Контрольные мероприятия НК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрольные мероприятия НК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Повторная выездная налоговая проверка проводится по общим правилам проведения выездной проверки, посредством проведения мероприятий налогового контроля, регламентированных НК РФ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Повторная выездная налоговая проверка проводится по общим правилам проведения выездной проверки, посредством проведения мероприятий налогового контроля, регламентированных НК РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ"Результаты камеральной налоговой проверки могут не совпадать с результатами выездной налоговой проверки, поскольку, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20.12.2016 N 2672-О, положения НК РФ не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках камеральной и выездной налоговых проверок. Указанные налоговые проверки являются формой проведения налогового контроля (статьи 82, 87, 88, 89 НК РФ). При этом они допускают выявление при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФОСМОТР КАК МЕРОПРИЯТИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)6.1. Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)6.1. Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.
Статья: Процедура допроса свидетеля в делах о налоговых правонарушениях требует корректировки со стороны законодателя
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Круг лиц, которые могут быть допрошены должностными лицами налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля, НК РФ не ограничен, за исключением случаев, предусмотренных в п. 2 ст. 90 НК РФ. В частности, не могут допрашиваться в качестве свидетеля: лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Круг лиц, которые могут быть допрошены должностными лицами налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля, НК РФ не ограничен, за исключением случаев, предусмотренных в п. 2 ст. 90 НК РФ. В частности, не могут допрашиваться в качестве свидетеля: лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Вместе с тем как в рамках, так и вне рамок проведения выездной налоговой проверки налоговым органом могут быть также осуществлены такие контрольные мероприятия, как допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), истребование документов (ст. 93 НК РФ), экспертиза (ст. 95 НК РФ), привлечен специалист для оказания содействия в осуществлении того или иного контрольного мероприятия (ст. 96 НК РФ). Во всех указанных случаях должен быть составлен специальный протокол. При этом НК РФ предъявляет некоторые стандартные требования к протоколу, составляемому при производстве действий по осуществлению налогового контроля (ст. 99 НК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Вместе с тем как в рамках, так и вне рамок проведения выездной налоговой проверки налоговым органом могут быть также осуществлены такие контрольные мероприятия, как допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), истребование документов (ст. 93 НК РФ), экспертиза (ст. 95 НК РФ), привлечен специалист для оказания содействия в осуществлении того или иного контрольного мероприятия (ст. 96 НК РФ). Во всех указанных случаях должен быть составлен специальный протокол. При этом НК РФ предъявляет некоторые стандартные требования к протоколу, составляемому при производстве действий по осуществлению налогового контроля (ст. 99 НК РФ).
Готовое решение: Как отразить материальные расходы в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)В налоговой базе по прибыли можно учесть любые расходы (в том числе на приобретение предметов интерьера), если они экономически обоснованы, документально подтверждены и при этом соблюдены положения ст. 54.1 НК РФ. Налоговый орган во время контрольных мероприятий проверяет, были ли расходы понесены с намерением получить экономический эффект (п. 1 ст. 252 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.11.2022 N 03-03-06/2/109388).
(КонсультантПлюс, 2025)В налоговой базе по прибыли можно учесть любые расходы (в том числе на приобретение предметов интерьера), если они экономически обоснованы, документально подтверждены и при этом соблюдены положения ст. 54.1 НК РФ. Налоговый орган во время контрольных мероприятий проверяет, были ли расходы понесены с намерением получить экономический эффект (п. 1 ст. 252 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.11.2022 N 03-03-06/2/109388).
Статья: Упрощенный порядок подачи жалоб в ИФНС. Что меняется с 2025 года?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 1)Помните, как мы уже сказали, законодатель предусмотрел исключения. Бизнесу нельзя обжаловать документы налогового органа, которые были приняты в соответствии со статьями 101 и 101.4 Налогового кодекса по итогам контрольных мероприятий.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 1)Помните, как мы уже сказали, законодатель предусмотрел исключения. Бизнесу нельзя обжаловать документы налогового органа, которые были приняты в соответствии со статьями 101 и 101.4 Налогового кодекса по итогам контрольных мероприятий.
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Во-вторых, в рамках формы налогового контроля могут быть применены одновременно несколько мероприятий налогового контроля. Контроль за соблюдением законодательства реализуется налоговыми органами в пределах соответствующих полномочий и мероприятий налогового контроля, установленных НК РФ. Например, в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган может назначить экспертизу, провести допрос свидетеля, осмотр помещений, истребовать документы у налогоплательщика и его контрагентов, использовать иные мероприятия, в том числе не указанные в НК РФ. То есть мероприятие налогового контроля является процессуальным и не единственным этапом в ходе осуществления проверки налогоплательщика, направленным на поиск обстоятельств, необходимых для проверки правильности исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком. При этом окончание одного из мероприятий не приведет к прекращению выездной проверки.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Во-вторых, в рамках формы налогового контроля могут быть применены одновременно несколько мероприятий налогового контроля. Контроль за соблюдением законодательства реализуется налоговыми органами в пределах соответствующих полномочий и мероприятий налогового контроля, установленных НК РФ. Например, в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган может назначить экспертизу, провести допрос свидетеля, осмотр помещений, истребовать документы у налогоплательщика и его контрагентов, использовать иные мероприятия, в том числе не указанные в НК РФ. То есть мероприятие налогового контроля является процессуальным и не единственным этапом в ходе осуществления проверки налогоплательщика, направленным на поиск обстоятельств, необходимых для проверки правильности исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком. При этом окончание одного из мероприятий не приведет к прекращению выездной проверки.
Статья: Выемка после проверки. Возможна ли?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Далее налоговое ведомство отмечает, что согласно пункту 1 статьи 94 НК РФ выемка бумаг компании должна проводиться в рамках выездных контрольных мероприятий. Однако НК РФ не устанавливает срока для изъятия бумаг.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Далее налоговое ведомство отмечает, что согласно пункту 1 статьи 94 НК РФ выемка бумаг компании должна проводиться в рамках выездных контрольных мероприятий. Однако НК РФ не устанавливает срока для изъятия бумаг.
Статья: Развитие налогового мониторинга как формы налогового контроля посредством риск-ориентированного подхода
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В практике деятельности налоговых органов используется предпроверочный анализ, заключающийся в сборе налоговым органом информации о налогоплательщике, в отношении которого будет проводиться налоговый контроль. Следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации <5> (далее - НК РФ) не закрепляет такого контрольного мероприятия, как предпроверочный анализ, он регламентируется лишь во внутренних актах ФНС. Вместе с тем проведение предпроверочного анализа в рамках применения риск-ориентированного подхода является обоснованным, поскольку, опираясь на программно-аналитические комплексы ("Сводный запрос", "САИ-ВИ", "СУР АСК НДС-2", "ВНП-процесс" и др.), сотрудники налоговых органов, осуществляющие предпроверочный анализ, могут осуществлять выбор подконтрольных субъектов в зависимости от отнесения их к определенному уровню риска, который традиционно рассматривается применительно к конкретной отрасли. В этой связи представляется целесообразным в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков закрепить предпроверочный анализ в качестве контрольного мероприятия в рамках налогового контроля непосредственно в НК РФ, где подробно регламентировать порядок, сроки его проведения, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В практике деятельности налоговых органов используется предпроверочный анализ, заключающийся в сборе налоговым органом информации о налогоплательщике, в отношении которого будет проводиться налоговый контроль. Следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации <5> (далее - НК РФ) не закрепляет такого контрольного мероприятия, как предпроверочный анализ, он регламентируется лишь во внутренних актах ФНС. Вместе с тем проведение предпроверочного анализа в рамках применения риск-ориентированного подхода является обоснованным, поскольку, опираясь на программно-аналитические комплексы ("Сводный запрос", "САИ-ВИ", "СУР АСК НДС-2", "ВНП-процесс" и др.), сотрудники налоговых органов, осуществляющие предпроверочный анализ, могут осуществлять выбор подконтрольных субъектов в зависимости от отнесения их к определенному уровню риска, который традиционно рассматривается применительно к конкретной отрасли. В этой связи представляется целесообразным в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков закрепить предпроверочный анализ в качестве контрольного мероприятия в рамках налогового контроля непосредственно в НК РФ, где подробно регламентировать порядок, сроки его проведения, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
Статья: Выемка как мероприятие дополнительного налогового контроля: возможности оспаривания
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 2)Таким образом, прямая норма, предусматривающая проведение выемки в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в НК РФ отсутствует. В связи с этим проверяемые лица обжалуют решения налоговых органов о проведении выемки документов и предметов.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 2)Таким образом, прямая норма, предусматривающая проведение выемки в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в НК РФ отсутствует. В связи с этим проверяемые лица обжалуют решения налоговых органов о проведении выемки документов и предметов.
Готовое решение: Встречная проверка
(КонсультантПлюс, 2025)Не исполнять требование инспекции можно только в том случае, если вы уверены, что истребуемые документы никак не связаны с деятельностью того, кого проверяют (у кого проводят контрольные мероприятия), и готовы это доказать (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Не исполнять требование инспекции можно только в том случае, если вы уверены, что истребуемые документы никак не связаны с деятельностью того, кого проверяют (у кого проводят контрольные мероприятия), и готовы это доказать (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Готовое решение: Как представить документы по требованию налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что инспекция вправе запросить документы за пределами указанного срока только в случае, если после окончания проверки принято решение провести дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что инспекция вправе запросить документы за пределами указанного срока только в случае, если после окончания проверки принято решение провести дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75).