КОНТРОЛь ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР ПРИ ДОБЫЧЕ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Подборка наиболее важных документов по запросу КОНТРОЛь ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР ПРИ ДОБЫЧЕ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2024 N 301-ЭС23-26288 по делу N А29-12921/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в согласовании использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку заслуживают внимания доводы уполномоченного органа о том, что нахождение в границах лесного участка, арендованного для заготовки древесины, общераспространенных полезных ископаемых и возможность их использования в безлицензионном порядке представляют собой конкурентное преимущество для общества (арендатора) и не отвечают основным требованиям по рациональному использованию и охране недр.Кроме того, по мнению Минприроды России, безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых и отсутствие технического проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации, связанной с пользованием недрами, приведет к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых для указанных целей.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в согласовании использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку заслуживают внимания доводы уполномоченного органа о том, что нахождение в границах лесного участка, арендованного для заготовки древесины, общераспространенных полезных ископаемых и возможность их использования в безлицензионном порядке представляют собой конкурентное преимущество для общества (арендатора) и не отвечают основным требованиям по рациональному использованию и охране недр.Кроме того, по мнению Минприроды России, безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых и отсутствие технического проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации, связанной с пользованием недрами, приведет к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых для указанных целей.
Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2024 N 301-ЭС23-26283 по делу N А29-14174/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в согласовании использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как строительство лесных дорог является подготовительной частью технологического процесса заготовки древесины и входит в обязанности общества.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, так как заслуживают внимания доводы заявителя о том, что безлицензионная добыча ОПИ и отсутствие технического проекта разработки месторождения приведут к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче ОПИ.Кроме того, по мнению Минприроды России, безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых и отсутствие технического проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации, связанной с пользованием недрами, приведет к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых для указанных целей.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в согласовании использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как строительство лесных дорог является подготовительной частью технологического процесса заготовки древесины и входит в обязанности общества.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, так как заслуживают внимания доводы заявителя о том, что безлицензионная добыча ОПИ и отсутствие технического проекта разработки месторождения приведут к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче ОПИ.Кроме того, по мнению Минприроды России, безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых и отсутствие технического проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации, связанной с пользованием недрами, приведет к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых для указанных целей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. По результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере недропользования на территории Ярославской области установлено, что Администрацией г. Переславля-Залесского не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не приняты административные регламенты проведения контрольных проверок, не определен орган, уполномоченный на их осуществление. В связи с этим в адрес главы городского округа Переславля-Залесского направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. По результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере недропользования на территории Ярославской области установлено, что Администрацией г. Переславля-Залесского не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не приняты административные регламенты проведения контрольных проверок, не определен орган, уполномоченный на их осуществление. В связи с этим в адрес главы городского округа Переславля-Залесского направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих.
Статья: Реализация прокурорами полномочий по обращению в арбитражные суды с исками и заявлениями в связи с нарушениями земельного законодательства
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2019, N 7)В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (п. 5 ст. 5) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2019, N 7)В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (п. 5 ст. 5) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Нормативные акты
"Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы"
(утв. Минтрудом России)Вид деятельности "Контроль за использованием и охраной недр
(утв. Минтрудом России)Вид деятельности "Контроль за использованием и охраной недр
Приказ Госкомэкологии РФ от 25.09.1997 N 397
"Об утверждении "Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности"Инструкция о порядке ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых (в частности в части обеспечения безопасности рационального использования недр и охраны недр). М., Госгортехнадзор СССР, 1985.
"Об утверждении "Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности"Инструкция о порядке ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых (в частности в части обеспечения безопасности рационального использования недр и охраны недр). М., Госгортехнадзор СССР, 1985.