Льгота по НДС по 145 статье
Подборка наиболее важных документов по запросу Льгота по НДС по 145 статье (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каковы особенности заполнения разд. 3 декларации по НДС, если организация в III квартале 2023 г. утратила право на льготу по ст. 145 НК РФ, лимит доходов составил более 2 млн руб.?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Каковы особенности заполнения разд. 3 декларации по НДС, если организация в III квартале 2023 г. утратила право на льготу по ст. 145 НК РФ, лимит доходов составил более 2 млн руб.?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Каковы особенности заполнения разд. 3 декларации по НДС, если организация в III квартале 2023 г. утратила право на льготу по ст. 145 НК РФ, лимит доходов составил более 2 млн руб.?
Вопрос: Об учете участником проекта "Сколково" процентов по договорам банковского счета (вклада) при расчете предельного размера выручки в целях освобождения от НДС и налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 15.08.2024 N 03-07-07/76651)Соответственно, процентные доходы по депозитам и МНО не признаются выручкой для целей расчета НДС и не включаются в расчет предельного размера выручки для целей применения налоговой льготы по НДС, предусмотренной ст. 145.1 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 15.08.2024 N 03-07-07/76651)Соответственно, процентные доходы по депозитам и МНО не признаются выручкой для целей расчета НДС и не включаются в расчет предельного размера выручки для целей применения налоговой льготы по НДС, предусмотренной ст. 145.1 НК РФ.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О
"По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации"Предусмотренное статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС является разновидностью налоговых льгот, которыми в соответствии со статьей 56 данного Кодекса признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
"По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации"Предусмотренное статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС является разновидностью налоговых льгот, которыми в соответствии со статьей 56 данного Кодекса признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 N 43-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Таланкина Николая Геннадьевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации"Статья 145 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период с 1 апреля 2001 года по 31 марта 2002 года, в течение которого заявитель был освобожден от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, не содержала прямого запрета для налогоплательщика отказаться от освобождения от уплаты налога до истечения периода, на который оно ему было предоставлено. Федеральный закон от 29 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнил порядок реализации данной налоговой льготы. В соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции налогоплательщик, направивший в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, не может отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, т.е. до истечения срока предоставленного освобождения.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Таланкина Николая Геннадьевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации"Статья 145 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период с 1 апреля 2001 года по 31 марта 2002 года, в течение которого заявитель был освобожден от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, не содержала прямого запрета для налогоплательщика отказаться от освобождения от уплаты налога до истечения периода, на который оно ему было предоставлено. Федеральный закон от 29 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнил порядок реализации данной налоговой льготы. В соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции налогоплательщик, направивший в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, не может отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, т.е. до истечения срока предоставленного освобождения.
Вопрос: Об НДС с 01.01.2025 у организаций и ИП, применяющих УСН.
(Письмо ФНС России от 22.08.2024 N СД-4-3/9631@)В случае если налогоплательщик УСН в текущем году исчисляет НДС (в связи с превышением порогового значения по доходу за истекший календарный год), но по итогам текущего календарного года его годовой доход снизился и составил менее 60 миллионов рублей, то с начала следующего календарного года он будет снова обязан применять освобождение от исчисления и уплаты НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса.
(Письмо ФНС России от 22.08.2024 N СД-4-3/9631@)В случае если налогоплательщик УСН в текущем году исчисляет НДС (в связи с превышением порогового значения по доходу за истекший календарный год), но по итогам текущего календарного года его годовой доход снизился и составил менее 60 миллионов рублей, то с начала следующего календарного года он будет снова обязан применять освобождение от исчисления и уплаты НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса.
Готовое решение: Как учреждению получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС
(КонсультантПлюс, 2025)2.1.2. Документы для подтверждения льготы в виде освобождения от НДС
(КонсультантПлюс, 2025)2.1.2. Документы для подтверждения льготы в виде освобождения от НДС
Статья: Совершенствование методики учета налога на добавленную стоимость в экономических субъектах ломбардной деятельности
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)На сегодняшний день деятельность ломбардов осуществляется на основании Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ [4]. Регулирование и надзор производит Банк России, он же ведет государственный реестр ломбардов. Согласно действующему законодательству осуществление ломбардной деятельности может вестись с применением исключительно общей системы налогообложения, из чего следует, что действующие ломбарды, находящиеся в реестре ЦБ, в обязательном порядке должны являться плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Следует отметить, что согласно положениям Закона N 196-ФЗ под ломбардной деятельностью понимается предоставление гражданам краткосрочных займов под залог их движимого имущества и хранение имущества, переданного в залог, а также оказание информационных и консультационных услуг. Это позволяет говорить о том, что основной оборот ломбарда, обеспеченный доходом от процентов по займам и составляющий порядка 80 - 90% от удельного веса ломбардного оборота, не является объектом обложения НДС, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности применения льготы по НДС в части оставшейся доли выручки, полученной по факту хранения имущества и оказания консультационных услуг. Это вытекает из п. 1 ст. 145 НК РФ, "организации... имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей" [2]. При незначительности объемов таких услуг субъект экономической деятельности, в том числе и предоставляющий услуги ломбарда, может быть освобожден от НДС. Подобная ситуация является типичной для большинства ломбардов, имеющих незначительные обороты от деятельности, сопутствующей финансовой. До внедрения Единого плана счетов при использовании положения п. 1 ст. 145 НК РФ в учете ломбарда сумма "входящего" НДС выделялась на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям". Де-факто такое выделение имело смысл только для мониторинга суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три последовательных месяца: "исходящий" НДС не уменьшал показателей выручки в отчете о финансовых результатах, а "входящий" - полностью списывался на затраты, не увеличивая своими остатками сумму второго раздела бухгалтерского баланса. Если же ломбардная организация не применяла освобождение от НДС, то имела место необходимость раздельного учета операций с НДС и без него, где, посредством расчета, величина "входящего" НДС частично списывалась на затраты (в части деятельности, не облагаемой НДС), а частично принималась к вычету (в части деятельности, облагаемой НДС) в зависимости от выбранной в учетной политике базы распределения [7].
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)На сегодняшний день деятельность ломбардов осуществляется на основании Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ [4]. Регулирование и надзор производит Банк России, он же ведет государственный реестр ломбардов. Согласно действующему законодательству осуществление ломбардной деятельности может вестись с применением исключительно общей системы налогообложения, из чего следует, что действующие ломбарды, находящиеся в реестре ЦБ, в обязательном порядке должны являться плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Следует отметить, что согласно положениям Закона N 196-ФЗ под ломбардной деятельностью понимается предоставление гражданам краткосрочных займов под залог их движимого имущества и хранение имущества, переданного в залог, а также оказание информационных и консультационных услуг. Это позволяет говорить о том, что основной оборот ломбарда, обеспеченный доходом от процентов по займам и составляющий порядка 80 - 90% от удельного веса ломбардного оборота, не является объектом обложения НДС, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности применения льготы по НДС в части оставшейся доли выручки, полученной по факту хранения имущества и оказания консультационных услуг. Это вытекает из п. 1 ст. 145 НК РФ, "организации... имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей" [2]. При незначительности объемов таких услуг субъект экономической деятельности, в том числе и предоставляющий услуги ломбарда, может быть освобожден от НДС. Подобная ситуация является типичной для большинства ломбардов, имеющих незначительные обороты от деятельности, сопутствующей финансовой. До внедрения Единого плана счетов при использовании положения п. 1 ст. 145 НК РФ в учете ломбарда сумма "входящего" НДС выделялась на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям". Де-факто такое выделение имело смысл только для мониторинга суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три последовательных месяца: "исходящий" НДС не уменьшал показателей выручки в отчете о финансовых результатах, а "входящий" - полностью списывался на затраты, не увеличивая своими остатками сумму второго раздела бухгалтерского баланса. Если же ломбардная организация не применяла освобождение от НДС, то имела место необходимость раздельного учета операций с НДС и без него, где, посредством расчета, величина "входящего" НДС частично списывалась на затраты (в части деятельности, не облагаемой НДС), а частично принималась к вычету (в части деятельности, облагаемой НДС) в зависимости от выбранной в учетной политике базы распределения [7].
Вопрос: Организация продает медицинскую технику, пользовалась освобождением от НДС. С марта 2024 г. является резидентом "Сколково". Можно ли применять освобождение от НДС по двум основаниям? Есть ли обязанность выставлять счета-фактуры? Нужно ли платить НДС с начала квартала, в котором утерян статус резидента "Сколково"?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация производит и продает медицинскую технику, имеет регистрационные удостоверения на нее, в связи с этим по соответствующим операциям пользовалась освобождением от НДС по пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. С марта 2024 г. организация является резидентом "Сколково", в ИФНС России было подано уведомление об освобождении от НДС по ст. 145.1 НК РФ с 01.04.2024. При применении освобождения по ст. 149 НК РФ не было обязанности выставлять счета-фактуры и вести книгу продаж. При использовании освобождения по ст. 145.1 есть обязанность выставлять счета-фактуры с пометкой "без НДС". Можно ли применять освобождение от НДС одновременно по двум основаниям? Есть ли обязанность выставлять счета-фактуры при реализации медицинской техники? Если организация теряет статус резидента "Сколково" и, соответственно, льготу по ст. 145.1 НК РФ, то появляется ли обязанность начислить и уплатить НДС с начала квартала (в котором был утерян статус)? Если организация утратит право на освобождение от НДС по ст. 145.1 НК РФ, то будет ли это препятствием для применения освобождения за прошедший период по ст. 149 НК РФ, учитывая, что в договорах о реализации указана ст. 145.1, а не ст. 149 НК РФ?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация производит и продает медицинскую технику, имеет регистрационные удостоверения на нее, в связи с этим по соответствующим операциям пользовалась освобождением от НДС по пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. С марта 2024 г. организация является резидентом "Сколково", в ИФНС России было подано уведомление об освобождении от НДС по ст. 145.1 НК РФ с 01.04.2024. При применении освобождения по ст. 149 НК РФ не было обязанности выставлять счета-фактуры и вести книгу продаж. При использовании освобождения по ст. 145.1 есть обязанность выставлять счета-фактуры с пометкой "без НДС". Можно ли применять освобождение от НДС одновременно по двум основаниям? Есть ли обязанность выставлять счета-фактуры при реализации медицинской техники? Если организация теряет статус резидента "Сколково" и, соответственно, льготу по ст. 145.1 НК РФ, то появляется ли обязанность начислить и уплатить НДС с начала квартала (в котором был утерян статус)? Если организация утратит право на освобождение от НДС по ст. 145.1 НК РФ, то будет ли это препятствием для применения освобождения за прошедший период по ст. 149 НК РФ, учитывая, что в договорах о реализации указана ст. 145.1, а не ст. 149 НК РФ?
Вопрос: Сумма выручки организации за три календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн руб., включая выручку от реализации товаров, подпадающих под льготу по п. 2 ст. 149 НК РФ. Вправе ли организация применить освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ ко всей выручке и не представлять декларацию по НДС?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2023)Вопрос: Сумма выручки организации за три календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн руб., включая выручку от реализации товаров, подпадающих под льготу по п. 2 ст. 149 НК РФ. Вправе ли организация применить освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ ко всей выручке и не представлять декларацию по НДС? Или нужно представить декларацию по НДС в части операций, не подлежащих налогообложению по п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку от применения данной льготы нельзя отказаться?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2023)Вопрос: Сумма выручки организации за три календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн руб., включая выручку от реализации товаров, подпадающих под льготу по п. 2 ст. 149 НК РФ. Вправе ли организация применить освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ ко всей выручке и не представлять декларацию по НДС? Или нужно представить декларацию по НДС в части операций, не подлежащих налогообложению по п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку от применения данной льготы нельзя отказаться?
Вопрос: Какие преференции по налогам и страховым взносам предусмотрены для резидентов Сколково?
(Консультация эксперта, 2025)Участник проекта теряет право на льготу по НДС, если (п. 2 ст. 145.1 НК РФ):
(Консультация эксперта, 2025)Участник проекта теряет право на льготу по НДС, если (п. 2 ст. 145.1 НК РФ):
Статья: "Налогов платим - во! Эх, нам бы в "Сколково"!" Как получить резидентство?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 3)Освобождение от налога на прибыль и НДС
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 3)Освобождение от налога на прибыль и НДС
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Если налогоплательщик применяет налоговые льготы, налоговая инспекция имеет право при проведении камеральной налоговой проверки запросить у него пояснения и документы, подтверждающие правомерность применения льгот.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Если налогоплательщик применяет налоговые льготы, налоговая инспекция имеет право при проведении камеральной налоговой проверки запросить у него пояснения и документы, подтверждающие правомерность применения льгот.
Вопрос: О применении участником проекта "Сколково" льгот по НДС, налоге на имущество организаций и представлении деклараций, если объем выручки составит 1 млрд руб. и более, а прибыль - менее 300 млн руб.
(Письмо Минфина России от 18.08.2023 N 03-07-07/78610)Вопрос: В настоящее время организация является участником проекта "Сколково", что дает ей право применять льготы по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и налогу на имущество, установленные законом.
(Письмо Минфина России от 18.08.2023 N 03-07-07/78610)Вопрос: В настоящее время организация является участником проекта "Сколково", что дает ей право применять льготы по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и налогу на имущество, установленные законом.
Готовое решение: Льготы по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Позволяют уменьшить нагрузку по НДС, хотя и не признаются льготами:
(КонсультантПлюс, 2025)Позволяют уменьшить нагрузку по НДС, хотя и не признаются льготами: