Критерии отнесения к сельхозтоваропроизводителям
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии отнесения к сельхозтоваропроизводителям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.09.2024 N Ф10-3267/2024 по делу N А14-3327/2023
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Обществу доначислены налог на прибыль, пени и штраф в связи с неправомерным применением льготной налоговой ставки, притом что общество не отвечает критерию сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленному п. 2 ст. 346.2 НК РФ, ввиду осуществления деятельности по производству реализованной сельскохозяйственной продукции не самостоятельно, а с привлечением иных лиц.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку произведенная сельскохозяйственная продукция принадлежит обществу на праве собственности, а доля дохода от реализации этой продукции в общем объеме реализации составляет более 70 процентов за календарный год.С учетом изложенного, проанализировав положения указанных норм, суды верно указали, что производитель сельскохозяйственной продукции имеет право осуществить указанную в законе деятельность как лично, так и с привлечением третьих лиц, заключив с ними договоры гражданско-правового характера; налоговое законодательство, устанавливающее понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей и критерии отнесения к ним хозяйствующих субъектов, не содержит ограничений на привлечение сторонних организаций для выполнения сельскохозяйственных работ, а также не устанавливают запрета на заключение с такими организациями договоров на оказание услуг.
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Обществу доначислены налог на прибыль, пени и штраф в связи с неправомерным применением льготной налоговой ставки, притом что общество не отвечает критерию сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленному п. 2 ст. 346.2 НК РФ, ввиду осуществления деятельности по производству реализованной сельскохозяйственной продукции не самостоятельно, а с привлечением иных лиц.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку произведенная сельскохозяйственная продукция принадлежит обществу на праве собственности, а доля дохода от реализации этой продукции в общем объеме реализации составляет более 70 процентов за календарный год.С учетом изложенного, проанализировав положения указанных норм, суды верно указали, что производитель сельскохозяйственной продукции имеет право осуществить указанную в законе деятельность как лично, так и с привлечением третьих лиц, заключив с ними договоры гражданско-правового характера; налоговое законодательство, устанавливающее понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей и критерии отнесения к ним хозяйствующих субъектов, не содержит ограничений на привлечение сторонних организаций для выполнения сельскохозяйственных работ, а также не устанавливают запрета на заключение с такими организациями договоров на оказание услуг.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.2 "Налогоплательщики" главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил главе КФХ налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о несоблюдении им условия о доле доходов от сельскохозяйственной деятельности. Суд установил, что глава КФХ и федеральное казенное учреждение заключили государственные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции и выполнение вспомогательных услуг (поставке семян, удобрений, выполнение работ по посадке, поливу, уборке). Налоговый орган полагал, что учреждение не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, в связи с чем нельзя отнести в доход налогоплательщика от сельскохозяйственной деятельности те доходы от реализации перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг, которые оказаны учреждению. Суд установил, что доходы учреждения от животноводства и растениеводства превысили 79 процентов общего дохода, следовательно, учреждение в соответствии с положениями подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлось сельскохозяйственным производителем, а глава КФХ оказывал ему услуги, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Суд отклонил довод налогового органа о том, что статус учреждения не позволяет признать его сельскохозяйственным производителем, поскольку нормы гл. 26.1 НК РФ, в частности подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, не содержат положений, предусматривающих, что условием отнесения лица к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей является применение его заказчиком, также подпадающим согласно приведенным выше нормативным условиям к категории "сельскохозяйственный товаропроизводитель", специального налогового режима в виде ЕСХН. Казенное учреждение, отвечающее критериям, содержащимся в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, может быть признано сельскохозяйственным товаропроизводителем для налоговых целей. В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим в виде ЕСХН и оказывающие услуги казенным учреждениям, отвечающим статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, вправе в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) учитывать долю дохода от реализации казенным учреждениям перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг в числе условий для применения ЕСХН. Поскольку с учетом доходов, полученных от оказания услуг учреждению, доля доходов главы КФХ от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и от оказания сельскохозяйственному производителю услуг, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, составила 91,93 процента, глава КФХ в силу подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем и правомерно уплачивал ЕСХН, налоги по общей системе налогообложения доначислены ему неправомерно.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил главе КФХ налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о несоблюдении им условия о доле доходов от сельскохозяйственной деятельности. Суд установил, что глава КФХ и федеральное казенное учреждение заключили государственные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции и выполнение вспомогательных услуг (поставке семян, удобрений, выполнение работ по посадке, поливу, уборке). Налоговый орган полагал, что учреждение не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, в связи с чем нельзя отнести в доход налогоплательщика от сельскохозяйственной деятельности те доходы от реализации перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг, которые оказаны учреждению. Суд установил, что доходы учреждения от животноводства и растениеводства превысили 79 процентов общего дохода, следовательно, учреждение в соответствии с положениями подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлось сельскохозяйственным производителем, а глава КФХ оказывал ему услуги, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Суд отклонил довод налогового органа о том, что статус учреждения не позволяет признать его сельскохозяйственным производителем, поскольку нормы гл. 26.1 НК РФ, в частности подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, не содержат положений, предусматривающих, что условием отнесения лица к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей является применение его заказчиком, также подпадающим согласно приведенным выше нормативным условиям к категории "сельскохозяйственный товаропроизводитель", специального налогового режима в виде ЕСХН. Казенное учреждение, отвечающее критериям, содержащимся в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, может быть признано сельскохозяйственным товаропроизводителем для налоговых целей. В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим в виде ЕСХН и оказывающие услуги казенным учреждениям, отвечающим статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, вправе в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) учитывать долю дохода от реализации казенным учреждениям перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг в числе условий для применения ЕСХН. Поскольку с учетом доходов, полученных от оказания услуг учреждению, доля доходов главы КФХ от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и от оказания сельскохозяйственному производителю услуг, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, составила 91,93 процента, глава КФХ в силу подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем и правомерно уплачивал ЕСХН, налоги по общей системе налогообложения доначислены ему неправомерно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
(Загидуллин М.Р., Фахрутдинов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)В статье обоснована необходимость выделения процесса несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций в отдельную категорию, рассмотрены некоторые юридические аспекты и особенности несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных предприятий, предусмотренные в § 3 гл. IX Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", также проведен анализ проблем практического применения отдельных положений вышеуказанного Закона, устанавливающих критерии отнесения юридических лиц к сельскохозяйственным организациям, признаков и особенностей процедур их банкротства. С целью дальнейшего улучшения процедур несостоятельности (банкротства) были предложены варианты решения этих вопросов.
(Загидуллин М.Р., Фахрутдинов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)В статье обоснована необходимость выделения процесса несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций в отдельную категорию, рассмотрены некоторые юридические аспекты и особенности несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных предприятий, предусмотренные в § 3 гл. IX Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", также проведен анализ проблем практического применения отдельных положений вышеуказанного Закона, устанавливающих критерии отнесения юридических лиц к сельскохозяйственным организациям, признаков и особенностей процедур их банкротства. С целью дальнейшего улучшения процедур несостоятельности (банкротства) были предложены варианты решения этих вопросов.
Вопрос: Как учесть в целях ЕСХН полученные субсидии на развитие сельского хозяйства?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2024)Плательщиками ЕСХН могут быть организации и индивидуальные предприниматели, которые относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям согласно критериям, установленным в ст. 346.2 НК РФ.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2024)Плательщиками ЕСХН могут быть организации и индивидуальные предприниматели, которые относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям согласно критериям, установленным в ст. 346.2 НК РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2001 N 187-ФЗ
(ред. от 27.07.2010)
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"Статья 5. Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона установить критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа и утвердить методику определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий.
(ред. от 27.07.2010)
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"Статья 5. Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона установить критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа и утвердить методику определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О развитии сельского хозяйства"12) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях. Неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями в целях настоящего Федерального закона признаются территория субъекта Российской Федерации или территории субъектов Российской Федерации, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций. Порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям устанавливаются Правительством Российской Федерации;
(ред. от 08.08.2024)
"О развитии сельского хозяйства"12) поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях. Неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями в целях настоящего Федерального закона признаются территория субъекта Российской Федерации или территории субъектов Российской Федерации, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций. Порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям устанавливаются Правительством Российской Федерации;