Комплексное экологическое обследование
Подборка наиболее важных документов по запросу Комплексное экологическое обследование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 31.10.2024 N 66а-1509/2024 (УИД 26OS0000-04-2022-000373-47)
Об оставлении без изменения решения Ставропольского краевого суда от 21.02.2023 об отказе в признании недействующим постановления правительства Ставропольского края от 24.10.2022 N 625-п "Об утверждении Положения о памятнике природы краевого значения "Гора Машук" и внесении изменения в подпункт 2.2 решения исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 N 9 "О взятии под особую охрану памятников природы".Отклоняя доводы административных истцов о необходимости проведения государственной экологической экспертизы в отношении Постановления от 24 октября 2022 года N 625-п, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое Постановление не носит нормативно-технический и инструктивно-методический характер; материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, не содержит; изменений в ранее утвержденную границу памятника природы не вносит. Суд учел, что статус памятника природы краевого значения присвоен памятнику природы краевого значения "Гора М." постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15 сентября 1961 года N 676 "О мерах по охране природы в крае", граница памятника природы краевого значения "Гора М." определена в системе координат МСК-26 от СК-95 и утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 26 апреля 2016 года N 169-п "Об утверждении границы памятника природы краевого значения "Гора М.".
Об оставлении без изменения решения Ставропольского краевого суда от 21.02.2023 об отказе в признании недействующим постановления правительства Ставропольского края от 24.10.2022 N 625-п "Об утверждении Положения о памятнике природы краевого значения "Гора Машук" и внесении изменения в подпункт 2.2 решения исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 N 9 "О взятии под особую охрану памятников природы".Отклоняя доводы административных истцов о необходимости проведения государственной экологической экспертизы в отношении Постановления от 24 октября 2022 года N 625-п, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое Постановление не носит нормативно-технический и инструктивно-методический характер; материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, не содержит; изменений в ранее утвержденную границу памятника природы не вносит. Суд учел, что статус памятника природы краевого значения присвоен памятнику природы краевого значения "Гора М." постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15 сентября 1961 года N 676 "О мерах по охране природы в крае", граница памятника природы краевого значения "Гора М." определена в системе координат МСК-26 от СК-95 и утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 26 апреля 2016 года N 169-п "Об утверждении границы памятника природы краевого значения "Гора М.".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В частности, речь идет про Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 321-ФЗ), которым из законодательства исключен институт комплексного экологического обследования территорий как необходимый фактор придания им правового режима ООПТ.
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В частности, речь идет про Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 321-ФЗ), которым из законодательства исключен институт комплексного экологического обследования территорий как необходимый фактор придания им правового режима ООПТ.
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Наоборот, соблюдение предусмотренных региональными законами требований влечет признание решения правомочным. Например, в одном из дел было признано обоснованным решение правительства Ростовской области в части преобразования ООПТ областного значения - изменения категории 70 памятников природы на 41 охраняемый ландшафт и 20 охраняемых природных объектов с изменением их границ. Процедура изменения категории ООПТ соблюдена, а правительство Ростовской области вправе было изменить категорию ООПТ, при этом измененный статус объектов позволяет сохранить их охрану. Реорганизация ООПТ не является произвольной, а варианты реорганизации научно обосновывались в материалах комплексного экологического обследования. С другой стороны, этим же судебным решением признано недействительным упразднение (снятие с государственной охраны) 8 памятников природы Ростовской области. Суд указал, что соблюдение в целом при подготовке оспариваемого акта процедуры изменения категории ООПТ не исключает факта отсутствия надлежащего обоснования данных об утрате объектов и невозможности их восстановления. При этом суд руководствовался показаниями свидетелей - представителей научного сообщества <26>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Наоборот, соблюдение предусмотренных региональными законами требований влечет признание решения правомочным. Например, в одном из дел было признано обоснованным решение правительства Ростовской области в части преобразования ООПТ областного значения - изменения категории 70 памятников природы на 41 охраняемый ландшафт и 20 охраняемых природных объектов с изменением их границ. Процедура изменения категории ООПТ соблюдена, а правительство Ростовской области вправе было изменить категорию ООПТ, при этом измененный статус объектов позволяет сохранить их охрану. Реорганизация ООПТ не является произвольной, а варианты реорганизации научно обосновывались в материалах комплексного экологического обследования. С другой стороны, этим же судебным решением признано недействительным упразднение (снятие с государственной охраны) 8 памятников природы Ростовской области. Суд указал, что соблюдение в целом при подготовке оспариваемого акта процедуры изменения категории ООПТ не исключает факта отсутствия надлежащего обоснования данных об утрате объектов и невозможности их восстановления. При этом суд руководствовался показаниями свидетелей - представителей научного сообщества <26>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Введенные оспариваемыми нормами Положения ограничения установлены по результатам комплексного экологического обследования территории, обосновывающим придание ей статуса особо охраняемой природной территории федерального значения, и обусловлены необходимостью восстановления численности объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, в границах национального парка и на прилегающей территории.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Введенные оспариваемыми нормами Положения ограничения установлены по результатам комплексного экологического обследования территории, обосновывающим придание ей статуса особо охраняемой природной территории федерального значения, и обусловлены необходимостью восстановления численности объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, в границах национального парка и на прилегающей территории.
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня