Легализация иностранной доверенности
Подборка наиболее важных документов по запросу Легализация иностранной доверенности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 61 "Оформление и подтверждение полномочий представителя" АПК РФ"Доверенность от. 15.09.2022 подписана уполномоченным представителем компании Клэр Воспер Мортимер (Clare Vosper Mortiner), которая является директором компании, в удостоверении чего нотариус Венди Юк Ван Саймон (Wendy Yuk Wah Symon) поставил свою подпись и официальную печать. Полномочия Клэр Воспер Мортимер при выдаче доверенности от 15.09.2022 проверены, а доверенность удостоверена нотариусом, подлинность подписи, печати/штампа которого удостоверена апостилем от 16.09.2022, что соответствует требованиям Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961. В пункте 5 доверенности от 15.09.2022 перечислены процессуальные права, указанные в части 2 статьи 62 АПК РФ, то есть объем полномочий представителя на ведение дела в арбитражном суде Российской Федерации соответствует нормам российского законодательства. Кроме того, данная доверенность содержит возможность передоверия, форма доверенности соответствует требованиям права страны выдачи доверенности и требованиям статьи 61 АПК РФ."
Перечень позиций высших судов к ст. 126 АПК РФ "Документы, прилагаемые к исковому заявлению"5.2.1. Доверенность от имени иностранного лица, выданная в иностранном государстве, по общему правилу не требует легализации (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (гл. 6)
(Решетникова И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 1)Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается (ч. 6 ст. 2 ФЗ об адвокатуре). В соответствии с Гаагской конвенцией (1961 г.), отменившей требование легализации иностранных официальных документов, доверенность представителя не является административным документом и должна быть нотариально удостоверена и скреплена апостилем. Только в этом случае доверенность является документом, достоверно свидетельствующим о подлинности подписи лица, подписавшего документ, качества, в котором оно выступало при подписании доверенности <1>.
(Решетникова И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 1)Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается (ч. 6 ст. 2 ФЗ об адвокатуре). В соответствии с Гаагской конвенцией (1961 г.), отменившей требование легализации иностранных официальных документов, доверенность представителя не является административным документом и должна быть нотариально удостоверена и скреплена апостилем. Только в этом случае доверенность является документом, достоверно свидетельствующим о подлинности подписи лица, подписавшего документ, качества, в котором оно выступало при подписании доверенности <1>.
Статья: Совершенствование научных подходов к основаниям классификации принципов гражданского процессуального права
(Клабуков И.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 10)Вторая группа авторов обосновывает новые основания для классификации принципов гражданского процессуального права. Например, Д.А. Плотников предложил такой критерий для классификации принципов гражданского процессуального права, как вид гражданского судопроизводства. В соответствии с предлагаемым критерием указанный автор все принципы гражданского процессуального права подразделяет на отраслевые принципы и специальные принципы, характерные для неисковых производств (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, особое и др.) <5>. В целом, не отвергая идею специальных принципов, следует заметить, что в связи с исключением производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, практическая целесообразность данного критерия значительно уменьшается. Кроме того, вопрос о существовании неисковых производств (в особенности приказного производства) ставит под сомнение в перспективе существование предлагаемого критерия для классификации. Более того, если заметить иные, более поздние публикации Д.А. Плотникова, то указанный автор развивает идею уже специальных принципов при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел <6>. Однако сама идея закрепления специальных принципов поддерживается и другими авторами. Например, в работе М.А. Агаларовой отстаивается позиция о внедрении в производство по делам с участием иностранных лиц следующих специальных принципов гражданского судопроизводства: принцип последовательности процессуальных действий; принцип легализации иностранных лиц; принцип легализации иностранных доказательств; принцип легализации судебных доверенностей, составленных за рубежом; принцип легализации процессуальных действий, совершенных за границей; принцип легализации законной силы иностранных решений <7>. Вместе с тем М.А. Агаларова в своем исследовании не обозначает сам критерий классификации принципов гражданского процессуального права. Но фактически автор говорит об особом субъектном составе в качестве обоснования системы специальных принципов при рассмотрении дел с участием иностранных граждан. Другой автор, Т.Б. Липатова, предлагает классифицировать принципы гражданского процессуального права на принципы, действующие на всех стадиях гражданского судопроизводства, действующие на нескольких стадиях и действующие на определенной стадии. В качестве замечания можно отметить, что такой принцип, как принцип равенства всех перед законом и судом, не учитывает особые процессуальные права государственных органов и органов местного самоуправления.
(Клабуков И.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 10)Вторая группа авторов обосновывает новые основания для классификации принципов гражданского процессуального права. Например, Д.А. Плотников предложил такой критерий для классификации принципов гражданского процессуального права, как вид гражданского судопроизводства. В соответствии с предлагаемым критерием указанный автор все принципы гражданского процессуального права подразделяет на отраслевые принципы и специальные принципы, характерные для неисковых производств (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, особое и др.) <5>. В целом, не отвергая идею специальных принципов, следует заметить, что в связи с исключением производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, практическая целесообразность данного критерия значительно уменьшается. Кроме того, вопрос о существовании неисковых производств (в особенности приказного производства) ставит под сомнение в перспективе существование предлагаемого критерия для классификации. Более того, если заметить иные, более поздние публикации Д.А. Плотникова, то указанный автор развивает идею уже специальных принципов при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел <6>. Однако сама идея закрепления специальных принципов поддерживается и другими авторами. Например, в работе М.А. Агаларовой отстаивается позиция о внедрении в производство по делам с участием иностранных лиц следующих специальных принципов гражданского судопроизводства: принцип последовательности процессуальных действий; принцип легализации иностранных лиц; принцип легализации иностранных доказательств; принцип легализации судебных доверенностей, составленных за рубежом; принцип легализации процессуальных действий, совершенных за границей; принцип легализации законной силы иностранных решений <7>. Вместе с тем М.А. Агаларова в своем исследовании не обозначает сам критерий классификации принципов гражданского процессуального права. Но фактически автор говорит об особом субъектном составе в качестве обоснования системы специальных принципов при рассмотрении дел с участием иностранных граждан. Другой автор, Т.Б. Липатова, предлагает классифицировать принципы гражданского процессуального права на принципы, действующие на всех стадиях гражданского судопроизводства, действующие на нескольких стадиях и действующие на определенной стадии. В качестве замечания можно отметить, что такой принцип, как принцип равенства всех перед законом и судом, не учитывает особые процессуальные права государственных органов и органов местного самоуправления.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23
"О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом"41. Доверенность от имени иностранного лица, выданная на территории иностранного государства, не является официальным документом и, по общему правилу, не требует обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля, если не содержит отметок официальных органов иностранного государства.
"О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом"41. Доверенность от имени иностранного лица, выданная на территории иностранного государства, не является официальным документом и, по общему правилу, не требует обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля, если не содержит отметок официальных органов иностранного государства.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 158
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц>
(вместе с "Обзором судебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением арбитражными судами дел с участием иностранных лиц")27. Доверенность от имени иностранного лица, выданная на территории иностранного государства, не является официальным документом и по общему правилу не требует обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля.
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц>
(вместе с "Обзором судебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением арбитражными судами дел с участием иностранных лиц")27. Доверенность от имени иностранного лица, выданная на территории иностранного государства, не является официальным документом и по общему правилу не требует обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля.