Концессионное соглашение это
Подборка наиболее важных документов по запросу Концессионное соглашение это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 28.1 "Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности" Федерального закона "О теплоснабжении"Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что срок ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов превышает пять лет; установленный законодательством порядок передачи прав владения и (или) пользования такими объектами администрацией не соблюден; администрацией не выполнены требования закона, которые являются для административного ответчика обязательны; спорное имущество планировалось администрацией к передаче по концессионному соглашению, при этом, с 2022 года административным ответчиком мер, направленных на заключение концессионного соглашения на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения не принималось, вышеприведенные доводы административного ответчика со ссылками на нормы Федерального закона N 27-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения административного ответчика от исполнения возложенной на него обязанности."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28.1 "Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности" Федерального закона "О теплоснабжении""Ссылка заявителя жалобы на передачу системы теплоснабжения обществу "Стратегия" для содержания и технического обслуживания несостоятельна, поскольку указанная сделка признана нижестоящими судами ничтожной, совершенной в нарушение указанного в части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" императивного запрета на передачу имущества не иначе как по договорам аренды или по концессионным соглашениям. При этом суды верно отметили, что сама по себе передача коммунальных объектов теплоснабжения в пользование третьему лицу не исключает обязанность муниципального образования как собственника нести обязанности по обслуживанию и содержанию таких объектов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как расторгнуть концессионное соглашение
(КонсультантПлюс, 2025)По своей правовой природе требования о компенсации расходов по концессионному соглашению - это требования о взыскании неосновательного обогащения в денежной форме. Концессионер может обосновать их ссылками на соответствующие условия соглашения (если таковые есть), ч. 5 ст. 15 Закона о концессионных соглашениях, предоставляющей ему право на компенсацию расходов, п. 4 ст. 453 ГК РФ о последствиях расторжения договора и нормами о неосновательном обогащении - ст. 1102, п. 3 ст. 1103 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)По своей правовой природе требования о компенсации расходов по концессионному соглашению - это требования о взыскании неосновательного обогащения в денежной форме. Концессионер может обосновать их ссылками на соответствующие условия соглашения (если таковые есть), ч. 5 ст. 15 Закона о концессионных соглашениях, предоставляющей ему право на компенсацию расходов, п. 4 ст. 453 ГК РФ о последствиях расторжения договора и нормами о неосновательном обогащении - ст. 1102, п. 3 ст. 1103 ГК РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 3. Концессионное соглашение
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 3. Концессионное соглашение
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Объект концессионного соглашения - это недвижимое и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. К такому имуществу относятся, например, следующие активы (подп. 11 п. 1 ст. 4 Закона N 115-ФЗ):
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Объект концессионного соглашения - это недвижимое и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. К такому имуществу относятся, например, следующие активы (подп. 11 п. 1 ст. 4 Закона N 115-ФЗ):
Статья: Правовое регулирование "Дальневосточной концессии"
(Лопухова П.С.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Для понимания природы ДВК необходимо выявить отличительные особенности, позволяющие выделить ее в отдельный вид концессионных соглашений. Это необходимо не только для теоретической классификации, но также и для формирования четкого представления у потенциальных участников соглашений - частных инвесторов об условиях данного вида концессии, его плюсах и минусах.
(Лопухова П.С.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Для понимания природы ДВК необходимо выявить отличительные особенности, позволяющие выделить ее в отдельный вид концессионных соглашений. Это необходимо не только для теоретической классификации, но также и для формирования четкого представления у потенциальных участников соглашений - частных инвесторов об условиях данного вида концессии, его плюсах и минусах.
Справка: Что нужно знать об управлении государственным (муниципальным) имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)Концессионное соглашение - это договор, который заключается для привлечения инвестиций в экономику РФ, обеспечения эффективного использования публичного имущества, повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях).
(КонсультантПлюс, 2025)Концессионное соглашение - это договор, который заключается для привлечения инвестиций в экономику РФ, обеспечения эффективного использования публичного имущества, повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях).
Готовое решение: Что нужно знать о договоре коммерческой концессии (франчайзинга)
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно отличать франчайзинг от концессионных соглашений. Это другие отношения с отдельным регулированием, цель которых, как правило, - создание или реконструкция государственной или муниципальной недвижимости.
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно отличать франчайзинг от концессионных соглашений. Это другие отношения с отдельным регулированием, цель которых, как правило, - создание или реконструкция государственной или муниципальной недвижимости.
Готовое решение: НДС при реализации концессионных соглашений
(КонсультантПлюс, 2025)выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в связи с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и начисленный НДС по этим операциям;
(КонсультантПлюс, 2025)выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в связи с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и начисленный НДС по этим операциям;
Готовое решение: Как учитываются безвозмездные операции для целей налогообложения прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)передается в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращается в рамках концессионного соглашения). Это правило также распространяется на имущественные права. Расходы в части остаточной стоимости амортизируемого имущества можно учесть, если они профинансированы за счет средств субсидий, полученных на его приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию или техперевооружение (приобретение имущественных прав). Их учитывают в размере, не превышающем величину доходов, которые признаются в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (Письма Минфина России от 28.11.2023 N 03-03-05/114416 (п. 2), от 12.05.2021 N 03-03-06/1/36025);
(КонсультантПлюс, 2025)передается в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращается в рамках концессионного соглашения). Это правило также распространяется на имущественные права. Расходы в части остаточной стоимости амортизируемого имущества можно учесть, если они профинансированы за счет средств субсидий, полученных на его приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию или техперевооружение (приобретение имущественных прав). Их учитывают в размере, не превышающем величину доходов, которые признаются в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (Письма Минфина России от 28.11.2023 N 03-03-05/114416 (п. 2), от 12.05.2021 N 03-03-06/1/36025);
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что с момента принятия Закона N 246-ФЗ положения земельного и градостроительного законодательства о комплексном освоении и комплексном развитии территорий значительно изменились, причем не только по содержанию, но были внесены также терминологические корректировки. Так, если ранее ст. 30.2 и 38.2 ЗК РФ предусматривали комплексное освоение в целях жилищного строительства, то современные положения ЗК РФ и ГрК РФ предусматривают различные виды комплексного освоения и комплексного развития территорий, каждый из которых направлен на строительство и благоустройство территорий. В связи с этим можно предположить, что под "комплексным освоением в целях строительства" можно понимать использование земельного участка в ходе реализации любого вида комплексного освоения территории. Однако следует обратить внимание на то, что комплексное освоение согласно действующему законодательству может осуществляться только на земельных участках, находящихся в публичной собственности, тогда как право собственности на искусственный земельный участок может возникнуть в том числе у частного лица, средства которого являлись источником финансирования работ по созданию искусственного земельного участка (исключение составляют случаи создания участков на основании концессионного соглашения). В связи с этим возникает вопрос: возможно ли комплексное развитие искусственных земельных участков, которое предусматривает осуществление строительства и благоустройства, в том числе земельных участков, находящихся в частной собственности?
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что с момента принятия Закона N 246-ФЗ положения земельного и градостроительного законодательства о комплексном освоении и комплексном развитии территорий значительно изменились, причем не только по содержанию, но были внесены также терминологические корректировки. Так, если ранее ст. 30.2 и 38.2 ЗК РФ предусматривали комплексное освоение в целях жилищного строительства, то современные положения ЗК РФ и ГрК РФ предусматривают различные виды комплексного освоения и комплексного развития территорий, каждый из которых направлен на строительство и благоустройство территорий. В связи с этим можно предположить, что под "комплексным освоением в целях строительства" можно понимать использование земельного участка в ходе реализации любого вида комплексного освоения территории. Однако следует обратить внимание на то, что комплексное освоение согласно действующему законодательству может осуществляться только на земельных участках, находящихся в публичной собственности, тогда как право собственности на искусственный земельный участок может возникнуть в том числе у частного лица, средства которого являлись источником финансирования работ по созданию искусственного земельного участка (исключение составляют случаи создания участков на основании концессионного соглашения). В связи с этим возникает вопрос: возможно ли комплексное развитие искусственных земельных участков, которое предусматривает осуществление строительства и благоустройства, в том числе земельных участков, находящихся в частной собственности?
Статья: Государственно-частное партнерство как инструмент реализации конституционного принципа экономической солидарности
(Белицкая А.В.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)В зарубежных странах представлен институт социального государственно-частного партнерства, который использует сильные стороны Правительства, частного бизнеса и некоммерческих организаций для устранения социального неравенства и обеспечения социального развития в рамках поиска новых способов предоставления социальных услуг. В рамках социального государственно-частного партнерства Правительство и частные инвесторы совместно предоставляют финансирование социальному сектору для разработки и реализации творческих и эффективных мер решения социальных задач. В зарубежных странах накоплен значительный опыт практической реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере <15>. В тех странах, где развиты рыночные отношения и государством гарантируется высокий уровень социальной защиты (Великобритания, Германия, Испания, Франция, Япония), государственно-частное партнерство в социальной сфере, а именно в отраслях здравоохранения и образования, встречается чаще, чем в других сферах. В странах с переходной экономикой социальные отрасли как сфера применения государственно-частного партнерства занимают одно из последних мест <16>. Тем не менее можно выделить ряд проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере и в развивающихся странах. Так, в Колумбии частные инвестиции привлекаются для поддержки учеников и студентов из семей с низким уровнем дохода в рамках программы Escuela Nueva, которая была профинансирована кофейными компаниями <17>. 26 школ открылись по результатам заключения концессионных соглашений, при этом частные школы взяли под свой патронаж государственные <18>. В Чили государственно-частное партнерство было использовано при проведении пенсионной реформы, в рамках которой предполагалось управление пенсионными средствами конкурирующими специализированными частными компаниями <19>. Интерес представляет применение модели государственно-частного партнерства Aizira, впервые опробованной в Испании, по которой частная сторона достраивает и укомплектовывает объект или группу медицинских объектов, далее организует управляющую компанию по эксплуатации, однако при этом берет на себя обязательства оказывать услуги определенной группе населения за счет собственных средств (другим вариантом может быть оказание медицинских услуг за счет частичного финансирования из бюджетных источников) <20>.
(Белицкая А.В.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)В зарубежных странах представлен институт социального государственно-частного партнерства, который использует сильные стороны Правительства, частного бизнеса и некоммерческих организаций для устранения социального неравенства и обеспечения социального развития в рамках поиска новых способов предоставления социальных услуг. В рамках социального государственно-частного партнерства Правительство и частные инвесторы совместно предоставляют финансирование социальному сектору для разработки и реализации творческих и эффективных мер решения социальных задач. В зарубежных странах накоплен значительный опыт практической реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере <15>. В тех странах, где развиты рыночные отношения и государством гарантируется высокий уровень социальной защиты (Великобритания, Германия, Испания, Франция, Япония), государственно-частное партнерство в социальной сфере, а именно в отраслях здравоохранения и образования, встречается чаще, чем в других сферах. В странах с переходной экономикой социальные отрасли как сфера применения государственно-частного партнерства занимают одно из последних мест <16>. Тем не менее можно выделить ряд проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере и в развивающихся странах. Так, в Колумбии частные инвестиции привлекаются для поддержки учеников и студентов из семей с низким уровнем дохода в рамках программы Escuela Nueva, которая была профинансирована кофейными компаниями <17>. 26 школ открылись по результатам заключения концессионных соглашений, при этом частные школы взяли под свой патронаж государственные <18>. В Чили государственно-частное партнерство было использовано при проведении пенсионной реформы, в рамках которой предполагалось управление пенсионными средствами конкурирующими специализированными частными компаниями <19>. Интерес представляет применение модели государственно-частного партнерства Aizira, впервые опробованной в Испании, по которой частная сторона достраивает и укомплектовывает объект или группу медицинских объектов, далее организует управляющую компанию по эксплуатации, однако при этом берет на себя обязательства оказывать услуги определенной группе населения за счет собственных средств (другим вариантом может быть оказание медицинских услуг за счет частичного финансирования из бюджетных источников) <20>.
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 19.02.2024 N БС-4-21/1830@ <Как облагать налогом на имущество "кадастровую" недвижимость, полученную по договору концессии>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 10)Резюме сотрудников ведомства. Концессионер определяет первоначальную стоимость полученного амортизируемого имущества, начисляя по нему амортизацию в течение срока действия концессионного соглашения. Эти суммы он вправе включить в "прибыльные" расходы.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 10)Резюме сотрудников ведомства. Концессионер определяет первоначальную стоимость полученного амортизируемого имущества, начисляя по нему амортизацию в течение срока действия концессионного соглашения. Эти суммы он вправе включить в "прибыльные" расходы.
Готовое решение: Как учесть расходы на приобретение транспондера при применении ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, а также на оплату проезда по платным автодорогам с его применением
(КонсультантПлюс, 2025)1 Стоимость услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автодорогам, оказанных по договору доверительного управления, учредителем которого является РФ, НДС не облагается. Исключением является стоимость услуг, плата за которые остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением. В этом случае стоимость услуг облагается НДС в общем порядке (пп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)1 Стоимость услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автодорогам, оказанных по договору доверительного управления, учредителем которого является РФ, НДС не облагается. Исключением является стоимость услуг, плата за которые остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением. В этом случае стоимость услуг облагается НДС в общем порядке (пп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ).