Конституционный суд о пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный суд о пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона "О страховых пенсиях""Как следует из представленных материалов, нарушение своих прав заявительница связывает с отказом правоприменительных органов включить периоды ее службы в органах внутренних дел в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". Однако Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной и иной приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О, от 28 января 2016 года N 48-О, от 24 апреля 2018 года N 946-О и др.)."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 22 "Сроки назначения страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2920-О, от 24 апреля 2018 г. N 948-О)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип эквивалентности страховых взносов в свете теории выгоды: правовое преломление
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Данная позиция лежит в основе развития принципа эквивалентности в правовом механизме страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. Позиция ярко прослеживается в Постановлении КС РФ <20>, указавшего, что справедливость финансовых отчислений на обязательное социальное страхование означает признание неформального равенства плательщиков страховых взносов, обеспечиваемого дифференциацией категорий плательщиков, соразмерностью (нечрезмерностью) тарифов страховых взносов и их соотносимостью с получаемыми пенсиями. КС РФ добавил, что необходимо обеспечить эквивалент между взносами, уплаченными в бюджетную систему, и будущими страховыми выплатами, а введение неэквивалентного тарифа трудовым пенсиям не учитывало конституционные принципы справедливости и равенства. Для обеспечения эквивалентности КС РФ предложил установить минимальный доход для взимания взносов и максимальный доход, ограничивающий уплату взносов, а также использовать обратно пропорциональную прогрессивную тарифную сетку для высоких доходов.
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Данная позиция лежит в основе развития принципа эквивалентности в правовом механизме страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. Позиция ярко прослеживается в Постановлении КС РФ <20>, указавшего, что справедливость финансовых отчислений на обязательное социальное страхование означает признание неформального равенства плательщиков страховых взносов, обеспечиваемого дифференциацией категорий плательщиков, соразмерностью (нечрезмерностью) тарифов страховых взносов и их соотносимостью с получаемыми пенсиями. КС РФ добавил, что необходимо обеспечить эквивалент между взносами, уплаченными в бюджетную систему, и будущими страховыми выплатами, а введение неэквивалентного тарифа трудовым пенсиям не учитывало конституционные принципы справедливости и равенства. Для обеспечения эквивалентности КС РФ предложил установить минимальный доход для взимания взносов и максимальный доход, ограничивающий уплату взносов, а также использовать обратно пропорциональную прогрессивную тарифную сетку для высоких доходов.
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2013 года"10. Постановлением от 6 ноября 2013 года N 23-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2013 года"10. Постановлением от 6 ноября 2013 года N 23-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Судебная коллегия указала, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении заявления Ш. об изменении способа исполнения решения суда путем снижения размера ежемесячных удержаний из страховой пенсии по старости положения частей 1 - 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положения Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и нормы статей 203 и 434 ГПК РФ не применены с учетом правовой позиции Конституционного Суда, согласно которой, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (постановление Конституционного Суда от 12 июля 2007 г. N 10-П, определения Конституционного Суда от 18 апреля 2006 г. N 104-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О, от 19 июля 2016 г. N 1713-О и др.).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Судебная коллегия указала, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении заявления Ш. об изменении способа исполнения решения суда путем снижения размера ежемесячных удержаний из страховой пенсии по старости положения частей 1 - 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положения Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и нормы статей 203 и 434 ГПК РФ не применены с учетом правовой позиции Конституционного Суда, согласно которой, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (постановление Конституционного Суда от 12 июля 2007 г. N 10-П, определения Конституционного Суда от 18 апреля 2006 г. N 104-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О, от 19 июля 2016 г. N 1713-О и др.).