Кредитная программа поддержки занятости

Подборка наиболее важных документов по запросу Кредитная программа поддержки занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Деятельность Банка России по противодействию санкционным рискам, направленная на стабилизацию ситуации на финансовом рынке: некоторые меры поддержки малого и среднего предпринимательства
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 4)
Развитие малого и среднего предпринимательства не было динамичным и до введения санкций недружественными странами. Принимаемые меры в рамках государственного регулирования экономикой не всегда достигали поставленных целей, о чем свидетельствуют статистические данные ФНС России (количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства и количество занятых лиц у указанных субъектов). Последствия пандемии и начавшиеся за этим санкции существенно снизили предпринимательскую активность. Меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности программы льготного кредитования, не достигают своих потенциальных потребителей, так как рассчитаны на состоявшихся предпринимателей, а основу малого предпринимательства составляет розничная торговля, в которой невыполнимы условия, связанные с льготным кредитованием. Так, специалисты отмечают, что кредит будет работать при условии 6%-ной ставки. Предлагаемые в настоящее время ставки делают кредит дорогим для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вопрос: Вправе ли банк отказать в предоставлении льготного кредита на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости в связи с тем, что организация не является клиентом банка и не имеет заключенного с этим банком договора зарплатного проекта?
("Официальный сайт ФАС России", 2020)
Ответ: Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 422 (далее - Правила, Программа). Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (место нахождения: Пресненская наб., д. 10, стр. 2, г. Москва, 123112; телефон: 8 (495) 870-29-21). Разработчиком Правил является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое согласно п. 25 Правил проводит проверки соблюдения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии. При этом согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, одной из основных функций антимонопольного органа является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Так, согласно этому законодательству признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. В связи с этим необходимо отметить, что установление условия о необходимости являться клиентом банка или иметь заключенный с этим банком договор зарплатного проекта для предоставления льготного кредита на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости не направлено на получение преимуществ перед конкурентами путем обеспечения притока их клиентов, а служит отсекательным требованием, которое сужает перечень организаций, которые могут воспользоваться льготными кредитами на заданные цели. В таких действиях банка отсутствует направленность на получение преимуществ и причинение убытков конкурентам, которые являются обязательными элементами недобросовестной конкуренции в понимании антимонопольного законодательства, в связи с чем отсутствует возможность сделать вывод о наличии признаков нарушения именно этого законодательства.

Нормативные акты

"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)
Льготные программы корпоративного кредитования. Некоторые из льготных программ для бизнеса, безусловно, продемонстрировали свою эффективность при умеренной нагрузке на бюджет (к примеру, программы ФОТ 0 и ФОТ 2.0, позволившие сгладить негативные последствия пандемии и не допустить резкого провала в занятости). В целом в ситуации, когда льготное кредитование используется как временная антикризисная мера, позволяющая поддержать доступность кредита для наиболее уязвимых или приоритетных сегментов экономики при избыточном ужесточении условий кредитования, оно может быть эффективно, а отмеченные выше недостатки данного инструмента менее значимы. В условиях сокращения спроса и предложения кредитов сужается пространство для действия "эффекта замещения". Влияние на бюджетную систему и денежно-кредитную политику, связанное с антикризисными мероприятиями по поддержке кредитования, ограничено во времени и не столь существенно на фоне резких изменений в экономической политике, сопровождающих любой кризисный период.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018
"Послание Президента Федеральному Собранию"
Одна из ключевых проблем, которая волнует предпринимателей, - трудно получить доступ к финансовым ресурсам. Сейчас правительство осуществляет программу, по которой малый производственный бизнес может взять кредит под фактическую ставку в 6,5 процента. Считаю, что ее нужно обязательно продолжить, а главное - обеспечить реальную доступность такого инструмента поддержки.