Кто подписывает справку о проведенной ВНП
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто подписывает справку о проведенной ВНП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.09.2024 N Ф02-4051/2024 по делу N А10-7361/2021
Требование: О признании незаконным решения налогового органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением налогоплательщику доначислены НДС, пени, штраф.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что налоговые органы не освобождаются от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика, что исключало бы возможность вменения ему налога в большем размере, чем это установлено законом.Доводы заявителя жалобы о том, что акт выездной налоговой проверки N 7 от 14.10.2020 подписан не указанным в решении о проведении выездной налоговой проверки должностным лицом, а полученное обществом по телекоммуникационным каналам связи решение N 4 от 14.05.2021 подписано электронно-цифровой подписью начальника инспекции, в то время как материалы проверки были фактически рассмотрены заместителем начальника инспекции, подлежат отклонению, поскольку, исходя из примененных судами положений статей 31, 93, 100, 101 НК РФ сам по себе факт подписания акта налоговой проверки должностным лицом, не указанным в решении о проведении выездной налоговой проверки, при наличии в данном акте сведений об увольнении должностного лица, уполномоченного на проведение проверки и подписавшего справку о проведенной проверке, не свидетельствует о нарушении существенных условий процедуры проведения проверки и рассмотрения ее материалов, не влечет безусловного признания судом недействительным вынесенного решения по результатам такой проверки; также факт наличия на направленном в адрес общества о телекоммуникационным каналам связи решении электронно-цифровой подписи начальника инспекции не свидетельствует о фактическом вынесении им данного решения, в том числе с учетом того, что на бумажном носителе данное решение подписано заместителем начальника инспекции, фактически рассмотревшим материалы проверки.
Требование: О признании незаконным решения налогового органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением налогоплательщику доначислены НДС, пени, штраф.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что налоговые органы не освобождаются от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика, что исключало бы возможность вменения ему налога в большем размере, чем это установлено законом.Доводы заявителя жалобы о том, что акт выездной налоговой проверки N 7 от 14.10.2020 подписан не указанным в решении о проведении выездной налоговой проверки должностным лицом, а полученное обществом по телекоммуникационным каналам связи решение N 4 от 14.05.2021 подписано электронно-цифровой подписью начальника инспекции, в то время как материалы проверки были фактически рассмотрены заместителем начальника инспекции, подлежат отклонению, поскольку, исходя из примененных судами положений статей 31, 93, 100, 101 НК РФ сам по себе факт подписания акта налоговой проверки должностным лицом, не указанным в решении о проведении выездной налоговой проверки, при наличии в данном акте сведений об увольнении должностного лица, уполномоченного на проведение проверки и подписавшего справку о проведенной проверке, не свидетельствует о нарушении существенных условий процедуры проведения проверки и рассмотрения ее материалов, не влечет безусловного признания судом недействительным вынесенного решения по результатам такой проверки; также факт наличия на направленном в адрес общества о телекоммуникационным каналам связи решении электронно-цифровой подписи начальника инспекции не свидетельствует о фактическом вынесении им данного решения, в том числе с учетом того, что на бумажном носителе данное решение подписано заместителем начальника инспекции, фактически рассмотревшим материалы проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тренды в судебных спорах с налоговыми органами за I квартал 2025 года
(Беглярова Н.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)- лицо, подписавшее справку о проведенной ВНП, не является руководителем проверяющей группы;
(Беглярова Н.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)- лицо, подписавшее справку о проведенной ВНП, не является руководителем проверяющей группы;
Статья: Комментарий к Постановлению Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.03.2025 по делу N А33-16691/2023 <Если возражения к акту приняты, не имеет значения, когда он был направлен>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)- акт и дополнение к нему подписаны не всеми лицами, проводившими налоговую проверку. Вместе с тем акт содержит данные лица, не участвовавшего в ВНП;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)- акт и дополнение к нему подписаны не всеми лицами, проводившими налоговую проверку. Вместе с тем акт содержит данные лица, не участвовавшего в ВНП;
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2025 N 20-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"статьи 100, устанавливающей, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (абзац первый пункта 1); акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем) (абзац первый пункта 2); в акте налоговой проверки в числе прочих сведений указываются дата акта налоговой проверки и данные о лицах, проводивших проверку (пункт 3); акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац первый пункта 5);
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"статьи 100, устанавливающей, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (абзац первый пункта 1); акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем) (абзац первый пункта 2); в акте налоговой проверки в числе прочих сведений указываются дата акта налоговой проверки и данные о лицах, проводивших проверку (пункт 3); акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац первый пункта 5);
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документов и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документов и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки; постановление о производстве выемки документов и предметов; постановление о назначении экспертизы; требование о представлении документов (информации); справка о проведенной выездной налоговой проверке; акт налоговой проверки; извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки; иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документами и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки; постановление о производстве выемки документов и предметов; постановление о назначении экспертизы; требование о представлении документов (информации); справка о проведенной выездной налоговой проверке; акт налоговой проверки; извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки; иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документами и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Статья: Обзор судебной практики по теме "Аренда техники при выполнении строительных работ"
(Шалапаев Д.)
("Жилищное право", 2023, N 3)Использование системы ГЛОНАСС позволяет не только частному хозяйствующему субъекту доказывать факт оказания услуг и требовать оплаты. Сведения из данной системы полезны и на случай проведения выездных налоговых проверок, если в рамках последней уполномоченный орган, ссылаясь на ст. 54.1 НК РФ, отказывает в вычете сумм НДС в связи с фиктивностью сделки (формальный документооборот).
(Шалапаев Д.)
("Жилищное право", 2023, N 3)Использование системы ГЛОНАСС позволяет не только частному хозяйствующему субъекту доказывать факт оказания услуг и требовать оплаты. Сведения из данной системы полезны и на случай проведения выездных налоговых проверок, если в рамках последней уполномоченный орган, ссылаясь на ст. 54.1 НК РФ, отказывает в вычете сумм НДС в связи с фиктивностью сделки (формальный документооборот).
Статья: Суд: процедуры оформления и вручения результатов налоговой проверки соблюдены
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)В силу п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)В силу п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Готовое решение: Справка о проведенной выездной налоговой проверке
(КонсультантПлюс, 2025)3. Срок составления и вручения справки о проведенной выездной налоговой проверке
(КонсультантПлюс, 2025)3. Срок составления и вручения справки о проведенной выездной налоговой проверке
Статья: Может ли акт проверки подписать не проводившее ее лицо
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)В рассматриваемой ситуации сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, составил справку о проведенной выездной налоговой проверке, а после этого уволился. В связи с этим акт проверки был подписан уже другим сотрудником. При этом в акте налоговой проверки имеется примечание, что сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, уволен. При таких обстоятельствах сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не указанным в решении о проведении выездной налоговой проверки, не является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не влечет безусловного признания судом соответствующего решения инспекции недействительным. Факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, может указывать на нарушение требований внутреннего регламента, а не на нарушение прав проверяемого налогоплательщика, поскольку в соответствии с положениями ст. 101 НК РФ право принятия решения о привлечении к налоговой ответственности принадлежит не лицу, подписавшему акт налоговой проверки, а руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, уполномоченному принимать решение по вопросу о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения на основе анализа собранных материалов и предварительных предложений, изложенных в акте налоговой проверки.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)В рассматриваемой ситуации сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, составил справку о проведенной выездной налоговой проверке, а после этого уволился. В связи с этим акт проверки был подписан уже другим сотрудником. При этом в акте налоговой проверки имеется примечание, что сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, уволен. При таких обстоятельствах сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не указанным в решении о проведении выездной налоговой проверки, не является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не влечет безусловного признания судом соответствующего решения инспекции недействительным. Факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, может указывать на нарушение требований внутреннего регламента, а не на нарушение прав проверяемого налогоплательщика, поскольку в соответствии с положениями ст. 101 НК РФ право принятия решения о привлечении к налоговой ответственности принадлежит не лицу, подписавшему акт налоговой проверки, а руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, уполномоченному принимать решение по вопросу о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения на основе анализа собранных материалов и предварительных предложений, изложенных в акте налоговой проверки.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особым образом оформляются результаты выездной налоговой проверки. Данная процедура определена в ст. 100 НК РФ. В силу указанной нормы по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особым образом оформляются результаты выездной налоговой проверки. Данная процедура определена в ст. 100 НК РФ. В силу указанной нормы по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)- по результатам выездной налоговой проверки - в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)- по результатам выездной налоговой проверки - в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;
Статья: Судебная доктрина "добросовестного налогового администрирования" как способ защиты процессуальных прав налогоплательщиков
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Решение, принятое налоговым органом по итогам проведения выездной налоговой проверки, может быть обжаловано налогоплательщиком в установленном порядке. При этом необходимо учитывать, что в действующей судебной практике наметилась тенденция к признанию таких решений легитимными, даже если при их вынесении были допущены процедурные нарушения. Так, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о несущественности следующих нарушений, зафиксированных в ходе налоговой проверки:
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Решение, принятое налоговым органом по итогам проведения выездной налоговой проверки, может быть обжаловано налогоплательщиком в установленном порядке. При этом необходимо учитывать, что в действующей судебной практике наметилась тенденция к признанию таких решений легитимными, даже если при их вынесении были допущены процедурные нарушения. Так, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о несущественности следующих нарушений, зафиксированных в ходе налоговой проверки: