Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 N 15АП-11210/2022 по делу N А53-14430/2022
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Эксперт имеет соответствующее образование, отвечающее установленным квалификационным требованиям, в том числе, требованиям установленным Приказом Министерства внутренних дел России от 29.06.2005 N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации. Апелляционный суд отмечает, что неуказание в справке об исследовании сведений о наличии документа об образовании эксперта", с учетом требований, предъявляемым к занимаемой должности эксперта, изложенных в указанном Приказе N 511, а также Федеральном законе от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", не свидетельствует о том, что указанная справка является ненадлежащим доказательством.
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Эксперт имеет соответствующее образование, отвечающее установленным квалификационным требованиям, в том числе, требованиям установленным Приказом Министерства внутренних дел России от 29.06.2005 N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации. Апелляционный суд отмечает, что неуказание в справке об исследовании сведений о наличии документа об образовании эксперта", с учетом требований, предъявляемым к занимаемой должности эксперта, изложенных в указанном Приказе N 511, а также Федеральном законе от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", не свидетельствует о том, что указанная справка является ненадлежащим доказательством.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности прохождения службы в органах внутренних дел и федеральной государственной гражданской службе, отличительные черты
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Особенно следует обратить внимание на то, что, учитывая всю сложность, складывающуюся с некомплектом кадров в органах внутренних дел, но в то же время проявляя заботу о сотрудниках, принимавших участие в специальной военной операции, Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 436-ФЗ была дополнена ст. 9 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, предусматривающая необходимые квалификационные требования к должностям органов внутренних дел следующего содержания: "Сотрудники, признанные военно-врачебной комиссией не годными к службе в органах внутренних дел вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в ходе выполнения задач в особых условиях, награжденные в связи с таким участием государственными наградами Российской Федерации, являющиеся ветеранами боевых действий в связи с исполнением служебных обязанностей в особых условиях и изъявившие желание продолжить службу в органах внутренних дел, могут быть назначены на подобранные индивидуально с учетом характера увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания должности в органах внутренних дел" <15>.
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Особенно следует обратить внимание на то, что, учитывая всю сложность, складывающуюся с некомплектом кадров в органах внутренних дел, но в то же время проявляя заботу о сотрудниках, принимавших участие в специальной военной операции, Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 436-ФЗ была дополнена ст. 9 Закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, предусматривающая необходимые квалификационные требования к должностям органов внутренних дел следующего содержания: "Сотрудники, признанные военно-врачебной комиссией не годными к службе в органах внутренних дел вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в ходе выполнения задач в особых условиях, награжденные в связи с таким участием государственными наградами Российской Федерации, являющиеся ветеранами боевых действий в связи с исполнением служебных обязанностей в особых условиях и изъявившие желание продолжить службу в органах внутренних дел, могут быть назначены на подобранные индивидуально с учетом характера увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания должности в органах внутренних дел" <15>.
Статья: К вопросу об эволюции квалификационных требований в форме "образовательного ценза" для сотрудников органов внутренних дел в процессе административной реформы МВД России
(Баньковский А.Е., Петухов А.П.)
("Административное право и процесс", 2020, N 6)Значимым событием в рамках административной реформы был процесс преобразования "милиции" в "полицию", который преследовал не только цель банального переименования, но и качественного изменения содержания органов внутренних дел России. Многие депутаты Государственной Думы Российской Федерации особо подчеркивали именно профессиональную составляющую происходящей реформы. Из "народной милиции" создавалась качественно новая служба "полиция", которая должна была стать службой "истинных профессионалов" с высочайшими требованиями не только к морально-нравственным качествам, но и в первую очередь к уровню образования и профессиональной подготовленности. Так, в своем интервью депутат Государственной Думы РФ, член Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой деятельности, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова отмечала, что важнейшими деталями реформы органов внутренних дел является переход к партнерской модели отношений уровня "государство - гражданин", "общество - личность", усиление общественного контроля за деятельностью полиции и повышение правовой грамотности и правовой культуры самих сотрудников полиции. Основная задача реформы, по мнению Т.Н. Москальковой, это качественное улучшение работы правоохранительных органов, так как к кадрам предъявляются новые, повышенные профессиональные требования <2>. Именно профессиональные требования пронизывали собой содержание ряда норм Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и позже Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3>. В частности, ст. 9 данного Федерального закона устанавливает, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности. В развитие данной нормы Закона был принят Приказ МВД России от 6 июля 2012 года N 681 "Об условиях замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава лицами, не имеющими высшего юридического образования" <4>. Данный Приказ правомерно закреплял требования в форме "образовательного ценза" в виде общеобязательного наличия высшего юридического образования для значительного числа должностей среднего и старшего начальствующего состава МВД России, что являлось логичным в условиях проводимой реформы и отвечало высокому званию "нового офицера полиции" России. Более того, данное требование вполне отвечает крайне сложной и многогранной деятельности сотрудников органов внутренних дел в сфере борьбы с преступлениями и административными правонарушениями крайне широкой направленности <5>. При этом в отдельных исключительных случаях допускалось наличие иного непосредственно указанного в Приказе высшего образования, вместо юридического, но которое соответствует направлению деятельности. Непосредственно данным Приказом устанавливалась обязательность высшего юридического образования для лиц при назначении на должности в подразделения по профилактике правонарушений несовершеннолетних, однако в отдельных случаях разрешалось наличие высшего педагогического образования и опыта работы по специальности не менее одного года, что обусловлено спецификой лиц, совершающих правонарушения, с которыми ведут работу названные подразделения. Высшее юридическое образование в качестве приоритетного устанавливалось при назначении на должности в подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, в то же время в качестве исключения допускалось наличие высшего экономического образования. При назначении на должности в подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения преимущественным являлось наличие высшего юридического образования, одновременно в порядке исключения допускалось наличие высшего технического образования. Схожее нормативное регламентирование закреплялось в отношении должностей следователей, дознавателей, участковых уполномоченных полиции, в кадровых и тыловых подразделениях, начальников всех уровней и многих других сотрудников органов внутренних дел. Все эти требования соответствовали четкой и последовательно проводимой политике государства в сфере государственной службы в общем и органов внутренних дел в частности.
(Баньковский А.Е., Петухов А.П.)
("Административное право и процесс", 2020, N 6)Значимым событием в рамках административной реформы был процесс преобразования "милиции" в "полицию", который преследовал не только цель банального переименования, но и качественного изменения содержания органов внутренних дел России. Многие депутаты Государственной Думы Российской Федерации особо подчеркивали именно профессиональную составляющую происходящей реформы. Из "народной милиции" создавалась качественно новая служба "полиция", которая должна была стать службой "истинных профессионалов" с высочайшими требованиями не только к морально-нравственным качествам, но и в первую очередь к уровню образования и профессиональной подготовленности. Так, в своем интервью депутат Государственной Думы РФ, член Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой деятельности, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова отмечала, что важнейшими деталями реформы органов внутренних дел является переход к партнерской модели отношений уровня "государство - гражданин", "общество - личность", усиление общественного контроля за деятельностью полиции и повышение правовой грамотности и правовой культуры самих сотрудников полиции. Основная задача реформы, по мнению Т.Н. Москальковой, это качественное улучшение работы правоохранительных органов, так как к кадрам предъявляются новые, повышенные профессиональные требования <2>. Именно профессиональные требования пронизывали собой содержание ряда норм Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и позже Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3>. В частности, ст. 9 данного Федерального закона устанавливает, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности. В развитие данной нормы Закона был принят Приказ МВД России от 6 июля 2012 года N 681 "Об условиях замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава лицами, не имеющими высшего юридического образования" <4>. Данный Приказ правомерно закреплял требования в форме "образовательного ценза" в виде общеобязательного наличия высшего юридического образования для значительного числа должностей среднего и старшего начальствующего состава МВД России, что являлось логичным в условиях проводимой реформы и отвечало высокому званию "нового офицера полиции" России. Более того, данное требование вполне отвечает крайне сложной и многогранной деятельности сотрудников органов внутренних дел в сфере борьбы с преступлениями и административными правонарушениями крайне широкой направленности <5>. При этом в отдельных исключительных случаях допускалось наличие иного непосредственно указанного в Приказе высшего образования, вместо юридического, но которое соответствует направлению деятельности. Непосредственно данным Приказом устанавливалась обязательность высшего юридического образования для лиц при назначении на должности в подразделения по профилактике правонарушений несовершеннолетних, однако в отдельных случаях разрешалось наличие высшего педагогического образования и опыта работы по специальности не менее одного года, что обусловлено спецификой лиц, совершающих правонарушения, с которыми ведут работу названные подразделения. Высшее юридическое образование в качестве приоритетного устанавливалось при назначении на должности в подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, в то же время в качестве исключения допускалось наличие высшего экономического образования. При назначении на должности в подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения преимущественным являлось наличие высшего юридического образования, одновременно в порядке исключения допускалось наличие высшего технического образования. Схожее нормативное регламентирование закреплялось в отношении должностей следователей, дознавателей, участковых уполномоченных полиции, в кадровых и тыловых подразделениях, начальников всех уровней и многих других сотрудников органов внутренних дел. Все эти требования соответствовали четкой и последовательно проводимой политике государства в сфере государственной службы в общем и органов внутренних дел в частности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2024)Статья 9. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2024)Статья 9. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2020 N 4-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 63 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина В.А. Чистякова"4.1. Как следует из положений Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", термин "состояние здоровья" относится к характеристике физического состояния лица, принимаемого в органы внутренних дел (проходящего в них службу), и используется при определении квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел (статья 9), обстоятельств, вследствие которых гражданин не может находиться на службе в органах внутренних дел (статья 14), условий, с наличием которых связано предоставление права поступления на службу в органы внутренних дел (статья 17), оснований перевода на другую должность (статья 30), оснований и порядка расторжения контракта и увольнения (статьи 82, 84, 87 и 89) и правил заключения нового контракта с лицом, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел (статья 88), а также при решении вопроса о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней (статья 63).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 63 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина В.А. Чистякова"4.1. Как следует из положений Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", термин "состояние здоровья" относится к характеристике физического состояния лица, принимаемого в органы внутренних дел (проходящего в них службу), и используется при определении квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел (статья 9), обстоятельств, вследствие которых гражданин не может находиться на службе в органах внутренних дел (статья 14), условий, с наличием которых связано предоставление права поступления на службу в органы внутренних дел (статья 17), оснований перевода на другую должность (статья 30), оснований и порядка расторжения контракта и увольнения (статьи 82, 84, 87 и 89) и правил заключения нового контракта с лицом, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел (статья 88), а также при решении вопроса о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней (статья 63).