Квалификация откатов
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификация откатов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере публичных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)Сложность правового регулирования рассматриваемой сферы во многом определяет многообразие схем преступного поведения участников контрактной системы в сфере закупок, что служит одной из причин проблем квалификации "откатов" и хищений государственных денежных средств.
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)Сложность правового регулирования рассматриваемой сферы во многом определяет многообразие схем преступного поведения участников контрактной системы в сфере закупок, что служит одной из причин проблем квалификации "откатов" и хищений государственных денежных средств.
Статья: Специальный субъект в составах злоупотреблений и подкупа в сфере государственных и муниципальных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)3. Аристархов А.Л. и др. Криминологическая характеристика "откатов" в современной России. М.: Юрлитинформ, 2016. 246 с.
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)3. Аристархов А.Л. и др. Криминологическая характеристика "откатов" в современной России. М.: Юрлитинформ, 2016. 246 с.
Нормативные акты
"ГОСТ Р 2.057-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Единая система конструкторской документации. Электронная модель сборочной единицы. Общие положения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 174-ст)- должны быть определены правила идентификации стадий разработки ЭГМИ и установлены обязательные критерии для квалификации ЭГМИ и ее перевода на следующую стадию разработки.
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 174-ст)- должны быть определены правила идентификации стадий разработки ЭГМИ и установлены обязательные критерии для квалификации ЭГМИ и ее перевода на следующую стадию разработки.
Статья: Вымогательство "отката" в коммерческой организации: проблемы квалификации
(Долотов Р.О.)
("Уголовное право", 2017, N 5)ВЫМОГАТЕЛЬСТВО "ОТКАТА" В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
(Долотов Р.О.)
("Уголовное право", 2017, N 5)ВЫМОГАТЕЛЬСТВО "ОТКАТА" В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
"Неоконченная преступная деятельность (понятие и проблемы квалификации): Учебное пособие"
(Карпова Н.А.)
(отв. ред. Н.Г. Кадников)
("Юриспруденция", 2017)Однако по результатам анализа и обобщения правоприменительной практики мы пришли к выводу, что судьями также неоднозначно разрешается вопрос о том, когда угон транспортных средств следует считать оконченным преступлением <1>. Полагаем, что решая вопрос о виновности лица (степени реализации умысла) в совершении преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, суды должны руководствоваться п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (в ред. от 23.12.2010) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения". Согласно данным разъяснениям "неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, где оно находилось" <2>. Таким образом, любое перемещение свидетельствует об оконченном составе угона. В судебной практике приводятся классические примеры, когда угон считается оконченным при откате автомобиля, в том числе и неисправного, с места стоянки, например в другой двор, где тот был брошен.
(Карпова Н.А.)
(отв. ред. Н.Г. Кадников)
("Юриспруденция", 2017)Однако по результатам анализа и обобщения правоприменительной практики мы пришли к выводу, что судьями также неоднозначно разрешается вопрос о том, когда угон транспортных средств следует считать оконченным преступлением <1>. Полагаем, что решая вопрос о виновности лица (степени реализации умысла) в совершении преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, суды должны руководствоваться п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (в ред. от 23.12.2010) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения". Согласно данным разъяснениям "неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, где оно находилось" <2>. Таким образом, любое перемещение свидетельствует об оконченном составе угона. В судебной практике приводятся классические примеры, когда угон считается оконченным при откате автомобиля, в том числе и неисправного, с места стоянки, например в другой двор, где тот был брошен.
Статья: Выполнение специальных требований при выборе строительных материалов
(Белоцерковский Е.Я., Белоцерковская В.Е.)
("Руководитель строительной организации", 2010, N 6)Но любая строительная организация приобретает расходные материалы (буры, сверла, отрезные круги различных диаметров, валики, кисти и т.п.). При закупке этих материалов снабженцы особенно часто берут откаты, приобретая "расходники" ненадлежащего качества по завышенным ценам. Во-первых, сумма закупок по данной статье на общем фоне обычно незначительна и слабо контролируется руководителями предприятий. Во-вторых, их максимально быстро списывают. А в-третьих, повышенное списание расходных материалов обычно объясняют низкой квалификацией или неисполнительностью рабочих. Даже в тех случаях, когда из-за разрыва на отдельные фрагменты некачественного отрезного круга для болгарки рабочие получают производственные травмы, доказать вину снабженца практически невозможно. Всегда можно сослаться на то, что рабочий грубо нарушил технику безопасности, недостаточно надежно закрепив отрезной диск, а значит, он сам и виноват. Из этого примера наглядно видно, насколько тесно качество материалов, в данном случае расходных, связано с соблюдением норм охраны труда.
(Белоцерковский Е.Я., Белоцерковская В.Е.)
("Руководитель строительной организации", 2010, N 6)Но любая строительная организация приобретает расходные материалы (буры, сверла, отрезные круги различных диаметров, валики, кисти и т.п.). При закупке этих материалов снабженцы особенно часто берут откаты, приобретая "расходники" ненадлежащего качества по завышенным ценам. Во-первых, сумма закупок по данной статье на общем фоне обычно незначительна и слабо контролируется руководителями предприятий. Во-вторых, их максимально быстро списывают. А в-третьих, повышенное списание расходных материалов обычно объясняют низкой квалификацией или неисполнительностью рабочих. Даже в тех случаях, когда из-за разрыва на отдельные фрагменты некачественного отрезного круга для болгарки рабочие получают производственные травмы, доказать вину снабженца практически невозможно. Всегда можно сослаться на то, что рабочий грубо нарушил технику безопасности, недостаточно надежно закрепив отрезной диск, а значит, он сам и виноват. Из этого примера наглядно видно, насколько тесно качество материалов, в данном случае расходных, связано с соблюдением норм охраны труда.
Статья: Как проводить собеседование с соискателем на должность топ-менеджера?
(Бирюзова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2011, N 6)Имеет смысл спросить о том, какое дополнительное образование получил соискатель (курсы повышения квалификации, MBA, второе высшее образование, семинары и тренинги). В данном случае первое высшее образование, как правило, уже не так важно, ведь главный критерий оценки соискателя - это опыт.
(Бирюзова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2011, N 6)Имеет смысл спросить о том, какое дополнительное образование получил соискатель (курсы повышения квалификации, MBA, второе высшее образование, семинары и тренинги). В данном случае первое высшее образование, как правило, уже не так важно, ведь главный критерий оценки соискателя - это опыт.
Статья: Оценить конкурсные заявки станет легче
(Пискун И.)
("Московский бухгалтер", 2009, N 21-22)Прежде право установления порядка оценки оставалось за заказчиком. Однако, как свидетельствует общероссийская практика, заказчики не всегда грамотно подходили к решению вопросов определения действительно лучшего конкурсного предложения. Имели место и коррупционная составляющая, и "откаты", и притеснения мелких игроков. Предполагается, что правила помогут более четко и прозрачно анализировать заявки участников торгов. Однако предпринимателей по-прежнему настораживает, что критерий "цена" остается базовым для определения победителя конкурса. Участники соревнований не раз указывали, что конкурсанты, называющие наименьшую сумму в заявках, часто не обладают нужной квалификацией, оборудованием, мощностями. Но даже если конкурсная комиссия сомневалась в серьезности намерений претендента, она обязана была зафиксировать его победу: как раз Закон N 94-ФЗ отменил действовавшие ранее квалификационные требования (выполнение сопоставимых объемов работ и пр.). Новые Правила вводят восемь критериев оценки, но обязательный из них по-прежнему один - цена, доля которой 35 из 100%. Анна Катамадзе считает, что практика, при которой цена остается определяющим показателем, сохранится еще достаточно долго просто потому, что проверить прочие заявленные критерии довольно трудно:
(Пискун И.)
("Московский бухгалтер", 2009, N 21-22)Прежде право установления порядка оценки оставалось за заказчиком. Однако, как свидетельствует общероссийская практика, заказчики не всегда грамотно подходили к решению вопросов определения действительно лучшего конкурсного предложения. Имели место и коррупционная составляющая, и "откаты", и притеснения мелких игроков. Предполагается, что правила помогут более четко и прозрачно анализировать заявки участников торгов. Однако предпринимателей по-прежнему настораживает, что критерий "цена" остается базовым для определения победителя конкурса. Участники соревнований не раз указывали, что конкурсанты, называющие наименьшую сумму в заявках, часто не обладают нужной квалификацией, оборудованием, мощностями. Но даже если конкурсная комиссия сомневалась в серьезности намерений претендента, она обязана была зафиксировать его победу: как раз Закон N 94-ФЗ отменил действовавшие ранее квалификационные требования (выполнение сопоставимых объемов работ и пр.). Новые Правила вводят восемь критериев оценки, но обязательный из них по-прежнему один - цена, доля которой 35 из 100%. Анна Катамадзе считает, что практика, при которой цена остается определяющим показателем, сохранится еще достаточно долго просто потому, что проверить прочие заявленные критерии довольно трудно:
Статья: Коррупция как актуальная проблема государственной и муниципальной службы
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Резюмируя вышеизложенное, отметим, что коррупция угрожает различным сферам жизнедеятельности общества. Так, в экономической сфере коррупция способствует монополизации; препятствует развитию добросовестной конкуренции (в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто имеет устойчивые связи с должностным лицом, может дать откат, пользуется чиновничьими услугами "по льготным тарифам"); приводит к снижению бюджета всех уровней и налоговых поступлений (государственные и муниципальные закупки по завышенной стоимости товаров и услуг приводят к увеличению расходов бюджета, а разница с фактической стоимостью уплачивается должностному лицу в форме отката; государственные и муниципальные закупки по заниженной стоимости товаров и услуг наносят ущерб конкретной организации, снижают ее доходы и, как следствие, сумму уплачиваемых налогов); к снижению эффективности государственных и муниципальных инвестиций и иррациональному распределению государственных и муниципальных средств (инвестируются не экономически и социально значимые отрасли, а наиболее дорогие и коррумпированные; не являются исключением топливно-энергетический комплекс, сырьевой, финансово-кредитный секторы, транспорт, строительство, система государственных и муниципальных закупок); провоцируют дестабилизацию денежно-кредитной системы (значительная часть денег скрывается, официально не учитывается, что негативно влияет на эмиссию и в итоге приводит к инфляции и обесцениванию денег); приводит к расширению теневой экономики и организованной преступности (сокрытие доходов в виде взяток обусловливает отток капиталов за рубеж, при этом наиболее доходными и менее рискованными являются не сами взятки, а откаты, распилы, мошеннические схемы).
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Резюмируя вышеизложенное, отметим, что коррупция угрожает различным сферам жизнедеятельности общества. Так, в экономической сфере коррупция способствует монополизации; препятствует развитию добросовестной конкуренции (в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто имеет устойчивые связи с должностным лицом, может дать откат, пользуется чиновничьими услугами "по льготным тарифам"); приводит к снижению бюджета всех уровней и налоговых поступлений (государственные и муниципальные закупки по завышенной стоимости товаров и услуг приводят к увеличению расходов бюджета, а разница с фактической стоимостью уплачивается должностному лицу в форме отката; государственные и муниципальные закупки по заниженной стоимости товаров и услуг наносят ущерб конкретной организации, снижают ее доходы и, как следствие, сумму уплачиваемых налогов); к снижению эффективности государственных и муниципальных инвестиций и иррациональному распределению государственных и муниципальных средств (инвестируются не экономически и социально значимые отрасли, а наиболее дорогие и коррумпированные; не являются исключением топливно-энергетический комплекс, сырьевой, финансово-кредитный секторы, транспорт, строительство, система государственных и муниципальных закупок); провоцируют дестабилизацию денежно-кредитной системы (значительная часть денег скрывается, официально не учитывается, что негативно влияет на эмиссию и в итоге приводит к инфляции и обесцениванию денег); приводит к расширению теневой экономики и организованной преступности (сокрытие доходов в виде взяток обусловливает отток капиталов за рубеж, при этом наиболее доходными и менее рискованными являются не сами взятки, а откаты, распилы, мошеннические схемы).
Статья: Аннулирование заказа интернет-магазином
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2020, N 2)Вместе с тем технологическая революция не должна служить причиной отката назад и отказа от институтов частного права. Рассмотрим квалификацию названных случаев самими магазинами и судами.
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2020, N 2)Вместе с тем технологическая революция не должна служить причиной отката назад и отказа от институтов частного права. Рассмотрим квалификацию названных случаев самими магазинами и судами.
Статья: "Откат" с государственного или муниципального заказа и его уголовно-правовая квалификация
(Зенкин А.)
("Уголовное право", 2012, N 1)"ОТКАТ" С ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА
(Зенкин А.)
("Уголовное право", 2012, N 1)"ОТКАТ" С ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА
Статья: Новое Постановление Пленума Верховного Суда о взяточничестве
(Яни П.С.)
("Законность", 2013, NN 9, 10, 11, 12)Вопросу разграничения обещания и предложения посредничества во взяточничестве, с одной стороны, и мошенничества, с другой, посвящен абз. 3 п. 26 Постановления 2013 г. Критерием здесь названо наличие либо отсутствие у высказавшего соответствующие обещание, предложение лица стремления действительно выступить в роли посредника: "В случае когда лицо, обещавшее либо предложившее посредничество во взяточничестве, заведомо не намеревалось передавать ценности в качестве взятки должностному лицу либо посреднику и, получив указанные ценности, обратило их в свою пользу, содеянное следует квалифицировать как мошенничество без совокупности с преступлением, предусмотренным частью 5 статьи 291.1 УК РФ". Таким образом, квалификация содеянного как мошенничества исключает вменение по совокупности деяния, предусмотренного ч. 5 ст. 291 УК.
(Яни П.С.)
("Законность", 2013, NN 9, 10, 11, 12)Вопросу разграничения обещания и предложения посредничества во взяточничестве, с одной стороны, и мошенничества, с другой, посвящен абз. 3 п. 26 Постановления 2013 г. Критерием здесь названо наличие либо отсутствие у высказавшего соответствующие обещание, предложение лица стремления действительно выступить в роли посредника: "В случае когда лицо, обещавшее либо предложившее посредничество во взяточничестве, заведомо не намеревалось передавать ценности в качестве взятки должностному лицу либо посреднику и, получив указанные ценности, обратило их в свою пользу, содеянное следует квалифицировать как мошенничество без совокупности с преступлением, предусмотренным частью 5 статьи 291.1 УК РФ". Таким образом, квалификация содеянного как мошенничества исключает вменение по совокупности деяния, предусмотренного ч. 5 ст. 291 УК.
Статья: Право гражданина выражать свое мнение и его соотношение с правом судьи на доброе имя
(Аксенова О.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2015, N 1)18 июня 2014 г. в Квалификационную коллегию судей Тверской области через экспедицию Тверского областного суда поступило письменное обращение Ю., озаглавленное как "жалоба на создание волокиты судьей С.".
(Аксенова О.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2015, N 1)18 июня 2014 г. в Квалификационную коллегию судей Тверской области через экспедицию Тверского областного суда поступило письменное обращение Ю., озаглавленное как "жалоба на создание волокиты судьей С.".