Корректировка подконтрольных расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Корректировка подконтрольных расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.05.2022 N 66а-845/2022
Об оставлении без изменения решения Волгоградского областного суда от 19.01.2022, которым отказано в признании недействующими приказов Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 25.12.2020 N 49/8 "О внесении изменений в приказ Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 24.12.2019 N 45/3 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для АО "Оборонэнерго", от 25.12.2020 N 49/19 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год", от 25.12.2020 N 49/20 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год".Ссылки апеллянта на необходимость корректировки подконтрольных расходов в виде разности между утвержденными операционными расходами и фактически сложившимися не основаны на действующем нормативном регулировании. Доводы апелляционной жалобы относительно невозможности применения в данном случае формулы (5), входящей в состав формулы (2), со ссылкой на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N АКПИ16-895 о неправомерности корректировки подконтрольных расходов не свидетельствуют, так как данным решением признана недействующей формула (2) пункта 11 главы III Методических указаний N 98-э в той мере, в которой данная формула допускает при расчете НВВ на содержание электрических сетей не учитывать регулирующему органу доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в предшествующем периоде регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам. В нашем случае АО "Оборонэнерго" ведет речь о выпадающих расходах, при выявлении которых должны быть установлены не только их фактическое наличие (статистические и бухгалтерские данные), но и экономическая обоснованность (пункт 7 Основ ценообразования). При этом, экономическая обоснованность выпадающих расходов как превышение фактически понесенных затрат над плановыми, связана с их оправданностью, необходимостью их осуществления в целях регулируемой экономической деятельности. Такое обоснование в материалах тарифного дела отсутствует, напротив, имеет место быть снижение объема условных единиц.
Об оставлении без изменения решения Волгоградского областного суда от 19.01.2022, которым отказано в признании недействующими приказов Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 25.12.2020 N 49/8 "О внесении изменений в приказ Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 24.12.2019 N 45/3 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для АО "Оборонэнерго", от 25.12.2020 N 49/19 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год", от 25.12.2020 N 49/20 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год".Ссылки апеллянта на необходимость корректировки подконтрольных расходов в виде разности между утвержденными операционными расходами и фактически сложившимися не основаны на действующем нормативном регулировании. Доводы апелляционной жалобы относительно невозможности применения в данном случае формулы (5), входящей в состав формулы (2), со ссылкой на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N АКПИ16-895 о неправомерности корректировки подконтрольных расходов не свидетельствуют, так как данным решением признана недействующей формула (2) пункта 11 главы III Методических указаний N 98-э в той мере, в которой данная формула допускает при расчете НВВ на содержание электрических сетей не учитывать регулирующему органу доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в предшествующем периоде регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам. В нашем случае АО "Оборонэнерго" ведет речь о выпадающих расходах, при выявлении которых должны быть установлены не только их фактическое наличие (статистические и бухгалтерские данные), но и экономическая обоснованность (пункт 7 Основ ценообразования). При этом, экономическая обоснованность выпадающих расходов как превышение фактически понесенных затрат над плановыми, связана с их оправданностью, необходимостью их осуществления в целях регулируемой экономической деятельности. Такое обоснование в материалах тарифного дела отсутствует, напротив, имеет место быть снижение объема условных единиц.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)5. Из существа дробления бизнеса как правонарушения, связанного с искусственным разделением налогооблагаемой деятельности, вытекает, что в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) и расходов группы лиц, но и консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал в бюджет налог по УСН за подконтрольных ему лиц.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)5. Из существа дробления бизнеса как правонарушения, связанного с искусственным разделением налогооблагаемой деятельности, вытекает, что в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) и расходов группы лиц, но и консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал в бюджет налог по УСН за подконтрольных ему лиц.
Статья: Ошибки в книге покупок исправляют по правилам - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 20)Основанием доначисления налога на прибыль, пеней и штрафа послужили выводы о получении необоснованной налоговой выгоды по причине неправомерного невключения в состав внереализационных доходов кредиторской задолженности организации перед ликвидированным лицом, отнесения в состав внереализационных расходов процентов, начисленных по полученным займам. Суд отказал в удовлетворении требования организации. На момент начала ликвидации (август 2018 г.) организация не имела дебиторской задолженности, которую, согласно договору, уступила ИП, тогда как согласно представленной заявителем оборотно-сальдовой ведомости по счету 60 задолженность на дату ликвидации контрагента отсутствует. Наличие этой же задолженности отражено ранее в проверяемом периоде, но она значится погашенной на конец проверяемого периода, 31.12.2019. Задолженность на дату ликвидации цедента в бухгалтерской отчетности налогоплательщиком не отражалась. Руководитель компании, допрошенная в инспекции в качестве свидетеля, сообщила, что оплату приобретаемого права требования по договору от 30.06.2018, срок оплаты по которому предусмотрен, цессионарий в адрес цедента не производил, долг не погашался. Договоры займов и дополнительные соглашения к ним со стороны заявителя (заемщика) подписаны другими лицами, что подтверждено результатами почерковедческой экспертизы. Кроме налогоплательщика, других контрагентов (покупателей) не было, а названная организация создана незадолго до заключения договоров займов для передачи денежных средств по цепочке. Предыдущей проверкой общества установлена возвратность денежных средств на его расчетные счета в виде займов, в том числе через цепочку подконтрольных ему лиц. Сравнительный анализ расходов по текущей деятельности заявителя и поступивших на его расчетный счет от контрагента заемных средств показал искусственный дефицит собственных финансовых средств налогоплательщика, что подтверждается значительными суммами депозитов на его счетах.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 20)Основанием доначисления налога на прибыль, пеней и штрафа послужили выводы о получении необоснованной налоговой выгоды по причине неправомерного невключения в состав внереализационных доходов кредиторской задолженности организации перед ликвидированным лицом, отнесения в состав внереализационных расходов процентов, начисленных по полученным займам. Суд отказал в удовлетворении требования организации. На момент начала ликвидации (август 2018 г.) организация не имела дебиторской задолженности, которую, согласно договору, уступила ИП, тогда как согласно представленной заявителем оборотно-сальдовой ведомости по счету 60 задолженность на дату ликвидации контрагента отсутствует. Наличие этой же задолженности отражено ранее в проверяемом периоде, но она значится погашенной на конец проверяемого периода, 31.12.2019. Задолженность на дату ликвидации цедента в бухгалтерской отчетности налогоплательщиком не отражалась. Руководитель компании, допрошенная в инспекции в качестве свидетеля, сообщила, что оплату приобретаемого права требования по договору от 30.06.2018, срок оплаты по которому предусмотрен, цессионарий в адрес цедента не производил, долг не погашался. Договоры займов и дополнительные соглашения к ним со стороны заявителя (заемщика) подписаны другими лицами, что подтверждено результатами почерковедческой экспертизы. Кроме налогоплательщика, других контрагентов (покупателей) не было, а названная организация создана незадолго до заключения договоров займов для передачи денежных средств по цепочке. Предыдущей проверкой общества установлена возвратность денежных средств на его расчетные счета в виде займов, в том числе через цепочку подконтрольных ему лиц. Сравнительный анализ расходов по текущей деятельности заявителя и поступивших на его расчетный счет от контрагента заемных средств показал искусственный дефицит собственных финансовых средств налогоплательщика, что подтверждается значительными суммами депозитов на его счетах.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.08.2023 N 1416
"О соглашениях об условиях осуществления регулируемых видов деятельности"
(вместе с "Правилами заключения, изменения и расторжения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности")"38(2). Экономия подконтрольных расходов, достигнутая организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в каждом году долгосрочного периода регулирования, в том числе в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет. Если организация, осуществляющая регулируемую деятельность, достигла экономии подконтрольных расходов, величина подконтрольных расходов, включенных в необходимую валовую выручку на долгосрочный период регулирования, не пересматривается. Экономия подконтрольных расходов, достигнутая организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги) таких организаций, а также не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При установлении необходимой валовой выручки на следующий долгосрочный период регулирования учитывается экономия подконтрольных расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования, не учтенная в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, скорректированная с учетом индексации подконтрольных расходов и исключения необоснованных расходов в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 38 настоящего документа.
"О соглашениях об условиях осуществления регулируемых видов деятельности"
(вместе с "Правилами заключения, изменения и расторжения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности")"38(2). Экономия подконтрольных расходов, достигнутая организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в каждом году долгосрочного периода регулирования, в том числе в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет. Если организация, осуществляющая регулируемую деятельность, достигла экономии подконтрольных расходов, величина подконтрольных расходов, включенных в необходимую валовую выручку на долгосрочный период регулирования, не пересматривается. Экономия подконтрольных расходов, достигнутая организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги) таких организаций, а также не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При установлении необходимой валовой выручки на следующий долгосрочный период регулирования учитывается экономия подконтрольных расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования, не учтенная в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, скорректированная с учетом индексации подконтрольных расходов и исключения необоснованных расходов в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 38 настоящего документа.
Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 977
(ред. от 29.08.2024)
"Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики"
(вместе с "Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики", "Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики")14. Проекты инвестиционных программ, предусматривающие реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих приобретение линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и (или) иного предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудования, если приобретаются объекты капитального строительства и (или) некапитальные строения, сооружения, утверждаются при условии, если финансирование таких инвестиционных проектов в текущем и последующих годах планируется за счет средств, не учитываемых при установлении регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, и (или) за счет экономии подконтрольных расходов, положительной величины корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, экономии операционных расходов, расчетной предпринимательской прибыли, экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", либо при условии наличия решения Правительства Российской Федерации, разрешающего утверждение в соответствии с настоящими Правилами проекта инвестиционной программы, предусматривающей финансирование таких инвестиционных проектов за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике и не указанных в настоящем абзаце.
(ред. от 29.08.2024)
"Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики"
(вместе с "Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики", "Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики")14. Проекты инвестиционных программ, предусматривающие реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих приобретение линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и (или) иного предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудования, если приобретаются объекты капитального строительства и (или) некапитальные строения, сооружения, утверждаются при условии, если финансирование таких инвестиционных проектов в текущем и последующих годах планируется за счет средств, не учитываемых при установлении регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, и (или) за счет экономии подконтрольных расходов, положительной величины корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, экономии операционных расходов, расчетной предпринимательской прибыли, экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", либо при условии наличия решения Правительства Российской Федерации, разрешающего утверждение в соответствии с настоящими Правилами проекта инвестиционной программы, предусматривающей финансирование таких инвестиционных проектов за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике и не указанных в настоящем абзаце.