Лекарственное обеспечение в стационаре
Подборка наиболее важных документов по запросу Лекарственное обеспечение в стационаре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023 N 16АП-4903/2022 по делу N А61-1564/2022
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Обеспечение лекарственными препаратами пациентов, проходящих лечение в условиях стационара, - это обязанность медицинских организаций, реализуемая посредством проведения более разумной политики в сфере закупок медикаментов, взаимодействия другими медицинскими организациями, имеющими необходимые препараты либо их покупки в коммерческих организациях. Определив схему лечения пациентов, с использованием жизненно необходимых для них медицинских препаратов, Республиканской больницей не обеспечено применение препаратов со ссылкой на их отсутствие. Тем самым пациенты были поставлены перед выбором приобретения необходимого медицинского препарата за счет личных средств, либо (в случае отсутствия у них таких возможностей) ожидания неблагоприятных последствий для их здоровья, не исключая летального исхода.
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Обеспечение лекарственными препаратами пациентов, проходящих лечение в условиях стационара, - это обязанность медицинских организаций, реализуемая посредством проведения более разумной политики в сфере закупок медикаментов, взаимодействия другими медицинскими организациями, имеющими необходимые препараты либо их покупки в коммерческих организациях. Определив схему лечения пациентов, с использованием жизненно необходимых для них медицинских препаратов, Республиканской больницей не обеспечено применение препаратов со ссылкой на их отсутствие. Тем самым пациенты были поставлены перед выбором приобретения необходимого медицинского препарата за счет личных средств, либо (в случае отсутствия у них таких возможностей) ожидания неблагоприятных последствий для их здоровья, не исключая летального исхода.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) обеспечение определенных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 2 ст. 80 комментируемого Закона при оказании в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (утв. Распоряжением Правительства от 12.10.2019 N 2406-р) в соответствии с ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека (утв. Распоряжением Правительства от 31.12.2018 N 3053-р) (более подробно см. комментарий к ст. 80). Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства от 30.07.1994 N 890.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) обеспечение определенных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 2 ст. 80 комментируемого Закона при оказании в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (утв. Распоряжением Правительства от 12.10.2019 N 2406-р) в соответствии с ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека (утв. Распоряжением Правительства от 31.12.2018 N 3053-р) (более подробно см. комментарий к ст. 80). Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства от 30.07.1994 N 890.
Статья: Актуальные вопросы административной ответственности медицинских организаций, связанной с обращением лекарственных средств
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В то же время вышеназванная норма, предусматривающая освобождение медицинских организаций от лицензии на фармацевтическую деятельность при организации хранения лекарственных препаратов, влечет следующую коллизию. Не вызывает сомнения тот факт, что основная цель обращения лекарственных препаратов в стационаре медицинской организации - их применение. Однако чтобы обеспечить применение лекарственных препаратов, необходимо вначале организовать их хранение и распределение по структурным подразделениям медицинской организации, что может потребовать их перевозки. При этом как перевозка, так и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения включены в Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, предусмотренный Положением о лицензировании фармацевтической деятельности. В то же время правовое понятие отпуска лекарственных препаратов установлено только применительно к наркотическим и психотропным лекарственным средствам и включает в себя действия по их передаче юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях <16>. Как результат возникает коллизия: с одной стороны, хранить и применять лекарственные препараты в стационаре больницы допускается без лицензии, с другой стороны, действия по их распределению и/или перевозке между своими же отделениями могут быть квалифицированы как деятельность без лицензии, влекущая административную ответственность по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, что подтверждается соответствующей правоприменительной практикой <17>.
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В то же время вышеназванная норма, предусматривающая освобождение медицинских организаций от лицензии на фармацевтическую деятельность при организации хранения лекарственных препаратов, влечет следующую коллизию. Не вызывает сомнения тот факт, что основная цель обращения лекарственных препаратов в стационаре медицинской организации - их применение. Однако чтобы обеспечить применение лекарственных препаратов, необходимо вначале организовать их хранение и распределение по структурным подразделениям медицинской организации, что может потребовать их перевозки. При этом как перевозка, так и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения включены в Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, предусмотренный Положением о лицензировании фармацевтической деятельности. В то же время правовое понятие отпуска лекарственных препаратов установлено только применительно к наркотическим и психотропным лекарственным средствам и включает в себя действия по их передаче юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях <16>. Как результат возникает коллизия: с одной стороны, хранить и применять лекарственные препараты в стационаре больницы допускается без лицензии, с другой стороны, действия по их распределению и/или перевозке между своими же отделениями могут быть квалифицированы как деятельность без лицензии, влекущая административную ответственность по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, что подтверждается соответствующей правоприменительной практикой <17>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 26.09.2024)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 26.09.2024)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.09.2024 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, обеспечение лекарственными средствами при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому (часть 2 статьи 80 и часть 4 статьи 83 Закона об основах охраны здоровья), а также обеспечение ими в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (пункт 5 части 2 статьи 81 Закона об основах охраны здоровья; такие перечни утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890).
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, обеспечение лекарственными средствами при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому (часть 2 статьи 80 и часть 4 статьи 83 Закона об основах охраны здоровья), а также обеспечение ими в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (пункт 5 части 2 статьи 81 Закона об основах охраны здоровья; такие перечни утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890).