомянул практику Суда ЕС в 2015 г. Суд по интеллектуальным правам рассмотрел 5 из 11 случаев, когда российские суды цитировали практику Суда ЕС в области прав интеллектуальной собственности. Впервые суд общей юрисдикции применил практику Суда ЕС в своем решении по делу о компенсации за отмененный рейс в 2017 г.
Статья: Бифуркация юридического бизнеса
(Цшайге Х.)
("Закон", 2019, N 12)На первый взгляд кажется, что расширить свою долю на рынке юридических услуг возможно только путем вытеснения конкурентов. Сам рынок растет, но довольно медленно, по крайней мере в развитых странах <14>. Но это не учитывает огромный скрытый спрос и со стороны бизнеса, и со стороны населения. Этот вполне платежеспособный спрос не удовлетворяется из-за неадекватного в глазах потенциальных клиентов ценового предложения со стороны юристов. Этим клиентам - частным лицам и малому и среднему бизнесу - сложно давить на цены юридического рынка. Но спрос с их стороны есть. Самый показательный пример - онлайн-сервисы по возврату компенсации авиалиний за опоздание или отмену рейса. Законодательно это право потребителя было закреплено до появления данных сервисов <15>, но никто им не пользовался, поскольку для самостоятельного решения проблемы процедура слишком сложна, а с привлечением адвоката слишком затратна. Компенсационные платформы, т.е. их владельцы, оптимизировали свои процессы путем автоматизации и в итоге создали предложение без риска для потребителя. Соответственно, потребитель этим воспользовался, а для юристов открылся рынок в несколько миллиардов евро каждый год. При этом ни одного юриста не вытеснили с рынка, поскольку для традиционных юристов данный рынок был неинтересен.
(Цшайге Х.)
("Закон", 2019, N 12)На первый взгляд кажется, что расширить свою долю на рынке юридических услуг возможно только путем вытеснения конкурентов. Сам рынок растет, но довольно медленно, по крайней мере в развитых странах <14>. Но это не учитывает огромный скрытый спрос и со стороны бизнеса, и со стороны населения. Этот вполне платежеспособный спрос не удовлетворяется из-за неадекватного в глазах потенциальных клиентов ценового предложения со стороны юристов. Этим клиентам - частным лицам и малому и среднему бизнесу - сложно давить на цены юридического рынка. Но спрос с их стороны есть. Самый показательный пример - онлайн-сервисы по возврату компенсации авиалиний за опоздание или отмену рейса. Законодательно это право потребителя было закреплено до появления данных сервисов <15>, но никто им не пользовался, поскольку для самостоятельного решения проблемы процедура слишком сложна, а с привлечением адвоката слишком затратна. Компенсационные платформы, т.е. их владельцы, оптимизировали свои процессы путем автоматизации и в итоге создали предложение без риска для потребителя. Соответственно, потребитель этим воспользовался, а для юристов открылся рынок в несколько миллиардов евро каждый год. При этом ни одного юриста не вытеснили с рынка, поскольку для традиционных юристов данный рынок был неинтересен.
Нормативные акты
<Информация> Минтранса России
"О возврате денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам"Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки в случае отмены рейса авиаперевозчиком считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки при продолжении полетов авиакомпании считается добровольным, и провозная плата подлежит возврату согласно условиям тарифа.
"О возврате денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам"Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки в случае отмены рейса авиаперевозчиком считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки при продолжении полетов авиакомпании считается добровольным, и провозная плата подлежит возврату согласно условиям тарифа.