Контроль за самовольными постройками
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за самовольными постройками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2022 N 305-ЭС22-16567 по делу N А40-61696/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий Госинспекции по недвижимости по организации демонтажа здания, недействующими акта и рапорта.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку Госинспекция по недвижимости действовала в рамках предоставленных ей полномочий, с соблюдением норм законодательства Российской Федерации.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, приняв во внимание обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела N А40-60909/2021, решением по которому Обществу отказано в признании права собственности на спорное здание, являющееся самовольной постройкой, пришли к выводу о законности оспариваемых действий Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы по составлению рапорта о результатах планового (рейдового) обследования и акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования Обществом арендованного земельного участка, не предоставлявшегося для строительства (реконструкции) капитального объекта.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий Госинспекции по недвижимости по организации демонтажа здания, недействующими акта и рапорта.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку Госинспекция по недвижимости действовала в рамках предоставленных ей полномочий, с соблюдением норм законодательства Российской Федерации.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, приняв во внимание обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела N А40-60909/2021, решением по которому Обществу отказано в признании права собственности на спорное здание, являющееся самовольной постройкой, пришли к выводу о законности оспариваемых действий Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы по составлению рапорта о результатах планового (рейдового) обследования и акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования Обществом арендованного земельного участка, не предоставлявшегося для строительства (реконструкции) капитального объекта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)В случае приобретения права собственности на самовольную постройку оккупация совершается под контролем государства. Соответственно, юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения собственности, завершается правоприменительным актом. Обращение заинтересованного субъекта к компетентному органу свидетельствует о том, что данный субъект выражает волю приобрести право собственности на самовольную постройку и просит завершить правоприменительным актом юридический состав, порождающий соответствующее правоотношение. При этом волеизъявление заинтересованного лица приобретает качество односторонней сделки (оккупации) после накопления всего юридического состава <126>.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)В случае приобретения права собственности на самовольную постройку оккупация совершается под контролем государства. Соответственно, юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения собственности, завершается правоприменительным актом. Обращение заинтересованного субъекта к компетентному органу свидетельствует о том, что данный субъект выражает волю приобрести право собственности на самовольную постройку и просит завершить правоприменительным актом юридический состав, порождающий соответствующее правоотношение. При этом волеизъявление заинтересованного лица приобретает качество односторонней сделки (оккупации) после накопления всего юридического состава <126>.
Статья: Судебная легализация самовольной постройки: некоторые вопросы материального и процессуального права
(Груздев В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)В случае приобретения права собственности на самовольную постройку оккупация совершается под контролем государства. Соответственно, юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения собственности, завершается правоприменительным актом. Обращение заинтересованного субъекта к компетентному органу свидетельствует о том, что данный субъект выражает волю приобрести право собственности на самовольную постройку и просит завершить правоприменительным актом юридический состав, порождающий соответствующее правоотношение. При этом волеизъявление заинтересованного лица приобретает качество односторонней сделки (оккупации) после накопления всего юридического состава.
(Груздев В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)В случае приобретения права собственности на самовольную постройку оккупация совершается под контролем государства. Соответственно, юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения собственности, завершается правоприменительным актом. Обращение заинтересованного субъекта к компетентному органу свидетельствует о том, что данный субъект выражает волю приобрести право собственности на самовольную постройку и просит завершить правоприменительным актом юридический состав, порождающий соответствующее правоотношение. При этом волеизъявление заинтересованного лица приобретает качество односторонней сделки (оккупации) после накопления всего юридического состава.
Нормативные акты
"Сборник цен и расценок на виды работ, выполняемых хозрасчетными проектно-производственными архитектурно-планировочными бюро и их подразделениями при архитектурно-градостроительных органах исполкомов местных Советов народных депутатов. Том I. Индивидуальное строительство. Отвод земельных участков. Подготовка строительных паспортов. Ведение оперативных документов"
(утв. Постановлением Госстроя РСФСР от 15.11.1988 N 97) 11. КОНТРОЛЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
(утв. Постановлением Госстроя РСФСР от 15.11.1988 N 97) 11. КОНТРОЛЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА