Кто назначает выборы государственной думы
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто назначает выборы государственной думы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Эти случаи предусмотрены статьями 111, 112 и 117 [3]. Все они связаны либо с совместным с Президентом РФ формированием Правительства РФ либо с выражением Государственной Думой недоверия Правительству РФ или отказом Государственной Думой в доверии Правительству РФ. Причем п. 4 ст. 117 Конституции РФ (как и п. 4 ст. 115) претерпел изменения в сторону смягчения позиций сторон. В прежней редакции Конституции РФ предусматривалось, что в случае отказа Государственной Думой в доверии Правительству РФ "Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы..." [4]. В новой редакции Конституции РФ записана более мягкая формулировка: "Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов". Далее дается трехмесячный срок для урегулирования конфликта между двумя важнейшими органами государственной власти Российской Федерации. И только в случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии откажет, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы [3].
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Эти случаи предусмотрены статьями 111, 112 и 117 [3]. Все они связаны либо с совместным с Президентом РФ формированием Правительства РФ либо с выражением Государственной Думой недоверия Правительству РФ или отказом Государственной Думой в доверии Правительству РФ. Причем п. 4 ст. 117 Конституции РФ (как и п. 4 ст. 115) претерпел изменения в сторону смягчения позиций сторон. В прежней редакции Конституции РФ предусматривалось, что в случае отказа Государственной Думой в доверии Правительству РФ "Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы..." [4]. В новой редакции Конституции РФ записана более мягкая формулировка: "Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов". Далее дается трехмесячный срок для урегулирования конфликта между двумя важнейшими органами государственной власти Российской Федерации. И только в случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии откажет, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы [3].
Статья: Сущность президентской власти в России в трудах профессора Е.И. Козловой
(Невинский В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 3)Второе. По мысли Е.И. Козловой, невхождение Президента РФ ни в одну из ветвей власти "не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента" <6>. В частности, Президент имеет некоторые установленные Конституцией РФ полномочия в сферах законодательной, исполнительной и судебной властей: в законодательной - назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в определенных Конституцией и федеральным законом случаях; назначает референдум Российской Федерации; вносит законопроекты в Государственную Думу; имеет право наложить вето на федеральный закон; подписывает и обнародует федеральные законы (п. "а" - "д" ст. 84); назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации (п. "е.2" ст. 83); в исполнительной - назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; назначает и отзывает после консультаций с комитетами или комиссиями Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (п. "а" - "д", "м" ст. 83); в судебной - представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов; осуществляет помилование (п. "е" ст. 83; п. "в" ст. 89); вправе обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке на соответствие Конституции РФ определенных нормативных правовых актов и о толковании Конституции (ч. 2 и 5 ст. 125) (только в гл. 8 "Президент РФ" около 40 таких полномочий). Следует заметить, что часть перечисленных полномочий Президента РФ традиционно относится к полномочиям главы государства парламентарной республики, в которой глава государства либо вообще не включен в какую-либо ветвь государственной власти (ФРГ), либо его реальная связь с законодательной и исполнительной властью слабо просматривается, но принцип разделения властей признается конституцией (Италия).
(Невинский В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 3)Второе. По мысли Е.И. Козловой, невхождение Президента РФ ни в одну из ветвей власти "не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента" <6>. В частности, Президент имеет некоторые установленные Конституцией РФ полномочия в сферах законодательной, исполнительной и судебной властей: в законодательной - назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в определенных Конституцией и федеральным законом случаях; назначает референдум Российской Федерации; вносит законопроекты в Государственную Думу; имеет право наложить вето на федеральный закон; подписывает и обнародует федеральные законы (п. "а" - "д" ст. 84); назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации (п. "е.2" ст. 83); в исполнительной - назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; назначает и отзывает после консультаций с комитетами или комиссиями Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (п. "а" - "д", "м" ст. 83); в судебной - представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов; осуществляет помилование (п. "е" ст. 83; п. "в" ст. 89); вправе обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке на соответствие Конституции РФ определенных нормативных правовых актов и о толковании Конституции (ч. 2 и 5 ст. 125) (только в гл. 8 "Президент РФ" около 40 таких полномочий). Следует заметить, что часть перечисленных полномочий Президента РФ традиционно относится к полномочиям главы государства парламентарной республики, в которой глава государства либо вообще не включен в какую-либо ветвь государственной власти (ФРГ), либо его реальная связь с законодательной и исполнительной властью слабо просматривается, но принцип разделения властей признается конституцией (Италия).
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 5. Назначение выборов депутатов Государственной Думы
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 5. Назначение выборов депутатов Государственной Думы
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
(ред. от 14.10.2024)
"О Следственном комитете Российской Федерации"Статья 31. Гарантии сотрудника Следственного комитета, наделенного полномочиями сенатора Российской Федерации (назначенного сенатором Российской Федерации), избранного депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо выборным должностным лицом местного самоуправления
(ред. от 14.10.2024)
"О Следственном комитете Российской Федерации"Статья 31. Гарантии сотрудника Следственного комитета, наделенного полномочиями сенатора Российской Федерации (назначенного сенатором Российской Федерации), избранного депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо выборным должностным лицом местного самоуправления