Концессионер это
Подборка наиболее важных документов по запросу Концессионер это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 168 "Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом концессионер, применяющий УСН, при совершении в рамках концессионных соглашений налогооблагаемых операций должен исчислять НДС. В связи с этим налогоплательщик обязан был предъявить покупателю соответствующую сумму НДС в составе оплаты услуг и уплатить налог в бюджет.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом концессионер, применяющий УСН, при совершении в рамках концессионных соглашений налогооблагаемых операций должен исчислять НДС. В связи с этим налогоплательщик обязан был предъявить покупателю соответствующую сумму НДС в составе оплаты услуг и уплатить налог в бюджет.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 174.1 "Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Доначисляя НДС, налоговый орган указал, что общество, применяющее УСН, при оказании потребителям услуг по подаче тепловой энергии (ТЭ) и горячего водоснабжения (теплоснабжения) (ГВС) в рамках концессионного соглашения неправомерно не исчисляло и не уплачивало НДС. Суд, ссылаясь на положения норм п. 13 ст. 40, ст. ст. 154 (п. 1), 161, 168 (п. п. 1, 2, 6), 174.1, 346.11 (п. 2) НК РФ, ст. 424 ГК РФ и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", пришел к выводу, что налогоплательщик обязан предъявить покупателю соответствующую сумму НДС в составе тарифа реализуемых услуг по подаче ТЭ и ГВС, концессионер, применяющий УСН, при совершении в рамках концессионных соглашений операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, должен исчислять НДС. Суд признал обоснованным исчисление НДС с применением расчетной ставки 20/120. Суд отклонил доводы общества о неправомерном доначислении НДС из-за отсутствия у общества статуса плательщика этого налога при применении УСН, а также об установлении тарифа без включения в него суммы НДС, поскольку общество являлось концессионером и в силу прямого указания закона (абз. 2 п. 1 ст. 174.1 НК РФ) должно уплачивать в бюджет НДС, исчисленный с доходов, полученных от деятельности, определенной концессионным соглашением, вне зависимости от применяемого налогового режима.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Доначисляя НДС, налоговый орган указал, что общество, применяющее УСН, при оказании потребителям услуг по подаче тепловой энергии (ТЭ) и горячего водоснабжения (теплоснабжения) (ГВС) в рамках концессионного соглашения неправомерно не исчисляло и не уплачивало НДС. Суд, ссылаясь на положения норм п. 13 ст. 40, ст. ст. 154 (п. 1), 161, 168 (п. п. 1, 2, 6), 174.1, 346.11 (п. 2) НК РФ, ст. 424 ГК РФ и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", пришел к выводу, что налогоплательщик обязан предъявить покупателю соответствующую сумму НДС в составе тарифа реализуемых услуг по подаче ТЭ и ГВС, концессионер, применяющий УСН, при совершении в рамках концессионных соглашений операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, должен исчислять НДС. Суд признал обоснованным исчисление НДС с применением расчетной ставки 20/120. Суд отклонил доводы общества о неправомерном доначислении НДС из-за отсутствия у общества статуса плательщика этого налога при применении УСН, а также об установлении тарифа без включения в него суммы НДС, поскольку общество являлось концессионером и в силу прямого указания закона (абз. 2 п. 1 ст. 174.1 НК РФ) должно уплачивать в бюджет НДС, исчисленный с доходов, полученных от деятельности, определенной концессионным соглашением, вне зависимости от применяемого налогового режима.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: НДС при реализации концессионных соглашений
(КонсультантПлюс, 2025)перечисление концессионером платы концеденту. Концессионер в этом случае выполняет обязанности налогового агента (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 161 НК РФ, ч. 1, 2 ст. 3, ч. 1 ст. 7 Закона о концессионных соглашениях, ст. 606 ГК РФ, Письмо Минфина России от 18.11.2022 N 03-07-11/112750);
(КонсультантПлюс, 2025)перечисление концессионером платы концеденту. Концессионер в этом случае выполняет обязанности налогового агента (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 161 НК РФ, ч. 1, 2 ст. 3, ч. 1 ст. 7 Закона о концессионных соглашениях, ст. 606 ГК РФ, Письмо Минфина России от 18.11.2022 N 03-07-11/112750);
Статья: Актуальное правовое регулирование концессионных соглашений в РФ
(Исупова С.С.)
("Местное право", 2024, N 1)Резюмируя изложенные выше новеллы, внесенные в Закон N 115-ФЗ, следует в первую очередь отметить изменение соответствующих норм, направленных на повышение гарантий прав концессионера. Именно это обстоятельство представляется наиболее важным, поскольку ни для кого не секрет, что в течение ряда лет КС не были реализованы зачастую именно в силу отсутствия необходимых для инвесторов гарантий возврата тех средств, которые должны были вкладываться в инфраструктурные проекты, и получения прибыли от указанной деятельности.
(Исупова С.С.)
("Местное право", 2024, N 1)Резюмируя изложенные выше новеллы, внесенные в Закон N 115-ФЗ, следует в первую очередь отметить изменение соответствующих норм, направленных на повышение гарантий прав концессионера. Именно это обстоятельство представляется наиболее важным, поскольку ни для кого не секрет, что в течение ряда лет КС не были реализованы зачастую именно в силу отсутствия необходимых для инвесторов гарантий возврата тех средств, которые должны были вкладываться в инфраструктурные проекты, и получения прибыли от указанной деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Объект концессионного соглашения после реализации мероприятий по его созданию и (или) реконструкции является собственностью концедента <1>. Концессионер получает права владения и пользования объектом соглашения, которые (в отношении недвижимости) подлежат государственной регистрации <2>. При этом концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта по цене, равной рыночной стоимости объекта, в случае включения объекта в документ планирования приватизации и при условии добросовестного исполнения концессионного соглашения (приватизация возможна по окончании срока действия концессионного соглашения). При этом нужно учитывать, что если в отношении соответствующей категории объектов действуют ограничения на приватизацию, то концессионер не сможет выкупить такой объект (например, по общему правилу запрещена приватизация спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности <3>).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Объект концессионного соглашения после реализации мероприятий по его созданию и (или) реконструкции является собственностью концедента <1>. Концессионер получает права владения и пользования объектом соглашения, которые (в отношении недвижимости) подлежат государственной регистрации <2>. При этом концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта по цене, равной рыночной стоимости объекта, в случае включения объекта в документ планирования приватизации и при условии добросовестного исполнения концессионного соглашения (приватизация возможна по окончании срока действия концессионного соглашения). При этом нужно учитывать, что если в отношении соответствующей категории объектов действуют ограничения на приватизацию, то концессионер не сможет выкупить такой объект (например, по общему правилу запрещена приватизация спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности <3>).
Готовое решение: Как вести книгу покупок
(КонсультантПлюс, 2025)При этом если "упрощенец" является участником простого или инвестиционного товарищества, ведущим общий учет, концессионером или доверительным управляющим по договору доверительного управления имуществом, то на него возлагаются обязанности плательщика НДС независимо от того, должен ли он платить за себя налог или нет. Поэтому в таком случае ему нужно в том числе вести книгу покупок (п. п. 1, 2, 3 ст. 174.1 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом если "упрощенец" является участником простого или инвестиционного товарищества, ведущим общий учет, концессионером или доверительным управляющим по договору доверительного управления имуществом, то на него возлагаются обязанности плательщика НДС независимо от того, должен ли он платить за себя налог или нет. Поэтому в таком случае ему нужно в том числе вести книгу покупок (п. п. 1, 2, 3 ст. 174.1 НК РФ).
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Поэтому плата концедента по концессионному соглашению за эксплуатацию объекта концессионного соглашения, выплачиваемая концессионеру, подлежит налогообложению у концессионера. При этом суммы НДС, предъявленные концессионеру при приобретении товаров (работ, услуг) в процессе эксплуатации объектов концессионного соглашения, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Поэтому плата концедента по концессионному соглашению за эксплуатацию объекта концессионного соглашения, выплачиваемая концессионеру, подлежит налогообложению у концессионера. При этом суммы НДС, предъявленные концессионеру при приобретении товаров (работ, услуг) в процессе эксплуатации объектов концессионного соглашения, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Статья: Формы реализации проектов в сфере государственного частного партнерства: правовой аспект
(Смышляев А.В.)
("Юрист", 2022, N 11)При строительстве объекта предполагаются договорные отношения между участниками, где аренда земельного участка под объектами автоматически закрепляется за исполнителем (концессионером) на весь период создания и эксплуатации. Помимо земельного участка, концедент может передать концессионеру, если это необходимо и предусмотрено договором, часть движимого и недвижимого имущества. Такое возможно в случае реконструкции медицинского учреждения, образовательной организации или иного социального объекта. В договоре может быть указана необходимость модернизации части существующих помещений. Часть затрат на ремонт может быть компенсирована за счет бюджета на разных этапах реализации проекта.
(Смышляев А.В.)
("Юрист", 2022, N 11)При строительстве объекта предполагаются договорные отношения между участниками, где аренда земельного участка под объектами автоматически закрепляется за исполнителем (концессионером) на весь период создания и эксплуатации. Помимо земельного участка, концедент может передать концессионеру, если это необходимо и предусмотрено договором, часть движимого и недвижимого имущества. Такое возможно в случае реконструкции медицинского учреждения, образовательной организации или иного социального объекта. В договоре может быть указана необходимость модернизации части существующих помещений. Часть затрат на ремонт может быть компенсирована за счет бюджета на разных этапах реализации проекта.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)В качестве концедента могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Концессионером при этом может выступать индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица (п. 1 ст. 5 Закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)В качестве концедента могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Концессионером при этом может выступать индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица (п. 1 ст. 5 Закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ).
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)При этом концессионер, применяющий УСН, при совершении в рамках концессионных соглашений налогооблагаемых операций должен исчислять НДС. В связи с этим налогоплательщик обязан был предъявить покупателю соответствующую сумму НДС в составе оплаты услуг и уплатить налог в бюджет (Постановление АС ВСО от 12.05.2025 N Ф02-1417/2025 по делу N А78-2729/2024).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)При этом концессионер, применяющий УСН, при совершении в рамках концессионных соглашений налогооблагаемых операций должен исчислять НДС. В связи с этим налогоплательщик обязан был предъявить покупателю соответствующую сумму НДС в составе оплаты услуг и уплатить налог в бюджет (Постановление АС ВСО от 12.05.2025 N Ф02-1417/2025 по делу N А78-2729/2024).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Частью 1 ст. 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (в ред. Федерального закона от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ <299>) определено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 ч. 1 ст. 4 данного Закона) (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "объект концессионного соглашения"), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Частью 1 ст. 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (в ред. Федерального закона от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ <299>) определено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 ч. 1 ст. 4 данного Закона) (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "объект концессионного соглашения"), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Статья: Правовое регулирование "Дальневосточной концессии"
(Лопухова П.С.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Помимо субъектного состава и нормативно установленного минимального срока соглашения отличительной чертой ДВК является заявляемая возможность возврата до 100% вложенных инвестиций концессионеру. При этом нормативного закрепления данное условие не получило. То есть инвесторам не предоставляется гарантия такого возврата, но лишь заявляется о намерении его осуществить <16>. Учитывая высокий уровень риска, присущий сфере инвестирования в целом, даже декларативное заявление подобного намерения можно считать весомым шагом, однако без четких гарантий окупаемости проекта для инвестора интерес в его реализации остается достаточно низким. Ситуацию усугубляет правовая неопределенность в сфере регулирования ДВК, проявляющаяся в высоком риске изменения законодательных требований, неоднозначности нормативных актов - регулирование в основном заключается в определении направлений развития, закреплении рекомендаций по привлечению частных инвестиций в развитие региона, обозначении общих требований к размеру привлеченного капитала в регион в рамках механизма ДВК, но не в однозначном закреплении гарантий инвесторов, их прав и обязанностей, а также, как заявлял вице-президент Сбербанка Михаил Чачин, "понятных критериев отбора... проектов" <17>. Стоит отметить, что недостаток нормативно-правового регулирования использования механизма ДВК периодически заявляется и на уровне власти. Так, в 2022 г. о необходимости нормативного регулирования условий применения механизма ДВК заявил заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков <18>. Однако речь в данном случае шла о введении дополнительных ограничений на заключение концессионных соглашений, направленных на реализацию проектов, которые уже были отклонены для включения в отраслевые программы. Представляется, что при таком подходе создается противоречие с заявленными при создании рассматриваемого механизма ДВК целями - помощь в развитии региональных проектов, которые не могут быть реализованы исключительно за счет бюджетных средств. Безусловно, озвученный риск продвижения "некачественных" проектов за счет привлечения частных инвестиций необходимо минимизировать, однако представляется, что для качественной оценки проектов в рамках ДВК достаточно привлечения в качестве контролирующего звена Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
(Лопухова П.С.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Помимо субъектного состава и нормативно установленного минимального срока соглашения отличительной чертой ДВК является заявляемая возможность возврата до 100% вложенных инвестиций концессионеру. При этом нормативного закрепления данное условие не получило. То есть инвесторам не предоставляется гарантия такого возврата, но лишь заявляется о намерении его осуществить <16>. Учитывая высокий уровень риска, присущий сфере инвестирования в целом, даже декларативное заявление подобного намерения можно считать весомым шагом, однако без четких гарантий окупаемости проекта для инвестора интерес в его реализации остается достаточно низким. Ситуацию усугубляет правовая неопределенность в сфере регулирования ДВК, проявляющаяся в высоком риске изменения законодательных требований, неоднозначности нормативных актов - регулирование в основном заключается в определении направлений развития, закреплении рекомендаций по привлечению частных инвестиций в развитие региона, обозначении общих требований к размеру привлеченного капитала в регион в рамках механизма ДВК, но не в однозначном закреплении гарантий инвесторов, их прав и обязанностей, а также, как заявлял вице-президент Сбербанка Михаил Чачин, "понятных критериев отбора... проектов" <17>. Стоит отметить, что недостаток нормативно-правового регулирования использования механизма ДВК периодически заявляется и на уровне власти. Так, в 2022 г. о необходимости нормативного регулирования условий применения механизма ДВК заявил заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков <18>. Однако речь в данном случае шла о введении дополнительных ограничений на заключение концессионных соглашений, направленных на реализацию проектов, которые уже были отклонены для включения в отраслевые программы. Представляется, что при таком подходе создается противоречие с заявленными при создании рассматриваемого механизма ДВК целями - помощь в развитии региональных проектов, которые не могут быть реализованы исключительно за счет бюджетных средств. Безусловно, озвученный риск продвижения "некачественных" проектов за счет привлечения частных инвестиций необходимо минимизировать, однако представляется, что для качественной оценки проектов в рамках ДВК достаточно привлечения в качестве контролирующего звена Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. На практике это обычно договор, заключаемый между государством и коммерческой организацией, в результате которого государственная недвижимость (вновь созданная или реконструированная) передается в пользование частным инвесторам в коммерческих целях.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. На практике это обычно договор, заключаемый между государством и коммерческой организацией, в результате которого государственная недвижимость (вновь созданная или реконструированная) передается в пользование частным инвесторам в коммерческих целях.
Статья: Компенсация при расторжении концессионного соглашения по вине концессионера в свете позиции Верховного Суда о недопустимости выплат виновной в расторжении стороне
(Лапшина А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Применительно к условиям концессионного соглашения о компенсации при его расторжении в связи с ненадлежащим исполнением концессионером его обязанностей этот вывод означает, что позиция о недопустимости выплаты денежных средств нарушившей стороне в случае одностороннего отказа от договора несет в себе риски также и для случаев расторжения договора по суду.
(Лапшина А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Применительно к условиям концессионного соглашения о компенсации при его расторжении в связи с ненадлежащим исполнением концессионером его обязанностей этот вывод означает, что позиция о недопустимости выплаты денежных средств нарушившей стороне в случае одностороннего отказа от договора несет в себе риски также и для случаев расторжения договора по суду.