Комплексное экологическое обследование
Подборка наиболее важных документов по запросу Комплексное экологическое обследование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.03.2024 по делу N 66а-724/2024 (УИД 76OS0000-01-2023-000109-46)
Об оставлении без изменения решения Ярославского областного суда от 05.12.2023, которым удовлетворено административное исковое заявление о признании недействующим постановления правительства Ярославской области от 12.01.2022 N 2-п "О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе "Парк санатория им. Воровского" и о внесении изменений в постановления правительства Ярославской области от 01.07.2010 N 460-п, от 02.11.2017 N 823-п".Ссылки в апелляционных жалобах на целесообразность реорганизации памятника природы "Парк санатория им. Воровского" с учетом выводов комплексного экологического обследования и государственной экологической экспертизы, проведение которых предшествовало принятию оспариваемого нормативного правового акта, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное не исключает обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласовать изменение границ ООПТ регионального значения, влекущего ослабление установленного режима охраны памятника природы, с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Об оставлении без изменения решения Ярославского областного суда от 05.12.2023, которым удовлетворено административное исковое заявление о признании недействующим постановления правительства Ярославской области от 12.01.2022 N 2-п "О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе "Парк санатория им. Воровского" и о внесении изменений в постановления правительства Ярославской области от 01.07.2010 N 460-п, от 02.11.2017 N 823-п".Ссылки в апелляционных жалобах на целесообразность реорганизации памятника природы "Парк санатория им. Воровского" с учетом выводов комплексного экологического обследования и государственной экологической экспертизы, проведение которых предшествовало принятию оспариваемого нормативного правового акта, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное не исключает обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласовать изменение границ ООПТ регионального значения, влекущего ослабление установленного режима охраны памятника природы, с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В частности, речь идет про Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 321-ФЗ), которым из законодательства исключен институт комплексного экологического обследования территорий как необходимый фактор придания им правового режима ООПТ.
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В частности, речь идет про Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 321-ФЗ), которым из законодательства исключен институт комплексного экологического обследования территорий как необходимый фактор придания им правового режима ООПТ.
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Наоборот, соблюдение предусмотренных региональными законами требований влечет признание решения правомочным. Например, в одном из дел было признано обоснованным решение правительства Ростовской области в части преобразования ООПТ областного значения - изменения категории 70 памятников природы на 41 охраняемый ландшафт и 20 охраняемых природных объектов с изменением их границ. Процедура изменения категории ООПТ соблюдена, а правительство Ростовской области вправе было изменить категорию ООПТ, при этом измененный статус объектов позволяет сохранить их охрану. Реорганизация ООПТ не является произвольной, а варианты реорганизации научно обосновывались в материалах комплексного экологического обследования. С другой стороны, этим же судебным решением признано недействительным упразднение (снятие с государственной охраны) 8 памятников природы Ростовской области. Суд указал, что соблюдение в целом при подготовке оспариваемого акта процедуры изменения категории ООПТ не исключает факта отсутствия надлежащего обоснования данных об утрате объектов и невозможности их восстановления. При этом суд руководствовался показаниями свидетелей - представителей научного сообщества <26>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Наоборот, соблюдение предусмотренных региональными законами требований влечет признание решения правомочным. Например, в одном из дел было признано обоснованным решение правительства Ростовской области в части преобразования ООПТ областного значения - изменения категории 70 памятников природы на 41 охраняемый ландшафт и 20 охраняемых природных объектов с изменением их границ. Процедура изменения категории ООПТ соблюдена, а правительство Ростовской области вправе было изменить категорию ООПТ, при этом измененный статус объектов позволяет сохранить их охрану. Реорганизация ООПТ не является произвольной, а варианты реорганизации научно обосновывались в материалах комплексного экологического обследования. С другой стороны, этим же судебным решением признано недействительным упразднение (снятие с государственной охраны) 8 памятников природы Ростовской области. Суд указал, что соблюдение в целом при подготовке оспариваемого акта процедуры изменения категории ООПТ не исключает факта отсутствия надлежащего обоснования данных об утрате объектов и невозможности их восстановления. При этом суд руководствовался показаниями свидетелей - представителей научного сообщества <26>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Введенные оспариваемыми нормами Положения ограничения установлены по результатам комплексного экологического обследования территории, обосновывающим придание ей статуса особо охраняемой природной территории федерального значения, и обусловлены необходимостью восстановления численности объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, в границах национального парка и на прилегающей территории.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Введенные оспариваемыми нормами Положения ограничения установлены по результатам комплексного экологического обследования территории, обосновывающим придание ей статуса особо охраняемой природной территории федерального значения, и обусловлены необходимостью восстановления численности объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, в границах национального парка и на прилегающей территории.