Коррупционно опасная ситуация
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупционно опасная ситуация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые технологии и искусственный интеллект как средства профилактики проявлений коррупции в контрольной (надзорной) деятельности: отечественный и зарубежный опыт
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Риском для эффективности использования технологий ИИ в сфере предупреждения коррупции является достаточно субъективная первичная информация, получаемая при выявлении коррупционно опасных ситуаций (изначально неверно заданные алгоритмы приведут к заведомо ошибочным выводам, от которых могут пострадать как граждане, так и должностные лица органов контроля (надзора)). Для решения этих проблем необходимо организовать внедрение ИИ с возможностью общественного контроля, настройки алгоритмов, обжалования решений, вынесенных с помощью ИИ.
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Риском для эффективности использования технологий ИИ в сфере предупреждения коррупции является достаточно субъективная первичная информация, получаемая при выявлении коррупционно опасных ситуаций (изначально неверно заданные алгоритмы приведут к заведомо ошибочным выводам, от которых могут пострадать как граждане, так и должностные лица органов контроля (надзора)). Для решения этих проблем необходимо организовать внедрение ИИ с возможностью общественного контроля, настройки алгоритмов, обжалования решений, вынесенных с помощью ИИ.
Статья: Локальное регулирование вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов в образовательных организациях
(Плюгина И.В., Гаунова Ж.А.)
("Журнал российского права", 2019, N 11)На сегодняшний день в федеральном законодательстве, по сути, лишь обозначены основные контуры регулирования, что критикуется многими специалистами <23>. В свою очередь, на локальном уровне определяются превентивные меры, направленные на предупреждение конфликта интересов, регламентируется деятельность комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, устанавливается порядок выявления соответствующих ситуаций и реагирования на них, принимается решение о наличии в том или ином случае конфликта интересов и др. При этом, как подчеркивается в литературе, формирование антикоррупционных стандартов поведения в образовательных организациях находится на начальном этапе развития; закрепление антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений может осуществляться в образовательной организации в локальных нормативных актах и в кодексах этики, при этом определение объема и содержания, а также выбор акта, закрепляющего антикоррупционные стандарты поведения, осуществляются по усмотрению образовательной организации <24>. Такой подход часто используется за рубежом, и его применение представляется вполне логичным и обоснованным, учитывая автономность образовательных организаций, их самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности. Вместе с тем он будет эффективным лишь в том случае, если для всех участников образовательного процесса будет свойствен высокий уровень правовой культуры, позволяющий добровольно соблюдать принятые этические стандарты и раскрывать информацию, касающуюся конфликта интересов; если локальные акты будут разработаны качественно и с должной степенью детализации и позволят обеспечить объективное и независимое рассмотрение ситуаций, связанных с конфликтом интересов; если будут установлены четкие пределы усмотрения руководства образовательной организации, исключающие необоснованное воздействие на участников образовательного процесса; если будет эффективно осуществляться общественный контроль, а профсоюзный орган будет способен оказывать реальное воздействие на принятие решений в образовательной организации. Право, как справедливо отмечается, обладает большими возможностями воздействия на формирование моральных, этических стандартов поведения в коррупционно опасных ситуациях, но преувеличивать его воздействие на социальную жизнь нельзя; разрыв между реальным поведением большинства членов общества и требованиями закона, с одной стороны, неизбежно подрывает уважение к закону, а с другой стороны, деформирует моральные нормы <25>.
(Плюгина И.В., Гаунова Ж.А.)
("Журнал российского права", 2019, N 11)На сегодняшний день в федеральном законодательстве, по сути, лишь обозначены основные контуры регулирования, что критикуется многими специалистами <23>. В свою очередь, на локальном уровне определяются превентивные меры, направленные на предупреждение конфликта интересов, регламентируется деятельность комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, устанавливается порядок выявления соответствующих ситуаций и реагирования на них, принимается решение о наличии в том или ином случае конфликта интересов и др. При этом, как подчеркивается в литературе, формирование антикоррупционных стандартов поведения в образовательных организациях находится на начальном этапе развития; закрепление антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений может осуществляться в образовательной организации в локальных нормативных актах и в кодексах этики, при этом определение объема и содержания, а также выбор акта, закрепляющего антикоррупционные стандарты поведения, осуществляются по усмотрению образовательной организации <24>. Такой подход часто используется за рубежом, и его применение представляется вполне логичным и обоснованным, учитывая автономность образовательных организаций, их самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности. Вместе с тем он будет эффективным лишь в том случае, если для всех участников образовательного процесса будет свойствен высокий уровень правовой культуры, позволяющий добровольно соблюдать принятые этические стандарты и раскрывать информацию, касающуюся конфликта интересов; если локальные акты будут разработаны качественно и с должной степенью детализации и позволят обеспечить объективное и независимое рассмотрение ситуаций, связанных с конфликтом интересов; если будут установлены четкие пределы усмотрения руководства образовательной организации, исключающие необоснованное воздействие на участников образовательного процесса; если будет эффективно осуществляться общественный контроль, а профсоюзный орган будет способен оказывать реальное воздействие на принятие решений в образовательной организации. Право, как справедливо отмечается, обладает большими возможностями воздействия на формирование моральных, этических стандартов поведения в коррупционно опасных ситуациях, но преувеличивать его воздействие на социальную жизнь нельзя; разрыв между реальным поведением большинства членов общества и требованиями закона, с одной стороны, неизбежно подрывает уважение к закону, а с другой стороны, деформирует моральные нормы <25>.
Нормативные акты
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)Принятие локальных нормативных актов целесообразно дополнять изданием методических материалов (памятки, презентации, пособия, комиксы и т.п.), которые в доступной форме объясняют антикоррупционную политику организации, установленные для работников стандарты поведения, антикоррупционные стандарты, меры ответственности за их несоблюдение, рассматривают примеры коррупционно-опасных ситуаций, с которыми работники могут столкнуться в процессе осуществления своей трудовой деятельности.
(утв. Минтрудом России)Принятие локальных нормативных актов целесообразно дополнять изданием методических материалов (памятки, презентации, пособия, комиксы и т.п.), которые в доступной форме объясняют антикоррупционную политику организации, установленные для работников стандарты поведения, антикоррупционные стандарты, меры ответственности за их несоблюдение, рассматривают примеры коррупционно-опасных ситуаций, с которыми работники могут столкнуться в процессе осуществления своей трудовой деятельности.