Квота целевого приема
Подборка наиболее важных документов по запросу Квота целевого приема (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 56 "Целевое обучение" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""Таким образом, по своей правовой природе возникающие из ученического договора правоотношения между работником и работодателем не тождественны правоотношениям, возникающим между образовательной организацией, осуществившей обучение в рамках квоты целевого приема, и гражданином или заказчиком целевого обучения по договору о целевом обучении за счет бюджетных ассигнований."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 207 "Права и обязанности учеников по окончании ученичества" Трудового кодекса РФ"Таким образом, по своей правовой природе возникающие из ученического договора правоотношения между работником и работодателем не тождественны правоотношениям, возникающим между образовательной организацией, осуществившей обучение в рамках квоты целевого приема, и гражданином или заказчиком целевого обучения по договору о целевом обучении за счет бюджетных ассигнований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Может ли поступающий, зачисленный по квоте целевого приема, участвовать в общем конкурсе?
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
Вопрос: Каков статус мест, выделяемых по квоте целевого приема, в случае их освобождения? Они считаются просто бюджетными?
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:
Статья: Изменения в отчетности в органы занятости с 2023 года
(Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 2)<6> Обратите внимание: 11.01.2023 в Госдуму России внесен законопроект N 275599-8, согласно которому предлагается дифференцированный подход к квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов: на уровне субъекта РФ будет устанавливаться единый целевой показатель квоты приема на работу инвалидов или несколько целевых показателей квоты для различных отраслей экономики, различных муниципальных образований, работодателей с различной среднесписочной численностью работников. Кроме того, устанавливается перечень случаев, когда работодатель может быть освобожден от выполнения квоты. Планируют также ввести нормы, предусматривающие зависимость выполнения квоты от формы, степени и характера заболевания инвалида, а также позволяющие обеспечить выполнение квоты путем заключения договоров с общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями или путем заключения трудового договора между инвалидом и работодателем, участником которого является общественное объединение инвалидов, заключившее соглашения о трудоустройстве инвалидов (отслеживать прохождение законопроекта можно здесь: https://sozd.duma.gov.ru/bill/275599-8).
(Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 2)<6> Обратите внимание: 11.01.2023 в Госдуму России внесен законопроект N 275599-8, согласно которому предлагается дифференцированный подход к квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов: на уровне субъекта РФ будет устанавливаться единый целевой показатель квоты приема на работу инвалидов или несколько целевых показателей квоты для различных отраслей экономики, различных муниципальных образований, работодателей с различной среднесписочной численностью работников. Кроме того, устанавливается перечень случаев, когда работодатель может быть освобожден от выполнения квоты. Планируют также ввести нормы, предусматривающие зависимость выполнения квоты от формы, степени и характера заболевания инвалида, а также позволяющие обеспечить выполнение квоты путем заключения договоров с общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями или путем заключения трудового договора между инвалидом и работодателем, участником которого является общественное объединение инвалидов, заключившее соглашения о трудоустройстве инвалидов (отслеживать прохождение законопроекта можно здесь: https://sozd.duma.gov.ru/bill/275599-8).
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<202> О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"): Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 N 1681 (ред. от 31.08.2021) // Собрание законодательства РФ. 26.10.2020. N 43. Ст. 6783.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<202> О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"): Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 N 1681 (ред. от 31.08.2021) // Собрание законодательства РФ. 26.10.2020. N 43. Ст. 6783.
Статья: Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Усматривая наличие очевидных факторов дискриминации, специалистами в качестве разумного варианта решения данной проблемы предлагается установление максимального процента квоты для целевого приема по направлениям подготовки (специальностям) актом Правительства РФ, но не более чем 30% от общего количества бюджетных мест <25>. Полагаем, что с данным предложением следует согласиться, поскольку это позволит обеспечить необходимый минимум гарантий поступления на бюджетное место абитуриентам, участвующим в общем конкурсе.
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Усматривая наличие очевидных факторов дискриминации, специалистами в качестве разумного варианта решения данной проблемы предлагается установление максимального процента квоты для целевого приема по направлениям подготовки (специальностям) актом Правительства РФ, но не более чем 30% от общего количества бюджетных мест <25>. Полагаем, что с данным предложением следует согласиться, поскольку это позволит обеспечить необходимый минимум гарантий поступления на бюджетное место абитуриентам, участвующим в общем конкурсе.
Ситуация: Каков порядок информирования о приеме на обучение в вуз?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При приеме на обучение на места в пределах целевой квоты в интересах безопасности государства сведения о поступающих в размещаемой информации не указываются (п. 152 Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При приеме на обучение на места в пределах целевой квоты в интересах безопасности государства сведения о поступающих в размещаемой информации не указываются (п. 152 Порядка).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При приеме документов граждан, желающих поступать на обучение в рамках квоты приема на целевое обучение, образовательным организациям следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При приеме документов граждан, желающих поступать на обучение в рамках квоты приема на целевое обучение, образовательным организациям следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В качестве одного из примеров, встретившихся на практике, можно привести обращение заявительницы, запросившей в органе информацию о выделенных целевых местах в вузах Москвы. Очевидно, что заявительница ознакомилась с ч. 1 ст. 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", где, в частности, сказано: "Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем" <293>, однако не учла, что в соответствии с ч. 7 ст. 56 и ч. 3 и 6 ст. 71.1 того же Федерального закона установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются Правительством Российской Федерации, и такие документы утверждены Правительством Российской Федерации <294>. В связи с этим заявителю было необходимо обратиться в Аппарат Правительства Российской Федерации либо орган власти, участвующий в квотировании.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В качестве одного из примеров, встретившихся на практике, можно привести обращение заявительницы, запросившей в органе информацию о выделенных целевых местах в вузах Москвы. Очевидно, что заявительница ознакомилась с ч. 1 ст. 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", где, в частности, сказано: "Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем" <293>, однако не учла, что в соответствии с ч. 7 ст. 56 и ч. 3 и 6 ст. 71.1 того же Федерального закона установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются Правительством Российской Федерации, и такие документы утверждены Правительством Российской Федерации <294>. В связи с этим заявителю было необходимо обратиться в Аппарат Правительства Российской Федерации либо орган власти, участвующий в квотировании.
Статья: О применении норм трудового законодательства к отношениям о целевом обучении
(Степанова Е.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)Согласно Постановлению N 1076, действовавшему до 30 марта 2019 г., договор о целевом обучении мог быть расторгнут по соглашению сторон. В действующем Постановлении N 1681 данное правило неприменимо к договорам, заключаемым в рамках квоты целевого приема. Такое изменение нормативной регламентации отвечает целям противодействия злоупотреблению правом сторонами указанного договора, ведь обучение в данном случае осуществляется исключительно за счет бюджетных ассигнований. Заказчик обучения рискует только невозвратом денежных средств, потраченных в качестве мер социальной поддержки. Однако в последнее время все чаще встречаются договоры, обозначающие в качестве таковых оплату дополнительной образовательной программы, выбранной обучающимся по согласованию с заказчиком обучения. Если такую программу заказчик не согласовал, то и расходов на его стороне не возникло.
(Степанова Е.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)Согласно Постановлению N 1076, действовавшему до 30 марта 2019 г., договор о целевом обучении мог быть расторгнут по соглашению сторон. В действующем Постановлении N 1681 данное правило неприменимо к договорам, заключаемым в рамках квоты целевого приема. Такое изменение нормативной регламентации отвечает целям противодействия злоупотреблению правом сторонами указанного договора, ведь обучение в данном случае осуществляется исключительно за счет бюджетных ассигнований. Заказчик обучения рискует только невозвратом денежных средств, потраченных в качестве мер социальной поддержки. Однако в последнее время все чаще встречаются договоры, обозначающие в качестве таковых оплату дополнительной образовательной программы, выбранной обучающимся по согласованию с заказчиком обучения. Если такую программу заказчик не согласовал, то и расходов на его стороне не возникло.
Готовое решение: Что нужно учесть заказчику при досрочном расторжении договора целевого обучения, заключенного начиная с 1 мая 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Какие особенности нужно учесть при расторжении договора, который предусматривает поступление обучающегося в пределах квоты приема на целевое обучение
(КонсультантПлюс, 2025)Какие особенности нужно учесть при расторжении договора, который предусматривает поступление обучающегося в пределах квоты приема на целевое обучение