Конституция как основополагающий нормативный акт
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция как основополагающий нормативный акт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Конституция Российской Федерации является основополагающим нормативным правовым актом Российской Федерации, не относящимся к числу законов, содержащим принципиальные нормативные положения, которые служат правовой базой для всех отраслей российского права, в том числе и для административного права. В этой связи Конституция РФ, на мой взгляд, выступает в качестве особого источника административного права, определяющего наиболее общие конституционно-правовые основы административно-правового регулирования общественных отношений на территории Российской Федерации. Такие основы закрепляются соответствующими нормами конституционного права, которые затем получают свое развитие, содержательно разворачиваются и облекаются в нормы уже административного права в федеральных конституционных законах и федеральных законах. К числу положений Конституции РФ, определяющих конституционно-правовые основы административно-правового регулирования, можно, в частности, отнести, нормы ст. 10, 11, 12, 77, 78 (в части организации осуществления исполнительной власти и системы органов исполнительной власти), ст. 15 (в части обеспечения законности деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц), ст. 17, 18, 55, 56 (в части обеспечения соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их необоснованного ограничения), ст. 71, 72 (в части разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), глав 4 и 6 (в части формирования, определения компетенции и полномочий органов исполнительной власти и контроля за их деятельностью).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Конституция Российской Федерации является основополагающим нормативным правовым актом Российской Федерации, не относящимся к числу законов, содержащим принципиальные нормативные положения, которые служат правовой базой для всех отраслей российского права, в том числе и для административного права. В этой связи Конституция РФ, на мой взгляд, выступает в качестве особого источника административного права, определяющего наиболее общие конституционно-правовые основы административно-правового регулирования общественных отношений на территории Российской Федерации. Такие основы закрепляются соответствующими нормами конституционного права, которые затем получают свое развитие, содержательно разворачиваются и облекаются в нормы уже административного права в федеральных конституционных законах и федеральных законах. К числу положений Конституции РФ, определяющих конституционно-правовые основы административно-правового регулирования, можно, в частности, отнести, нормы ст. 10, 11, 12, 77, 78 (в части организации осуществления исполнительной власти и системы органов исполнительной власти), ст. 15 (в части обеспечения законности деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц), ст. 17, 18, 55, 56 (в части обеспечения соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их необоснованного ограничения), ст. 71, 72 (в части разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), глав 4 и 6 (в части формирования, определения компетенции и полномочий органов исполнительной власти и контроля за их деятельностью).
Статья: Миграционная политика и миграционно-правовая политика: сравнительный анализ и проблемы дефиниции
(Сазонова О.А.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Указывается, что "правовая политика отражает систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на конституционных принципах и общепризнанных нормах международного права, выражается преимущественно в конституциях, кодексах, законах, других основополагающих нормативных правовых актах конкретного государства. Данная политика ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем - защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования. Отмечается, что правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы государства" <13>.
(Сазонова О.А.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Указывается, что "правовая политика отражает систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на конституционных принципах и общепризнанных нормах международного права, выражается преимущественно в конституциях, кодексах, законах, других основополагающих нормативных правовых актах конкретного государства. Данная политика ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем - защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования. Отмечается, что правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы государства" <13>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015)Конституцией Российской Федерации (статья 38) закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015)Конституцией Российской Федерации (статья 38) закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
"Обзор практики рассмотрения судами дел о возвращении ребенка на основании Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2019)Одним из основополагающих нормативных правовых актов, регулирующих права несовершеннолетних детей, является Семейный кодекс Российской Федерации (далее также - СК РФ), в главе 11 которого закреплены, в частности, право каждого ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (абзац второй пункта 2 статьи 54 СК РФ), а также право на общение с обоими родителями, в том числе в случае раздельного проживания родителей либо проживания их в разных государствах (пункт 1 статьи 55 СК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2019)Одним из основополагающих нормативных правовых актов, регулирующих права несовершеннолетних детей, является Семейный кодекс Российской Федерации (далее также - СК РФ), в главе 11 которого закреплены, в частности, право каждого ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (абзац второй пункта 2 статьи 54 СК РФ), а также право на общение с обоими родителями, в том числе в случае раздельного проживания родителей либо проживания их в разных государствах (пункт 1 статьи 55 СК РФ).