Конституция право на здоровье
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция право на здоровье (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 17 Конституции РФ"По смыслу приведенных положений, закрепленных в статьях 1, 2, 7 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 21, 41 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на охрану достоинства личности распространяются и на лиц, которые лишены свободы в установленном законом порядке и которые в целом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, с изъятиями, обусловленными особенностями их личности, совершенных ими преступлений и специальным режимом мест лишения свободы (постановление от 15 ноября 2016 года N 24-П; определения от 13 июня 2002 года N 173-О, от 9 июня 2005 года N 248-О, от 16 февраля 2006 года N 63-О, от 15 июля 2008 года N 454-О-О, от 25 февраля 2010 года N 258-О-О и др.)."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 Конституции РФ"По смыслу приведенных положений, закрепленных в статьях 1, 2, 7 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 21, 41 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на охрану достоинства личности распространяются и на лиц, которые лишены свободы в установленном законом порядке и которые в целом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, с изъятиями, обусловленными особенностями их личности, совершенных ими преступлений и специальным режимом мест лишения свободы (постановление от 15 ноября 2016 года N 24-П; определения от 13 июня 2002 года N 173-О, от 9 июня 2005 года N 248-О, от 16 февраля 2006 года N 63-О, от 15 июля 2008 года N 454-О-О, от 25 февраля 2010 года N 258-О-О и др.)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита здоровья граждан как основной элемент обеспечения права на жизнь и особенности его реализации в чрезвычайных ситуациях
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Правовой механизм защиты права на здоровье, установленный Конституцией, - в этом согласимся с И.В. Тимофеевым, - включает три базовые составляющие: "провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2, 17) и тем самым определение здоровья человека как неотъемлемого и неотчуждаемого блага; юридизацию здоровья человека в качестве объекта субъективного конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), а также закрепление обеспечения здоровья человека в качестве цели и предмета деятельности (как охранительной, так и регулятивной) государства (ст. 7, 18, п. "в" ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72)" <5>.
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Правовой механизм защиты права на здоровье, установленный Конституцией, - в этом согласимся с И.В. Тимофеевым, - включает три базовые составляющие: "провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2, 17) и тем самым определение здоровья человека как неотъемлемого и неотчуждаемого блага; юридизацию здоровья человека в качестве объекта субъективного конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), а также закрепление обеспечения здоровья человека в качестве цели и предмета деятельности (как охранительной, так и регулятивной) государства (ст. 7, 18, п. "в" ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72)" <5>.
Статья: Административно-правовые меры охраны и обеспечения гарантий здоровья российских граждан как неотъемлемой конституционной ценности
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Конституция РФ признает право на здоровье своих граждан высшей ценностью. Органы публичной власти, реализуя конституционные постулаты, закладывают в стратегические планы социального развития страны основы охраны здоровья, поддерживают и обеспечивают достойную жизнь граждан. Государственную политику в сфере здравоохранения осуществляет Правительство РФ, а реализует Минздрав России. Охрана права на здоровье граждан обеспечивается на всех трех уровнях: государственном, региональном, местном. Обеспечивая право на здоровье человека, уполномоченные федеральные службы применяют комплекс административно-правовых мер охраны.
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Конституция РФ признает право на здоровье своих граждан высшей ценностью. Органы публичной власти, реализуя конституционные постулаты, закладывают в стратегические планы социального развития страны основы охраны здоровья, поддерживают и обеспечивают достойную жизнь граждан. Государственную политику в сфере здравоохранения осуществляет Правительство РФ, а реализует Минздрав России. Охрана права на здоровье граждан обеспечивается на всех трех уровнях: государственном, региональном, местном. Обеспечивая право на здоровье человека, уполномоченные федеральные службы применяют комплекс административно-правовых мер охраны.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024)Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
(ред. от 08.08.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024)Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Суд апелляционной инстанции не применил положения статьи 41 Конституции Российской Федерации о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права - Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов, устанавливающими, что государствами - участниками Конвенций, к которым относится и Российская Федерация, принимаются все необходимые меры для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка-инвалида.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Суд апелляционной инстанции не применил положения статьи 41 Конституции Российской Федерации о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права - Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов, устанавливающими, что государствами - участниками Конвенций, к которым относится и Российская Федерация, принимаются все необходимые меры для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка-инвалида.