Конституционные принципы экономического строя России
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционные принципы экономического строя России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.08.2024 по делу N 66-1978/2024 (УИД 46OS0000-01-2023-000121-81)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в признании и разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решений судов иностранного государства.
Решение: Определение оставлено без изменения.Из разъяснений, содержащихся в пункте 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража", следует, что для отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц (абзац третий).
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в признании и разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решений судов иностранного государства.
Решение: Определение оставлено без изменения.Из разъяснений, содержащихся в пункте 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража", следует, что для отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц (абзац третий).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный строй как объект уголовно-правовой охраны
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Согласимся, что основы конституционного строя определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества <24>, к которым можно отнести принцип признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; принципы демократизма, народовластия, государственной суверенности, правового государства, федерализма; принцип разделения властей и т.д. <25>.
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Согласимся, что основы конституционного строя определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества <24>, к которым можно отнести принцип признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; принципы демократизма, народовластия, государственной суверенности, правового государства, федерализма; принцип разделения властей и т.д. <25>.
Статья: Экономика как объект конституционно-правового регулирования: понятие и общая характеристика
(Стаханова Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Работа посвящена определению теоретико-методологических подходов к конституционно-правовому регулированию экономики и экономических отношений. Рассмотрены основные концептуальные модели конституционно-правового регулирования, к которым относятся: прямое государственное управление; либеральная модель; либерально-демократическая модель; модель социального государства. Проанализирована российская модель конституционного регулирования экономики, построенная на принципах социального государства и приоритета обеспечения социально-экономических прав и свобод при соблюдении установленного конституционными нормами публичного правопорядка. Сформулированы авторские выводы, отражающие общую характеристику экономики как объекта конституционно-правового регулирования в современных экономических условиях.
(Стаханова Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Работа посвящена определению теоретико-методологических подходов к конституционно-правовому регулированию экономики и экономических отношений. Рассмотрены основные концептуальные модели конституционно-правового регулирования, к которым относятся: прямое государственное управление; либеральная модель; либерально-демократическая модель; модель социального государства. Проанализирована российская модель конституционного регулирования экономики, построенная на принципах социального государства и приоритета обеспечения социально-экономических прав и свобод при соблюдении установленного конституционными нормами публичного правопорядка. Сформулированы авторские выводы, отражающие общую характеристику экономики как объекта конституционно-правового регулирования в современных экономических условиях.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об Общественной палате Российской Федерации"Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
(ред. от 13.06.2023)
"Об Общественной палате Российской Федерации"Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53
"О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража"Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
"О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража"Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.