Кредитная программа поддержки занятости
Подборка наиболее важных документов по запросу Кредитная программа поддержки занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деятельность Банка России по противодействию санкционным рискам, направленная на стабилизацию ситуации на финансовом рынке: некоторые меры поддержки малого и среднего предпринимательства
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 4)Развитие малого и среднего предпринимательства не было динамичным и до введения санкций недружественными странами. Принимаемые меры в рамках государственного регулирования экономикой не всегда достигали поставленных целей, о чем свидетельствуют статистические данные ФНС России (количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства и количество занятых лиц у указанных субъектов). Последствия пандемии и начавшиеся за этим санкции существенно снизили предпринимательскую активность. Меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности программы льготного кредитования, не достигают своих потенциальных потребителей, так как рассчитаны на состоявшихся предпринимателей, а основу малого предпринимательства составляет розничная торговля, в которой невыполнимы условия, связанные с льготным кредитованием. Так, специалисты отмечают, что кредит будет работать при условии 6%-ной ставки. Предлагаемые в настоящее время ставки делают кредит дорогим для субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 4)Развитие малого и среднего предпринимательства не было динамичным и до введения санкций недружественными странами. Принимаемые меры в рамках государственного регулирования экономикой не всегда достигали поставленных целей, о чем свидетельствуют статистические данные ФНС России (количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства и количество занятых лиц у указанных субъектов). Последствия пандемии и начавшиеся за этим санкции существенно снизили предпринимательскую активность. Меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности программы льготного кредитования, не достигают своих потенциальных потребителей, так как рассчитаны на состоявшихся предпринимателей, а основу малого предпринимательства составляет розничная торговля, в которой невыполнимы условия, связанные с льготным кредитованием. Так, специалисты отмечают, что кредит будет работать при условии 6%-ной ставки. Предлагаемые в настоящее время ставки делают кредит дорогим для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вопрос: Вправе ли банк отказать в предоставлении льготного кредита на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости в связи с тем, что организация не является клиентом банка и не имеет заключенного с этим банком договора зарплатного проекта?
("Официальный сайт ФАС России", 2020)Ответ: Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 422 (далее - Правила, Программа). Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (место нахождения: Пресненская наб., д. 10, стр. 2, г. Москва, 123112; телефон: 8 (495) 870-29-21). Разработчиком Правил является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое согласно п. 25 Правил проводит проверки соблюдения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии. При этом согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, одной из основных функций антимонопольного органа является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Так, согласно этому законодательству признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. В связи с этим необходимо отметить, что установление условия о необходимости являться клиентом банка или иметь заключенный с этим банком договор зарплатного проекта для предоставления льготного кредита на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости не направлено на получение преимуществ перед конкурентами путем обеспечения притока их клиентов, а служит отсекательным требованием, которое сужает перечень организаций, которые могут воспользоваться льготными кредитами на заданные цели. В таких действиях банка отсутствует направленность на получение преимуществ и причинение убытков конкурентам, которые являются обязательными элементами недобросовестной конкуренции в понимании антимонопольного законодательства, в связи с чем отсутствует возможность сделать вывод о наличии признаков нарушения именно этого законодательства.
("Официальный сайт ФАС России", 2020)Ответ: Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 422 (далее - Правила, Программа). Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (место нахождения: Пресненская наб., д. 10, стр. 2, г. Москва, 123112; телефон: 8 (495) 870-29-21). Разработчиком Правил является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое согласно п. 25 Правил проводит проверки соблюдения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии. При этом согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, одной из основных функций антимонопольного органа является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Так, согласно этому законодательству признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. В связи с этим необходимо отметить, что установление условия о необходимости являться клиентом банка или иметь заключенный с этим банком договор зарплатного проекта для предоставления льготного кредита на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости не направлено на получение преимуществ перед конкурентами путем обеспечения притока их клиентов, а служит отсекательным требованием, которое сужает перечень организаций, которые могут воспользоваться льготными кредитами на заданные цели. В таких действиях банка отсутствует направленность на получение преимуществ и причинение убытков конкурентам, которые являются обязательными элементами недобросовестной конкуренции в понимании антимонопольного законодательства, в связи с чем отсутствует возможность сделать вывод о наличии признаков нарушения именно этого законодательства.
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)Льготные программы корпоративного кредитования. Некоторые из льготных программ для бизнеса, безусловно, продемонстрировали свою эффективность при умеренной нагрузке на бюджет (к примеру, программы ФОТ 0 и ФОТ 2.0, позволившие сгладить негативные последствия пандемии и не допустить резкого провала в занятости). В целом в ситуации, когда льготное кредитование используется как временная антикризисная мера, позволяющая поддержать доступность кредита для наиболее уязвимых или приоритетных сегментов экономики при избыточном ужесточении условий кредитования, оно может быть эффективно, а отмеченные выше недостатки данного инструмента менее значимы. В условиях сокращения спроса и предложения кредитов сужается пространство для действия "эффекта замещения". Влияние на бюджетную систему и денежно-кредитную политику, связанное с антикризисными мероприятиями по поддержке кредитования, ограничено во времени и не столь существенно на фоне резких изменений в экономической политике, сопровождающих любой кризисный период.
(утв. Банком России)Льготные программы корпоративного кредитования. Некоторые из льготных программ для бизнеса, безусловно, продемонстрировали свою эффективность при умеренной нагрузке на бюджет (к примеру, программы ФОТ 0 и ФОТ 2.0, позволившие сгладить негативные последствия пандемии и не допустить резкого провала в занятости). В целом в ситуации, когда льготное кредитование используется как временная антикризисная мера, позволяющая поддержать доступность кредита для наиболее уязвимых или приоритетных сегментов экономики при избыточном ужесточении условий кредитования, оно может быть эффективно, а отмеченные выше недостатки данного инструмента менее значимы. В условиях сокращения спроса и предложения кредитов сужается пространство для действия "эффекта замещения". Влияние на бюджетную систему и денежно-кредитную политику, связанное с антикризисными мероприятиями по поддержке кредитования, ограничено во времени и не столь существенно на фоне резких изменений в экономической политике, сопровождающих любой кризисный период.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018
"Послание Президента Федеральному Собранию"Одна из ключевых проблем, которая волнует предпринимателей, - трудно получить доступ к финансовым ресурсам. Сейчас правительство осуществляет программу, по которой малый производственный бизнес может взять кредит под фактическую ставку в 6,5 процента. Считаю, что ее нужно обязательно продолжить, а главное - обеспечить реальную доступность такого инструмента поддержки.
"Послание Президента Федеральному Собранию"Одна из ключевых проблем, которая волнует предпринимателей, - трудно получить доступ к финансовым ресурсам. Сейчас правительство осуществляет программу, по которой малый производственный бизнес может взять кредит под фактическую ставку в 6,5 процента. Считаю, что ее нужно обязательно продолжить, а главное - обеспечить реальную доступность такого инструмента поддержки.