Контрольные мероприятия налогового органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрольные мероприятия налогового органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Налогоплательщик не вправе оценивать относимость истребуемых документов к контрольным мероприятиям налогового органа, поскольку такая оценка находится в компетенции самого налогового органа. При этом в ходе выездной проверки налоговый орган вправе истребовать в т.ч. регистры налогового и бухгалтерского учета.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Налогоплательщик не вправе оценивать относимость истребуемых документов к контрольным мероприятиям налогового органа, поскольку такая оценка находится в компетенции самого налогового органа. При этом в ходе выездной проверки налоговый орган вправе истребовать в т.ч. регистры налогового и бухгалтерского учета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как инспекция проводит дополнительные мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие дополнительные мероприятия налогового контроля может проводить инспекция
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие дополнительные мероприятия налогового контроля может проводить инспекция
Готовое решение: Мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие мероприятия налогового контроля инспекция может проводить при камеральной проверке
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие мероприятия налогового контроля инспекция может проводить при камеральной проверке
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)В рамках проведения контрольных мероприятий налоговый орган государства-члена, территория которого признается местом реализации услуг в электронной форме, вправе истребовать у налогоплательщика, оказывающего такие услуги, сведения, необходимые для подтверждения места реализации услуг, полноты и своевременности уплаты НДС, и платежный документ (документы), подтверждающий уплату НДС к установленному сроку, или его копию.
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)В рамках проведения контрольных мероприятий налоговый орган государства-члена, территория которого признается местом реализации услуг в электронной форме, вправе истребовать у налогоплательщика, оказывающего такие услуги, сведения, необходимые для подтверждения места реализации услуг, полноты и своевременности уплаты НДС, и платежный документ (документы), подтверждающий уплату НДС к установленному сроку, или его копию.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)8) представлять первичные документы, регистры налогового учета и иную информацию по консолидированной группе налогоплательщиков, истребованную в рамках мероприятий налогового контроля налоговым органом, которым зарегистрирован договор о создании указанной группы;
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)8) представлять первичные документы, регистры налогового учета и иную информацию по консолидированной группе налогоплательщиков, истребованную в рамках мероприятий налогового контроля налоговым органом, которым зарегистрирован договор о создании указанной группы;
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Соглашаясь с доводами налогоплательщика о том, что налоговый орган утратил право на принудительное взыскание доначисленных по итогам данной проверки сумм налогов, пени и штрафа, суды со ссылкой на п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 указали, что при проведении контрольных мероприятий несоблюдение налоговым органом предусмотренных Налоговым кодексом РФ сроков не изменяет порядок исчисления периода принудительного взыскания.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Соглашаясь с доводами налогоплательщика о том, что налоговый орган утратил право на принудительное взыскание доначисленных по итогам данной проверки сумм налогов, пени и штрафа, суды со ссылкой на п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 указали, что при проведении контрольных мероприятий несоблюдение налоговым органом предусмотренных Налоговым кодексом РФ сроков не изменяет порядок исчисления периода принудительного взыскания.
Статья: Принцип должной осмотрительности
(Кувалдина Т.Б.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 1)Должная осмотрительность налогоплательщика в выборе контрагента по-прежнему является ключевой в ходе контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами. Какие действия целесообразно предпринять налогоплательщику при заключении сделок, а также какие документы следует оформить, чтобы доказать должную осмотрительность при выборе контрагента?
(Кувалдина Т.Б.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 1)Должная осмотрительность налогоплательщика в выборе контрагента по-прежнему является ключевой в ходе контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами. Какие действия целесообразно предпринять налогоплательщику при заключении сделок, а также какие документы следует оформить, чтобы доказать должную осмотрительность при выборе контрагента?
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Госрегистрация изменений в устав АО и внесение изменений в сведения об обществе в ЕГРЮЛ.
Влечет ли отсутствие общества по адресу недействительность внесенных в устав и ЕГРЮЛ изменений
(КонсультантПлюс, 2025)В ходе контрольных мероприятий налоговым органом установлено, что юридическое лицо по адресу, указанному в учредительных документах не находится, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением, мотивированным тем, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества, осуществлена на основании документов, содержащих недостоверные сведения о месте нахождения указанного общества.
Влечет ли отсутствие общества по адресу недействительность внесенных в устав и ЕГРЮЛ изменений
(КонсультантПлюс, 2025)В ходе контрольных мероприятий налоговым органом установлено, что юридическое лицо по адресу, указанному в учредительных документах не находится, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением, мотивированным тем, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества, осуществлена на основании документов, содержащих недостоверные сведения о месте нахождения указанного общества.
Готовое решение: Что учесть в связи с созданием межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости
(КонсультантПлюс, 2025)Комиссия не может доначислить налоги, страховые взносы и привлечь к налоговой ответственности за нарушения, связанные с нелегальной занятостью. Она передает информацию в налоговые органы для проведения контрольных мероприятий, например выездных проверок (п. 2 ч. 2 ст. 67 Закона о занятости). Кроме того, Роструд (ГИТ) направит в территориальные налоговые органы необходимые материалы, если в ходе контрольно-надзорных мероприятий установит, что работники трудятся по ГПД, которые фактически регулируют трудовые отношения (п. 3.1 Соглашения об информационном взаимодействии между Рострудом и ФНС России).
(КонсультантПлюс, 2025)Комиссия не может доначислить налоги, страховые взносы и привлечь к налоговой ответственности за нарушения, связанные с нелегальной занятостью. Она передает информацию в налоговые органы для проведения контрольных мероприятий, например выездных проверок (п. 2 ч. 2 ст. 67 Закона о занятости). Кроме того, Роструд (ГИТ) направит в территориальные налоговые органы необходимые материалы, если в ходе контрольно-надзорных мероприятий установит, что работники трудятся по ГПД, которые фактически регулируют трудовые отношения (п. 3.1 Соглашения об информационном взаимодействии между Рострудом и ФНС России).
Статья: Публичные сервисы для проверки контрагентов
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)А когда результаты проверки покажут, что с контрагентом все хорошо, тут тоже не стоит этим ограничиваться. Ведь по результатам контрольных мероприятий налоговых органов последние могут "нарыть" что-то, ставящее под сомнение его добросовестность, и предъявить претензии уже к вашей компании как партнеру спорного контрагента. Да и сам контрагент с течением времени может "испортиться". Поэтому важно те положительные результаты проверки, которые удалось получить, оформить документально в порядке, установленном все теми же локальными нормативными актами о внутренней процедуре подготовки и согласования договоров, проверке контрагентов. И обязательно зафиксировать, что результаты проверки получены по состоянию на определенную дату, которая должна быть ранее подписания с данным контрагентом первой сделки.
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)А когда результаты проверки покажут, что с контрагентом все хорошо, тут тоже не стоит этим ограничиваться. Ведь по результатам контрольных мероприятий налоговых органов последние могут "нарыть" что-то, ставящее под сомнение его добросовестность, и предъявить претензии уже к вашей компании как партнеру спорного контрагента. Да и сам контрагент с течением времени может "испортиться". Поэтому важно те положительные результаты проверки, которые удалось получить, оформить документально в порядке, установленном все теми же локальными нормативными актами о внутренней процедуре подготовки и согласования договоров, проверке контрагентов. И обязательно зафиксировать, что результаты проверки получены по состоянию на определенную дату, которая должна быть ранее подписания с данным контрагентом первой сделки.
Статья: Правовые основы налоговой реконструкции
(Гюльбасаров Э.А.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Иными словами, из норм НК РФ следует, что по итогам контрольных мероприятий налоговый орган обязан достоверно установить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
(Гюльбасаров Э.А.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Иными словами, из норм НК РФ следует, что по итогам контрольных мероприятий налоговый орган обязан достоверно установить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
Статья: ВС РФ: при подмене трудовых отношений уменьшить НДФЛ на сумму НПД нельзя
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 2)По итогам контрольного мероприятия налоговый орган вынес решение о привлечении ИП к ответственности за совершение правонарушения. Предпринимателю были доначислены свыше 3,6 миллиона рублей взносов и более 2,6 миллиона рублей НДФЛ, а также выписаны два штрафа, более 180 000 рублей и более 65 000 рублей.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 2)По итогам контрольного мероприятия налоговый орган вынес решение о привлечении ИП к ответственности за совершение правонарушения. Предпринимателю были доначислены свыше 3,6 миллиона рублей взносов и более 2,6 миллиона рублей НДФЛ, а также выписаны два штрафа, более 180 000 рублей и более 65 000 рублей.
Статья: Требования-2025. Что нужно знать?
(Констандина Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 3)Компании получают требования из налогового органа о представлении документов или информации. Иногда инспекции запрашивают небольшой объем документов, а иногда перечень может достигать нескольких сотен или даже тысяч листов документов. Расскажем, когда требование может прийти, в рамках каких контрольных мероприятий налоговый орган может направить требование и как не пропустить такой документ.
(Констандина Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 3)Компании получают требования из налогового органа о представлении документов или информации. Иногда инспекции запрашивают небольшой объем документов, а иногда перечень может достигать нескольких сотен или даже тысяч листов документов. Расскажем, когда требование может прийти, в рамках каких контрольных мероприятий налоговый орган может направить требование и как не пропустить такой документ.
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)С одной стороны, новая форма осуществления налогового контроля имеет преимущества. С точки зрения процессуальной экономии внепроверочная форма является более эффективным способом проведения контрольных мероприятий, т.к. позволяет оперативно осуществить проверку налогоплательщика и установить обстоятельства, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения. С другой стороны, отсутствие строгого нормативного закрепления в НК РФ создает ряд проблем в правоприменительной практике. Поэтому целесообразно исследовать вопрос о законности проведения контрольных мероприятий налоговыми органами в рамках внепроверочной формы налогового контроля.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)С одной стороны, новая форма осуществления налогового контроля имеет преимущества. С точки зрения процессуальной экономии внепроверочная форма является более эффективным способом проведения контрольных мероприятий, т.к. позволяет оперативно осуществить проверку налогоплательщика и установить обстоятельства, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения. С другой стороны, отсутствие строгого нормативного закрепления в НК РФ создает ряд проблем в правоприменительной практике. Поэтому целесообразно исследовать вопрос о законности проведения контрольных мероприятий налоговыми органами в рамках внепроверочной формы налогового контроля.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)По результатам контрольных мероприятий налоговым органом установлено, что рыночная величина арендной платы за пользование объектов недвижимости более чем в 10 раз превышала рыночный уровень.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)По результатам контрольных мероприятий налоговым органом установлено, что рыночная величина арендной платы за пользование объектов недвижимости более чем в 10 раз превышала рыночный уровень.