Критерии сомнительной задолженности

Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии сомнительной задолженности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 266 "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган выявил неправомерное отражение в составе внереализационных расходов сумм на формирование резервов по сомнительным долгам по операциям с контрагентами и доначислил налог на прибыль. Инспекция полагала, что спорная задолженность не может быть признана сомнительной для формирования резерва в налоговом учете, поскольку, по данным бухгалтерского учета, резерв не создавался; документы общества не позволяют достоверно установить сроки исполнения обязательств спорными контрагентами и проверить правильность расчета величины резерва по сомнительным долгам. Также инспекция указала, что спорная задолженность не может участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам, так как обеспечена залогом в силу закона. Суд признал доначисление неправомерным. Суд пришел к выводу, что реальность хозяйственных операций со спорными поставщиками налоговым органом не опровергнута; факт и период возникновения сомнительной задолженности, вопреки позиции налогового органа, подтвержден материалами дела (счетами-фактурами, актами сверки, накладными, актами инвентаризации активов и обязательств, судебными актами по делу о банкротстве контрагента). Суд отклонил довод налогового органа о том, что необходимость формирования резерва по сомнительным долгам возникла у общества в текущем периоде в связи с банкротством одного из контрагентов. Спорная задолженность стала отвечать признакам сомнительности за три года до начала текущего периода. Само по себе начало процедуры банкротства контрагента не изменило критериев сомнительности его долга перед налогоплательщиком и не могло повлиять на дату возникновения долга. Нарушение обществом положений бухгалтерского учета может являться основанием для привлечения к ответственности, но не для отказа в принятии документально подтвержденных расходов для целей исчисления налога на прибыль.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)
В бухгалтерском учете определяется порядок формирования резервов по сомнительным долгам, который отличается от порядка, предусмотренного налоговым законодательством (например, по критериям отнесения задолженности к сомнительной). Так, в бухгалтерском учете не предусмотрено ограничение на включение в резерв по сомнительным долгам задолженности со сроком возникновения менее 45 дней (Определение Верховного Суда РФ от 20.08.2018 по делу N 302-ЭС17-23664, А78-7818/2015).

Нормативные акты

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)
339. Счет предназначен для учета сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о выбытии такой задолженности с балансового учета учреждения, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом. Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.