Конституция разделение властей
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция разделение властей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Функции органов местного самоуправления. Их самостоятельность
(КонсультантПлюс, 2024)...Понуждение судом органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
(КонсультантПлюс, 2024)...Понуждение судом органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 Конституции РФ"Учитывая изложенные правовые нормы, понуждение Администрации к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание муниципальных образований, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на Администрацию такой обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Закрепление принципа разделения властей в государственном механизме Тувинской Народной Республики 1921 г.
(Тарасова О.Е., Николаева Е.А., Артеменко Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Образование Тувинской Народной Республики в 1921 г. происходило под воздействием Советской России, которая целенаправленно стремилась к дальнейшему слиянию <9> с этим регионом. Тем не менее мы не видим построения системы органов государственной власти молодой Тувинской Народной Республики по подобию большевистской схемы, при которой власть, передаваемая народом органам государства, была едина в структурно-функциональном плане. Согласно ленинскому представлению о структуре государственной власти, исполнительная и законодательная ветви власти не составляют частей институционализированной системы разделения властей. Большевиками они рассматривались как вспомогательные функциональные органы представительных ассамблей, власть которых остается нераздельной <10>. Поэтому, как указывает И.В. Лексин, "основополагающий принцип прогрессивных конституций: разделение властей на законодательную и исполнительную Конституцией 1918 г. не предусматривался. Ст. 41 Конституции обязывала Совнарком представлять на "рассмотрение и утверждение" ВЦИК решения, "имеющие крупное общеполитическое значение", с правом "непосредственно" осуществлять мероприятия, требующие "неотложного выполнения" <11>.
(Тарасова О.Е., Николаева Е.А., Артеменко Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Образование Тувинской Народной Республики в 1921 г. происходило под воздействием Советской России, которая целенаправленно стремилась к дальнейшему слиянию <9> с этим регионом. Тем не менее мы не видим построения системы органов государственной власти молодой Тувинской Народной Республики по подобию большевистской схемы, при которой власть, передаваемая народом органам государства, была едина в структурно-функциональном плане. Согласно ленинскому представлению о структуре государственной власти, исполнительная и законодательная ветви власти не составляют частей институционализированной системы разделения властей. Большевиками они рассматривались как вспомогательные функциональные органы представительных ассамблей, власть которых остается нераздельной <10>. Поэтому, как указывает И.В. Лексин, "основополагающий принцип прогрессивных конституций: разделение властей на законодательную и исполнительную Конституцией 1918 г. не предусматривался. Ст. 41 Конституции обязывала Совнарком представлять на "рассмотрение и утверждение" ВЦИК решения, "имеющие крупное общеполитическое значение", с правом "непосредственно" осуществлять мероприятия, требующие "неотложного выполнения" <11>.
Статья: Президентская власть как самостоятельная ветвь власти: конституционная и публично-правовая реальность
(Исмаилова Х.Ч.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Согласно Конституции разделение власти - одна из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. является основой для организации государственной власти не только на федеральном уровне, но и в ее субъектах <13>. А Президент РФ в различных формах участвует в организации власти в субъектах Федерации. К примеру, представляет кандидатуры в законодательные органы государственной власти субъекта Федерации (Народное Собрание Республики Дагестан), для избрания (наделения полномочиями) на должность главы республики. Указанные полномочия Президента также являются одними из составляющих президентской власти как самостоятельной ветви власти.
(Исмаилова Х.Ч.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Согласно Конституции разделение власти - одна из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. является основой для организации государственной власти не только на федеральном уровне, но и в ее субъектах <13>. А Президент РФ в различных формах участвует в организации власти в субъектах Федерации. К примеру, представляет кандидатуры в законодательные органы государственной власти субъекта Федерации (Народное Собрание Республики Дагестан), для избрания (наделения полномочиями) на должность главы республики. Указанные полномочия Президента также являются одними из составляющих президентской власти как самостоятельной ветви власти.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"4) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"4) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Вместе с тем судебная коллегия обоснованно указала, что, возлагая на орган местного самоуправления обязанность признать спорное жилье непригодным для проживания, суд первой инстанции не учел, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Вместе с тем судебная коллегия обоснованно указала, что, возлагая на орган местного самоуправления обязанность признать спорное жилье непригодным для проживания, суд первой инстанции не учел, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.