Коронавирус Свердловская
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус Свердловская (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: Организацию (ИП, Должностное лицо) привлекают к ответственности за нарушение требований по предупреждению распространения коронавируса (COVID-19)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) в нарушение запрета допустила к работе в общепите сотрудников без результата теста на наличие коронавируса
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) в нарушение запрета допустила к работе в общепите сотрудников без результата теста на наличие коронавируса
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.07.2023 по делу N 33-10898/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Оператора хлораторной установки в структурном подразделении участка водоснабжения и очистных сооружений отстранили от работы ввиду непрохождения им вакцинации от коронавирусной инфекции, он полагал необоснованным недопуск к работе ввиду отмены ограничительных мер.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.По смыслу вышеуказанных норм закона осуществление вышеуказанных функций не свидетельствует о том, что на территории ЗАТО не должны исполняться решения, принятые Главным государственным санитарным врачом по Свердловской области, действующим в пределах предоставленных ему полномочий, в том числе, и о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 году по эпидемическим показаниям.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Оператора хлораторной установки в структурном подразделении участка водоснабжения и очистных сооружений отстранили от работы ввиду непрохождения им вакцинации от коронавирусной инфекции, он полагал необоснованным недопуск к работе ввиду отмены ограничительных мер.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.По смыслу вышеуказанных норм закона осуществление вышеуказанных функций не свидетельствует о том, что на территории ЗАТО не должны исполняться решения, принятые Главным государственным санитарным врачом по Свердловской области, действующим в пределах предоставленных ему полномочий, в том числе, и о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 году по эпидемическим показаниям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых аспектах анализа динамики смертности в условиях пандемии
(Кобелев Ю.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Сравним представленную динамику смертности с динамикой заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в Свердловской области (Диаграмма 1).
(Кобелев Ю.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Сравним представленную динамику смертности с динамикой заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в Свердловской области (Диаграмма 1).
Статья: Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам установления режима повышенной готовности: сравнительный анализ
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<3> См., например: Указ губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. URL: http://www.pravo.gov66.ru. 10.03.2022; Указ губернатора Иркутской области от 18.03.2020 N 59-уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области. URL: http://www.ogirk.ru. 31.07.2020; Указ губернатора Архангельской области от 17.03.2020 N 28-у "О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 17.03.2020; Указ губернатора Смоленской области от 18.03.2020 N 24 "О введении режима повышенной готовности" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 18.03.2020.
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<3> См., например: Указ губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. URL: http://www.pravo.gov66.ru. 10.03.2022; Указ губернатора Иркутской области от 18.03.2020 N 59-уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области. URL: http://www.ogirk.ru. 31.07.2020; Указ губернатора Архангельской области от 17.03.2020 N 28-у "О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 17.03.2020; Указ губернатора Смоленской области от 18.03.2020 N 24 "О введении режима повышенной готовности" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 18.03.2020.
Нормативные акты
Статья: Практика применения коллективных административных исков
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)У некоторых сердитых граждан недовольство вылилось в подачу коллективных административных исков против органов власти с целью признания незаконными и отмены соответствующих запретов и ограничений. Так, в СМИ писали, что в столице группа людей во главе с муниципальным депутатом оспаривали Указ Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". Они ссылались на ст. 27 и 55 Конституции РФ о свободе передвижения и возможности ее ограничения только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и иных конституционно значимых ценностей. Суд ожидаемо оставил коллективный административный иск без удовлетворения. Точно так же поступили региональные суды в Санкт-Петербурге, Свердловской и Челябинской областях, а также в других регионах страны.
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)У некоторых сердитых граждан недовольство вылилось в подачу коллективных административных исков против органов власти с целью признания незаконными и отмены соответствующих запретов и ограничений. Так, в СМИ писали, что в столице группа людей во главе с муниципальным депутатом оспаривали Указ Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". Они ссылались на ст. 27 и 55 Конституции РФ о свободе передвижения и возможности ее ограничения только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и иных конституционно значимых ценностей. Суд ожидаемо оставил коллективный административный иск без удовлетворения. Точно так же поступили региональные суды в Санкт-Петербурге, Свердловской и Челябинской областях, а также в других регионах страны.
Статья: Государство и трудовое право в условиях пандемии COVID-19
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)<14> Письмо Роспотребнадзора от 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников" // СПС "КонсультантПлюс".
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)<14> Письмо Роспотребнадзора от 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Применение технологий искусственного интеллекта в правосудии
(Козырева А.А., Пирожкова Т.В.)
("Администратор суда", 2021, N 2)<7> Гнатко Е.А., Мариненко О.И. Процессуальные судебные сроки в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации: особенности их продления, приостановления, восстановления // Российский судья. 2021. N 2. С. 7 - 11.
(Козырева А.А., Пирожкова Т.В.)
("Администратор суда", 2021, N 2)<7> Гнатко Е.А., Мариненко О.И. Процессуальные судебные сроки в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации: особенности их продления, приостановления, восстановления // Российский судья. 2021. N 2. С. 7 - 11.
Статья: Актуальные вопросы практики участия прокуроров в рассмотрении судами дел, связанных с оспариванием актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)Интересным с точки зрения определения вопроса о вмешательстве в хозяйственную деятельность этого же хозяйствующего субъекта (ПАО "Аэропорт Кольцово") является другое административное дело, где также ставился вопрос о наличии технической возможности общества по принятию мер, направленных на разрыв механизма передачи новой коронавирусной инфекции. При этом суд акцентировал внимание на недопустимости вмешательства в хозяйственную деятельность общества.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)Интересным с точки зрения определения вопроса о вмешательстве в хозяйственную деятельность этого же хозяйствующего субъекта (ПАО "Аэропорт Кольцово") является другое административное дело, где также ставился вопрос о наличии технической возможности общества по принятию мер, направленных на разрыв механизма передачи новой коронавирусной инфекции. При этом суд акцентировал внимание на недопустимости вмешательства в хозяйственную деятельность общества.
"Доказательства и доказывание в нотариальном процессе: монография"
(Погосян Е.В.)
("Статут", 2023)В Основах отдельно не оговаривается, что нотариальные действия должны совершаться в нотариальной конторе. Статья 13 Основ устанавливает лишь положение, согласно которому нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Однако в Требованиях по содержанию и функционированию нотариальной конторы, обеспечению надлежащих условий для приема нотариусом обратившихся за совершением нотариальных действий лиц (утв. решением Правления ФНП от 26 декабря 2019 г., протокол N 15/19) указано, что нотариус обязан обеспечить функционирование нотариальной конторы, расположенной в жилом или нежилом здании (помещении) на территории нотариального округа, в котором он назначен на должность (п. 2.1). Совершение нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы допускается только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Речь идет о таких ситуациях, когда граждане не могут самостоятельно прийти в нотариальную контору в связи с тяжелой болезнью, инвалидностью или по другим причинам, признанным уважительными (например, собрание органа управления юридического лица проводится по месту его нахождения). В случае когда нотариальное действие совершается вне помещения нотариальной конторы, об этом делается отметка в удостоверительной надписи на документе и в реестрах совершения нотариального действия (бумажном и электронном). Данный подход видится оправданным ввиду того, что только в нотариальной конторе нотариус может должным образом обеспечить тайну совершения нотариального действия, а также иные технические возможности в случае такой необходимости (аудио- или видеофиксацию, к примеру). Следует оговориться, что на сегодняшний день, вследствие сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации, совершение нотариальных действий на выезде носит исключительный характер. Так, в Свердловской области нотариальное действие может быть осуществлено с выездом нотариуса на дом, в больницу, в следственные изоляторы на основании письменного заявления заинтересованного лица с учетом юридической необходимости и неотложности совершения нотариального действия. Решение о выезде может быть принято после оценки санитарной безопасности в районе предполагаемого вызова и при условии неукоснительного соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции, обеспечения санитарно-эпидемиологических требований. Решение о возможности выезда принимается нотариусом индивидуально в каждом конкретном случае, принятие решения остается исключительно на усмотрение нотариуса.
(Погосян Е.В.)
("Статут", 2023)В Основах отдельно не оговаривается, что нотариальные действия должны совершаться в нотариальной конторе. Статья 13 Основ устанавливает лишь положение, согласно которому нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Однако в Требованиях по содержанию и функционированию нотариальной конторы, обеспечению надлежащих условий для приема нотариусом обратившихся за совершением нотариальных действий лиц (утв. решением Правления ФНП от 26 декабря 2019 г., протокол N 15/19) указано, что нотариус обязан обеспечить функционирование нотариальной конторы, расположенной в жилом или нежилом здании (помещении) на территории нотариального округа, в котором он назначен на должность (п. 2.1). Совершение нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы допускается только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Речь идет о таких ситуациях, когда граждане не могут самостоятельно прийти в нотариальную контору в связи с тяжелой болезнью, инвалидностью или по другим причинам, признанным уважительными (например, собрание органа управления юридического лица проводится по месту его нахождения). В случае когда нотариальное действие совершается вне помещения нотариальной конторы, об этом делается отметка в удостоверительной надписи на документе и в реестрах совершения нотариального действия (бумажном и электронном). Данный подход видится оправданным ввиду того, что только в нотариальной конторе нотариус может должным образом обеспечить тайну совершения нотариального действия, а также иные технические возможности в случае такой необходимости (аудио- или видеофиксацию, к примеру). Следует оговориться, что на сегодняшний день, вследствие сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации, совершение нотариальных действий на выезде носит исключительный характер. Так, в Свердловской области нотариальное действие может быть осуществлено с выездом нотариуса на дом, в больницу, в следственные изоляторы на основании письменного заявления заинтересованного лица с учетом юридической необходимости и неотложности совершения нотариального действия. Решение о выезде может быть принято после оценки санитарной безопасности в районе предполагаемого вызова и при условии неукоснительного соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции, обеспечения санитарно-эпидемиологических требований. Решение о возможности выезда принимается нотариусом индивидуально в каждом конкретном случае, принятие решения остается исключительно на усмотрение нотариуса.
Статья: Письма и рекомендации федеральных органов исполнительной власти как нетипичный источник трудового права России
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Некоторые суды признают обязательность рекомендаций Роспотребнадзора и привлекают работодателей к ответственности за их несоблюдение. В решении от 15 сентября 2020 г. по делу N 71-535/2020 Свердловский областной суд признал рекомендации Роспотребнадзора, содержащиеся в письме от 21 апреля 2020 г. N 02/7495-2020-32, обязательными для исполнения ввиду того, что их действие направлено на недопущение распространения коронавирусной инфекции. Аналогичная позиция выражена в судебных актах Кировского районного суда города Екатеринбурга <18>, Тобольского городского суда Тюменской области <19>.
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Некоторые суды признают обязательность рекомендаций Роспотребнадзора и привлекают работодателей к ответственности за их несоблюдение. В решении от 15 сентября 2020 г. по делу N 71-535/2020 Свердловский областной суд признал рекомендации Роспотребнадзора, содержащиеся в письме от 21 апреля 2020 г. N 02/7495-2020-32, обязательными для исполнения ввиду того, что их действие направлено на недопущение распространения коронавирусной инфекции. Аналогичная позиция выражена в судебных актах Кировского районного суда города Екатеринбурга <18>, Тобольского городского суда Тюменской области <19>.
Статья: Как пандемия повлияла на трудовые споры? (О чем чаще спорят, и какие новые виды конфликтов появились)
(Жукова А.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Если последний рабочий день работника выпал на период режима нерабочих дней, установленный в связи с распространением коронавирусной инфекции, и компания в этот день не предприняла никаких действий по увольнению работника: не уведомила его о расторжении трудового договора, не ознакомила с приказом об увольнении, не рассчитала и не выдала трудовую книжку, то увольнение работника по окончании режима нерабочих дней неправомерно и он подлежит восстановлению на работе (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 29.09.2020 N 33-13407/2020).
(Жукова А.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Если последний рабочий день работника выпал на период режима нерабочих дней, установленный в связи с распространением коронавирусной инфекции, и компания в этот день не предприняла никаких действий по увольнению работника: не уведомила его о расторжении трудового договора, не ознакомила с приказом об увольнении, не рассчитала и не выдала трудовую книжку, то увольнение работника по окончании режима нерабочих дней неправомерно и он подлежит восстановлению на работе (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 29.09.2020 N 33-13407/2020).
Статья: Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<9> Указ губернатора Архангельской области "О единовременной денежной выплате семьям, имеющим детей, проживающим на территории Архангельской области, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 14.05.2020).
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<9> Указ губернатора Архангельской области "О единовременной денежной выплате семьям, имеющим детей, проживающим на территории Архангельской области, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 14.05.2020).
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)<1> См., напр.: О дополнительных мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756 "О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей": Указ Президента Рос. Федерации от 25 авг. 2023 г. N 641 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. N 35. Ст. 6636; О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей: Указ Президента Рос. Федерации от 19 окт. 2022 г. N 756 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. N 43. Ст. 7381; О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV): Указ Губернатора Свердловск. обл. от 18 марта 2020 г. N 100-УГ // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.02.2024); О введении режима повышенной готовности на территории Липецкой области: Указ губернатора Липецк. обл. от 15 июня 2023 г. N 43 // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.02.2024).
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)<1> См., напр.: О дополнительных мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756 "О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей": Указ Президента Рос. Федерации от 25 авг. 2023 г. N 641 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. N 35. Ст. 6636; О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей: Указ Президента Рос. Федерации от 19 окт. 2022 г. N 756 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. N 43. Ст. 7381; О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV): Указ Губернатора Свердловск. обл. от 18 марта 2020 г. N 100-УГ // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.02.2024); О введении режима повышенной готовности на территории Липецкой области: Указ губернатора Липецк. обл. от 15 июня 2023 г. N 43 // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.02.2024).
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Существует и третий подход к трактовке вопроса о рекомендациях Роспотребнадзора. Так, оценивая действие разд. IV "Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19" уже упомянутых санитарных правил СП 3.1.3597-20, суд уточнил, что в силу п. 4.1 этих Правил противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Федерации. Из смысла п. 4.1 и содержания разд. IV СП 3.1.3597-20 следует, что его применение становится обязательным в случае принятия такого решения территориальными органами Роспотребнадзора и уполномоченными органами государственной власти. Значит, по мнению суда, указанные положения СП 3.1.3597-20 носят общий рекомендательный характер и ссылка на нарушение положений раздела IV СП 3.1.3597-20 при установлении состава административного правонарушения возможна только при наличии выраженного в ином нормативном правовом акте императивного требования органа Роспотребнадзора или органа государственной власти <17>.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Существует и третий подход к трактовке вопроса о рекомендациях Роспотребнадзора. Так, оценивая действие разд. IV "Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19" уже упомянутых санитарных правил СП 3.1.3597-20, суд уточнил, что в силу п. 4.1 этих Правил противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Федерации. Из смысла п. 4.1 и содержания разд. IV СП 3.1.3597-20 следует, что его применение становится обязательным в случае принятия такого решения территориальными органами Роспотребнадзора и уполномоченными органами государственной власти. Значит, по мнению суда, указанные положения СП 3.1.3597-20 носят общий рекомендательный характер и ссылка на нарушение положений раздела IV СП 3.1.3597-20 при установлении состава административного правонарушения возможна только при наличии выраженного в ином нормативном правовом акте императивного требования органа Роспотребнадзора или органа государственной власти <17>.