Крупная сделка 161-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Крупная сделка 161-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2024 N 304-ЭС24-15781 по делу N А75-20297/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании договора займа недействительным с момента заключения и применении последствий недействительности сделки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части признания договора недействительным, поскольку муниципальное предприятие (заемщик) не вправе без согласия собственника (муниципалитета) совершать сделки, связанные с предоставлением займов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Апелляционная инстанция исходила из того, что Распоряжением от 15 ноября 2021 г. N 553-р Глава Сургутского района наделил заместителя главы Сургутского района - директора Департамента ЖКХ полномочиями по подписанию постановлений Администрации о даче согласия на совершение муниципальными унитарными предприятиями, в отношении которых Департамент ЖКХ осуществляет функции и полномочия учредителя в соответствии с муниципальными правовыми актами Сургутского района, крупных сделок, и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок в случаях, предусмотренных Законом N 161-ФЗ. Между тем указанное не свидетельствует о наличии у директора Департамента ЖКХ права на согласование от имени собственника имущества Предприятия сделок, связанных с предоставлением Предприятием займов.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании договора займа недействительным с момента заключения и применении последствий недействительности сделки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части признания договора недействительным, поскольку муниципальное предприятие (заемщик) не вправе без согласия собственника (муниципалитета) совершать сделки, связанные с предоставлением займов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Апелляционная инстанция исходила из того, что Распоряжением от 15 ноября 2021 г. N 553-р Глава Сургутского района наделил заместителя главы Сургутского района - директора Департамента ЖКХ полномочиями по подписанию постановлений Администрации о даче согласия на совершение муниципальными унитарными предприятиями, в отношении которых Департамент ЖКХ осуществляет функции и полномочия учредителя в соответствии с муниципальными правовыми актами Сургутского района, крупных сделок, и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок в случаях, предусмотренных Законом N 161-ФЗ. Между тем указанное не свидетельствует о наличии у директора Департамента ЖКХ права на согласование от имени собственника имущества Предприятия сделок, связанных с предоставлением Предприятием займов.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 N 20АП-907/2022 по делу N А54-4203/2020
Требование: О признании недействительными договоров на оказание услуг, договоров подряда.
Решение: Требование удовлетворено.В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 19 и пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, пунктами 4.4 и 4.5, 6.5 устава МКП "ЖКХ Рязанское" совершение муниципальным казенным предприятием крупной сделки требует наличия предварительного, а не последующего согласия собственника имущества предприятия на заключение соответствующего договора. При этом, получение надлежащим образом оформленного в письменном виде согласия уполномоченного органа в силу является именно обязанностью казенного предприятия, предшествующей возможности реализации права на совершение сделки.
Требование: О признании недействительными договоров на оказание услуг, договоров подряда.
Решение: Требование удовлетворено.В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 19 и пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, пунктами 4.4 и 4.5, 6.5 устава МКП "ЖКХ Рязанское" совершение муниципальным казенным предприятием крупной сделки требует наличия предварительного, а не последующего согласия собственника имущества предприятия на заключение соответствующего договора. При этом, получение надлежащим образом оформленного в письменном виде согласия уполномоченного органа в силу является именно обязанностью казенного предприятия, предшествующей возможности реализации права на совершение сделки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Иной формой контроля является контроль над всеми крупными сделками, совершаемыми ФГУПом. В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона N 161-ФЗ крупными сделками признаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда. Положения ст. 12 того же Федерального закона говорят о том, что уставный фонд государственного предприятия должен быть не менее чем 500 тыс. руб. В большинстве случаев ради повышения вовлеченности в деятельность ФГУПа уполномоченный орган устанавливает минимально возможный уставный фонд [6, с. 4], таким образом, можно прийти к выводу, что крупной сделкой будет признаваться любая законом регламентированная сделка ФГУПа на сумму более 50 тыс. руб.
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Иной формой контроля является контроль над всеми крупными сделками, совершаемыми ФГУПом. В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона N 161-ФЗ крупными сделками признаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда. Положения ст. 12 того же Федерального закона говорят о том, что уставный фонд государственного предприятия должен быть не менее чем 500 тыс. руб. В большинстве случаев ради повышения вовлеченности в деятельность ФГУПа уполномоченный орган устанавливает минимально возможный уставный фонд [6, с. 4], таким образом, можно прийти к выводу, что крупной сделкой будет признаваться любая законом регламентированная сделка ФГУПа на сумму более 50 тыс. руб.
Статья: О предоставлении решений о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок участниками закупки
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 7)<6> Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 7)<6> Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
Нормативные акты
<Письмо> Росимущества от 05.10.2015 N ИА-03/41274
"О необходимости согласования заключения мировых соглашений"В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ) крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
"О необходимости согласования заключения мировых соглашений"В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ) крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.