Контроль качества аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль качества аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы обеспечения и управления качеством услуг аудиторских организаций
(Лосева Н.А., Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2023, N 1)Качество аудиторских услуг обеспечивается соблюдением требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации об аудиторской деятельности, в том числе национальных и международных стандартов аудита. Система нормативно-правового регулирования, элементы регулирования аудиторской деятельности, система контроля качества аудита создают условия для формирования качества аудиторских услуг определенного уровня и функционирования рынка аудиторских услуг. Однако национальная экономика и рынок аудиторских услуг находятся в состоянии непрерывного развития. Появление новых потребностей со стороны общества и заинтересованных пользователей выдвигает новые требования к качеству аудиторских услуг, которые необходимо удовлетворять, т.е. необходимо обеспечить постоянное совершенствование аудиторских услуг и повышение их качества.
(Лосева Н.А., Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2023, N 1)Качество аудиторских услуг обеспечивается соблюдением требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации об аудиторской деятельности, в том числе национальных и международных стандартов аудита. Система нормативно-правового регулирования, элементы регулирования аудиторской деятельности, система контроля качества аудита создают условия для формирования качества аудиторских услуг определенного уровня и функционирования рынка аудиторских услуг. Однако национальная экономика и рынок аудиторских услуг находятся в состоянии непрерывного развития. Появление новых потребностей со стороны общества и заинтересованных пользователей выдвигает новые требования к качеству аудиторских услуг, которые необходимо удовлетворять, т.е. необходимо обеспечить постоянное совершенствование аудиторских услуг и повышение их качества.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Закон предусматривает значительное расширение полномочий саморегулируемых аудиторских организаций. Одновременно с учетом международных тенденций создается институт - структура по обеспечению функций общественного надзора (Совет по аудиторской деятельности). Предусматривается передача саморегулируемым аудиторским организациям функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих СРО. Вместе с тем с учетом процессов на международных финансовых рынках контроль качества аудита организаций, подлежащих обязательному аудиту, в том числе со значительной долей государственной собственности, может также осуществляться уполномоченным федеральным органом;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Закон предусматривает значительное расширение полномочий саморегулируемых аудиторских организаций. Одновременно с учетом международных тенденций создается институт - структура по обеспечению функций общественного надзора (Совет по аудиторской деятельности). Предусматривается передача саморегулируемым аудиторским организациям функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих СРО. Вместе с тем с учетом процессов на международных финансовых рынках контроль качества аудита организаций, подлежащих обязательному аудиту, в том числе со значительной долей государственной собственности, может также осуществляться уполномоченным федеральным органом;
Нормативные акты
Справочная информация: "Основные нормативные акты и документы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внутренний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внутренний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов
"Международный стандарт аудита 250 (пересмотренный) "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности"
Статья: Корпоративная социальная ответственность в системе координат устойчивого развития
(Ершова И.В., Енькова Е.Е., Лаптев В.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)<38> В России в публичных корпорациях (акционерных обществах) требуется раскрытие информации об их социальной и экологической ответственности (корпоративной социальной ответственности), включающей в себя политику корпорации в социальной и экологической сфере, отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с признанными международными стандартами, результаты технического аудита, аудита систем контроля качества, результаты сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов. См., напр.: Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления". URL: https://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves140418040.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
(Ершова И.В., Енькова Е.Е., Лаптев В.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)<38> В России в публичных корпорациях (акционерных обществах) требуется раскрытие информации об их социальной и экологической ответственности (корпоративной социальной ответственности), включающей в себя политику корпорации в социальной и экологической сфере, отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с признанными международными стандартами, результаты технического аудита, аудита систем контроля качества, результаты сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов. См., напр.: Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления". URL: https://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves140418040.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
Статья: Четыре типа хозяйствующих субъектов с позиций аудита
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)Возникает вопрос: может быть, в современных российских условиях целесообразно запретить осуществлять анализ качества управления СОАКУ той АО, которая проводила его аудиторскую проверку? Основное соображение - только что упоминавшееся уменьшение вероятности сговора между указанной АО и СОАКУ в результате введения второго контрагента для последнего. Нам представляется, что такой подход целесообразен лишь в отношении некоторых ОЗО из-за чрезвычайно важной их роли в социально-экономической жизни страны. Тогда анализ качества управления у такого ОЗО смогут осуществлять другая АО (конечно, не связанная тесными узами с первой, - что надо оговорить как в нормативных, так и в этических документах), аналитическая фирма и т.п. Заметим, что такой подход находится в русле современных представлений об ОЗО: ведь внешний контроль качества аудита у АО, проводящих их проверку, должны осуществлять как СРОА, в которой она состоит, так и Федеральное казначейство [1, ст. ст. 10.1, 10.2].
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)Возникает вопрос: может быть, в современных российских условиях целесообразно запретить осуществлять анализ качества управления СОАКУ той АО, которая проводила его аудиторскую проверку? Основное соображение - только что упоминавшееся уменьшение вероятности сговора между указанной АО и СОАКУ в результате введения второго контрагента для последнего. Нам представляется, что такой подход целесообразен лишь в отношении некоторых ОЗО из-за чрезвычайно важной их роли в социально-экономической жизни страны. Тогда анализ качества управления у такого ОЗО смогут осуществлять другая АО (конечно, не связанная тесными узами с первой, - что надо оговорить как в нормативных, так и в этических документах), аналитическая фирма и т.п. Заметим, что такой подход находится в русле современных представлений об ОЗО: ведь внешний контроль качества аудита у АО, проводящих их проверку, должны осуществлять как СРОА, в которой она состоит, так и Федеральное казначейство [1, ст. ст. 10.1, 10.2].
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)На основании данных проверки выявляются изменения и определяются причины этих отклонений. Объем разработки действий, связанных с контролем качества аудиторских услуг, должен включать систему контроля качества, требования относительно этики и независимости, а также соответствия организации МСА.
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)На основании данных проверки выявляются изменения и определяются причины этих отклонений. Объем разработки действий, связанных с контролем качества аудиторских услуг, должен включать систему контроля качества, требования относительно этики и независимости, а также соответствия организации МСА.
Статья: Анализ судебной практики по искам пациентов (законных представителей) к медицинским организациям за период 2018 - 2023 гг. (по материалам Хабаровского края)
(Свередюк М.Г., Шевченко О.А., Решетникова И.С.)
("Российский судья", 2025, N 6)2. Обеспечить соблюдение внутреннего контроля (аудита) за качеством оказания медицинской помощи, ведением медицинской документации.
(Свередюк М.Г., Шевченко О.А., Решетникова И.С.)
("Российский судья", 2025, N 6)2. Обеспечить соблюдение внутреннего контроля (аудита) за качеством оказания медицинской помощи, ведением медицинской документации.
Статья: Эластичный аудит и внутренний контроль
(Суйц В.П., Сапронов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 9)Проведение аудита регулируется стандартами аудита, контроля качества, этики, независимости и других стандартов, касающихся аудита публичных компаний, которые укладываются в парадигму традиционного аудита - парадигму "водопада".
(Суйц В.П., Сапронов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 9)Проведение аудита регулируется стандартами аудита, контроля качества, этики, независимости и других стандартов, касающихся аудита публичных компаний, которые укладываются в парадигму традиционного аудита - парадигму "водопада".
Статья: Судебная практика по реализации законодательства об охране здоровья граждан
(Свередюк М.Г.)
("Российский судья", 2021, N 11)- выстраивать систему внутреннего контроля (аудита) за качеством оказания медицинской помощи, ведением медицинской документации;
(Свередюк М.Г.)
("Российский судья", 2021, N 11)- выстраивать систему внутреннего контроля (аудита) за качеством оказания медицинской помощи, ведением медицинской документации;
Статья: Управление качеством аудита бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями МСА
(Лосева Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 10)Для сравнения рассмотрим элементы системы контроля качества аудиторских услуг согласно МСКК 1. По п. 16 МСКК 1, аудиторская организация должна создать и поддерживать систему контроля качества, которая включает политику и процедуры по каждому из следующих элементов (в отличие от МСК 1 таких элементов всего шесть):
(Лосева Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 10)Для сравнения рассмотрим элементы системы контроля качества аудиторских услуг согласно МСКК 1. По п. 16 МСКК 1, аудиторская организация должна создать и поддерживать систему контроля качества, которая включает политику и процедуры по каждому из следующих элементов (в отличие от МСК 1 таких элементов всего шесть):
Статья: Модель оценки склонности к риску руководства аудируемой организации
(Арженовский С.В., Синявская Т.Г., Бахтеев А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 11; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 19)<6> П. 5(c), МСА 520 "Аналитические процедуры". Сборник Международных стандартов контроля качества, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающий уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг. International Federation of Accountants (IFAC), 2017. С. 589.
(Арженовский С.В., Синявская Т.Г., Бахтеев А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 11; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 19)<6> П. 5(c), МСА 520 "Аналитические процедуры". Сборник Международных стандартов контроля качества, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающий уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг. International Federation of Accountants (IFAC), 2017. С. 589.