Лекарственное обеспечение федеральных льготников
Подборка наиболее важных документов по запросу Лекарственное обеспечение федеральных льготников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 по делу N 88-27185/2023 (УИД 50MS0328-01-2022-004306-48)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования: О возмещении стоимости лекарственных средств.
Обстоятельства: У истца как инвалида имелось право на получение лекарственного препарата за счет федерального бюджета, однако истец не воспользовался выданными рецептами, от замены препарата отказался. Документы, подтверждающие наличие противопоказаний для использования лекарственного препарата иных производителей, истец не представил.
Решение: Отказано.Доводы кассационной жалобы истца о представлении в материалы дела доказательств назначения препарата "НовоРапид" в предшествующем периоде, судебная коллегия находит не влияющими на законность принятых судебных актов, поскольку не подтверждают наличие противопоказаний у истца для замены производителя инсулина, выдаваемого в порядке обеспечения льготными лекарственными средствами за счет федерального бюджета.
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования: О возмещении стоимости лекарственных средств.
Обстоятельства: У истца как инвалида имелось право на получение лекарственного препарата за счет федерального бюджета, однако истец не воспользовался выданными рецептами, от замены препарата отказался. Документы, подтверждающие наличие противопоказаний для использования лекарственного препарата иных производителей, истец не представил.
Решение: Отказано.Доводы кассационной жалобы истца о представлении в материалы дела доказательств назначения препарата "НовоРапид" в предшествующем периоде, судебная коллегия находит не влияющими на законность принятых судебных актов, поскольку не подтверждают наличие противопоказаний у истца для замены производителя инсулина, выдаваемого в порядке обеспечения льготными лекарственными средствами за счет федерального бюджета.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 24.11.2022 N 33-13416/2022 (УИД 34RS0005-01-2022-003438-18)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О признании права на бесплатное лечение, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, выдавать рецепты.
Обстоятельства: Ребенок-инвалид истца нуждается по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом на постоянной основе. Истцом были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения его ребенку жизненно важного лекарственного препарата, однако решение принято не было.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в апелляционной жалобе комитета здравоохранения Волгоградской области на нарушение порядка льготного лекарственного обеспечения граждан за счет бюджетных средств, в соответствии с которым рекомендация врача ООО "Медицинская фирма "Доктор Айболит", не входящей в Территориальный регистр медицинских организаций, имеющих право на оказание первичной медико-санитарной помощи отдельным категориям граждан в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, о назначении лекарственного препарата за счет средств федерального и областного бюджетов, не может являться основанием для выдачи рецепта на его получение, судебной коллегией отклоняется. Отказ в обеспечении <...> за счет соответствующих бюджетных средств по жизненным показаниям лекарственным препаратом <...> лишит его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О признании права на бесплатное лечение, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, выдавать рецепты.
Обстоятельства: Ребенок-инвалид истца нуждается по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом на постоянной основе. Истцом были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения его ребенку жизненно важного лекарственного препарата, однако решение принято не было.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в апелляционной жалобе комитета здравоохранения Волгоградской области на нарушение порядка льготного лекарственного обеспечения граждан за счет бюджетных средств, в соответствии с которым рекомендация врача ООО "Медицинская фирма "Доктор Айболит", не входящей в Территориальный регистр медицинских организаций, имеющих право на оказание первичной медико-санитарной помощи отдельным категориям граждан в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, о назначении лекарственного препарата за счет средств федерального и областного бюджетов, не может являться основанием для выдачи рецепта на его получение, судебной коллегией отклоняется. Отказ в обеспечении <...> за счет соответствующих бюджетных средств по жизненным показаниям лекарственным препаратом <...> лишит его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о бюджетно-правовом регулировании лекарственного обеспечения инвалидов
(Лисовина О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Еще одним отличием региональных льготополучателей от федеральных является уровень финансирования данных мер социальной защиты (уровень расходных обязательств). Реализация региональных законов в данной сфере производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, для федеральных и региональных льготников устанавливаются разные объемы лекарственного обеспечения. Так, в соответствии со ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ <20> "федеральные инвалиды" имеют право претендовать на бесплатные лекарства, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи и входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. При этом региональный льготник в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" <21> имеет право на обеспечение всеми необходимыми для его лечения лекарственными препаратами. Тем самым объем предоставляемых гарантий в сфере лекарственного обеспечения инвалидов больше при оказании мер социальной защиты региональных льготников.
(Лисовина О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Еще одним отличием региональных льготополучателей от федеральных является уровень финансирования данных мер социальной защиты (уровень расходных обязательств). Реализация региональных законов в данной сфере производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, для федеральных и региональных льготников устанавливаются разные объемы лекарственного обеспечения. Так, в соответствии со ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ <20> "федеральные инвалиды" имеют право претендовать на бесплатные лекарства, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи и входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. При этом региональный льготник в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" <21> имеет право на обеспечение всеми необходимыми для его лечения лекарственными препаратами. Тем самым объем предоставляемых гарантий в сфере лекарственного обеспечения инвалидов больше при оказании мер социальной защиты региональных льготников.
Статья: Административно-правовые основы охраны здоровья граждан в Российской Федерации
(Юнусов А.А., Юнусов С.А.)
("Современное право", 2020, N 2)Вопросы, связанные с обеспечением льготных категорий граждан лекарственными препаратами, лечебным питанием и иными медицинскими изделиями, подробно регламентированы в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ). В нем зафиксирована обязанность государства по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными средствами в форме оказания государственной социальной помощи и предоставления различных социальных услуг. В ст. 6.1 Закона N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение данной помощи. К числу таких граждан относятся, например, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, дети-инвалиды и иные категории граждан.
(Юнусов А.А., Юнусов С.А.)
("Современное право", 2020, N 2)Вопросы, связанные с обеспечением льготных категорий граждан лекарственными препаратами, лечебным питанием и иными медицинскими изделиями, подробно регламентированы в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ). В нем зафиксирована обязанность государства по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными средствами в форме оказания государственной социальной помощи и предоставления различных социальных услуг. В ст. 6.1 Закона N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение данной помощи. К числу таких граждан относятся, например, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, дети-инвалиды и иные категории граждан.
Нормативные акты
Справочная информация: "Индексация оплаты предоставляемого гражданам набора социальных услуг"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)С 1 января 2011 года набор социальных услуг состоит из трех частей, любую из которых федеральный льготник может получать в натуральной форме либо в денежном выражении, отказавшись от получения НСУ полностью или в части. Набор включает в себя: обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, оплату проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)С 1 января 2011 года набор социальных услуг состоит из трех частей, любую из которых федеральный льготник может получать в натуральной форме либо в денежном выражении, отказавшись от получения НСУ полностью или в части. Набор включает в себя: обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, оплату проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
<Письмо> Минздрава России N 14-0/10/2-2564, ФФОМС N 7155/30 от 26.09.2012
<О направлении Методических рекомендаций "Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития">- подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные ТП ОМС, отражают размер бюджетных ассигнований и средств ОМС, необходимых для компенсации затрат на предоставление бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год, за счет средств ОМС - на 1 застрахованное лицо в год, устанавливаются без учета расходов, связанных с обеспечением необходимыми лекарственными средствами категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", целевыми программами Калининградской области, и составляют в среднем 7633,4 рубля, в том числе 7356,1 рубля за счет средств ОМС и 277,3 рубля за счет средств соответствующих бюджетов;
<О направлении Методических рекомендаций "Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития">- подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные ТП ОМС, отражают размер бюджетных ассигнований и средств ОМС, необходимых для компенсации затрат на предоставление бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год, за счет средств ОМС - на 1 застрахованное лицо в год, устанавливаются без учета расходов, связанных с обеспечением необходимыми лекарственными средствами категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", целевыми программами Калининградской области, и составляют в среднем 7633,4 рубля, в том числе 7356,1 рубля за счет средств ОМС и 277,3 рубля за счет средств соответствующих бюджетов;