Лесохозяйственный регламент городских лесов
Подборка наиболее важных документов по запросу Лесохозяйственный регламент городских лесов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2024 N 88а-10133/2024 (УИД 58RS0009-01-2023-000620-13)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Истец считает незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по проведению мероприятий по лесоустройству в отношении земель населенных пунктов закрытого административно-территориального образования, занятых городскими лесами.
Решение: Удовлетворено.Разрешая спор, удовлетворяя административные исковые требования, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, признал доказанным факт наличия городских лесов на территории ЗАТО города Заречного Пензенской области и обоснованными доводы административного истца о том, что администрацией ЗАТО города Заречного Пензенской области не исполнена обязанность по проведению мероприятий по лесоустройству, разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, а также по осуществлению мер по постановке земельных участков, занятых городскими лесами, на кадастровый учет, несмотря на вносимое в 2009 году прокурором в адрес администрации города представления об устранении допущенного бездействия в части непроведения мероприятий по лесоустройству, которое до настоящего времени не устранено.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Истец считает незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по проведению мероприятий по лесоустройству в отношении земель населенных пунктов закрытого административно-территориального образования, занятых городскими лесами.
Решение: Удовлетворено.Разрешая спор, удовлетворяя административные исковые требования, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, признал доказанным факт наличия городских лесов на территории ЗАТО города Заречного Пензенской области и обоснованными доводы административного истца о том, что администрацией ЗАТО города Заречного Пензенской области не исполнена обязанность по проведению мероприятий по лесоустройству, разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, а также по осуществлению мер по постановке земельных участков, занятых городскими лесами, на кадастровый учет, несмотря на вносимое в 2009 году прокурором в адрес администрации города представления об устранении допущенного бездействия в части непроведения мероприятий по лесоустройству, которое до настоящего времени не устранено.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2022 N 88А-13583/2022 по делу N 3а-131/2021
Категория: 1) Причинение вреда окружающей среде; 2) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования уполномоченных органов: Об оспаривании в части нормативного правового акта.
Обстоятельства: Истец указал, что с точки правовой природы включенных в уставы полномочий без их ограничения, это рождает процесс их реализации и вторгается в компетенцию истца, поскольку начинается вырубка лесов без согласования с истцом и причинение вреда экологии.
Решение: Отказано.Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, поддержанный судом апелляционной инстанции о том, что отсутствие на территории Полтавского городского поселения объектов муниципального лесного контроля (лесных участков, находящихся в муниципальной собственности), утвержденных лесохозяйственных регламентов не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений Устава нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, наделивших органы местного самоуправления указанной компетенцией. Правильным является вывод суда первой инстанции о том, что ссылки представителя административного истца в обоснование заявленных требований на часть 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ являются ошибочными, поскольку названные положения закрепляют вопросы местного значения сельского поселения.
Категория: 1) Причинение вреда окружающей среде; 2) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования уполномоченных органов: Об оспаривании в части нормативного правового акта.
Обстоятельства: Истец указал, что с точки правовой природы включенных в уставы полномочий без их ограничения, это рождает процесс их реализации и вторгается в компетенцию истца, поскольку начинается вырубка лесов без согласования с истцом и причинение вреда экологии.
Решение: Отказано.Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, поддержанный судом апелляционной инстанции о том, что отсутствие на территории Полтавского городского поселения объектов муниципального лесного контроля (лесных участков, находящихся в муниципальной собственности), утвержденных лесохозяйственных регламентов не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений Устава нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, наделивших органы местного самоуправления указанной компетенцией. Правильным является вывод суда первой инстанции о том, что ссылки представителя административного истца в обоснование заявленных требований на часть 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ являются ошибочными, поскольку названные положения закрепляют вопросы местного значения сельского поселения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о развитии предпринимательства в лесном хозяйстве с учетом законодательства о городских лесах
(Петюкова О.Н., Гребнева Е.А.)
("Современный юрист", 2019, N 4)В законодательстве Российской Федерации не содержится легального определения городских лесов [10], но О.А. Лаврищева в одном из своих трудов приводит следующее определение: "древесно-кустарниковая и травянистая растительность, располагающаяся на территории населенных пунктов и подразделяющаяся на лесничества и лесопарки" [3]. Данное определение можно вывести из содержащейся в законодательстве характеристики правового режима городских лесов. По смыслу п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации городские леса в соответствии с градостроительными уставами можно отнести к рекреационным зонам: "земельные участки, занятые городскими лесами, используются для отдыха граждан и туризма" <1>. В Лесном кодексе Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) <2> устанавливается, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23 на территории городских лесов располагаются лесничества и лесопарки, которые осуществляют управление данными лесными ресурсами в области их охраны, использования и воспроизводства. А в соответствии с ч. 1.1 ст. 84 лесохозяйственные регламенты расположенных на территории городских лесов лесничеств и лесопарков утверждаются органами местного самоуправления. Также земли, занятые городскими лесами, относятся к одной из категорий защитных лесов по п. "г" ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ <3>, при этом они относятся к подкатегории лесов, выполняющих функции по защите природных и иных объектов. Стоит также отметить, что городские леса располагаются на землях населенных пунктов и не входят в состав земель лесного фонда.
(Петюкова О.Н., Гребнева Е.А.)
("Современный юрист", 2019, N 4)В законодательстве Российской Федерации не содержится легального определения городских лесов [10], но О.А. Лаврищева в одном из своих трудов приводит следующее определение: "древесно-кустарниковая и травянистая растительность, располагающаяся на территории населенных пунктов и подразделяющаяся на лесничества и лесопарки" [3]. Данное определение можно вывести из содержащейся в законодательстве характеристики правового режима городских лесов. По смыслу п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации городские леса в соответствии с градостроительными уставами можно отнести к рекреационным зонам: "земельные участки, занятые городскими лесами, используются для отдыха граждан и туризма" <1>. В Лесном кодексе Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) <2> устанавливается, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23 на территории городских лесов располагаются лесничества и лесопарки, которые осуществляют управление данными лесными ресурсами в области их охраны, использования и воспроизводства. А в соответствии с ч. 1.1 ст. 84 лесохозяйственные регламенты расположенных на территории городских лесов лесничеств и лесопарков утверждаются органами местного самоуправления. Также земли, занятые городскими лесами, относятся к одной из категорий защитных лесов по п. "г" ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ <3>, при этом они относятся к подкатегории лесов, выполняющих функции по защите природных и иных объектов. Стоит также отметить, что городские леса располагаются на землях населенных пунктов и не входят в состав земель лесного фонда.
Статья: Актуальные проблемы охраны окружающей среды в рамках территориального развития
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Законодатель прямо предусматривает возможность нахождения лесов на землях населенных пунктов - городских лесов. На землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, в соответствии со ст. 23 ЛК РФ располагаются лесничества и лесопарки и, соответственно, осуществляется установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, в том числе проектирование лесных участков, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Городские леса относятся к защитным лесам (ст. 102 ЛК РФ). Таким образом, в случае, если лесные участки находятся на землях населенных пунктов, основные положения лесного законодательства будут также применимы для определения их правового статуса.
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Законодатель прямо предусматривает возможность нахождения лесов на землях населенных пунктов - городских лесов. На землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, в соответствии со ст. 23 ЛК РФ располагаются лесничества и лесопарки и, соответственно, осуществляется установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, в том числе проектирование лесных участков, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Городские леса относятся к защитным лесам (ст. 102 ЛК РФ). Таким образом, в случае, если лесные участки находятся на землях населенных пунктов, основные положения лесного законодательства будут также применимы для определения их правового статуса.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Ч. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Ч. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа.
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)3. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)3. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.