Льготная ставка арендной платы
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготная ставка арендной платы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗНа владельцев земельных участков, не переоформивших в установленный п. 2 ст. 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ срок право бессрочного пользования на право аренды, льготная ставка арендной платы не распространяется >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 422 "Договор и закон" ГК РФ"Отклоняя доводы жалобы о невозможности применения льготной ставки арендной платы, судебная коллегия исходит из того, что льготная ставка арендной платы предусмотрена "по кругу лиц" в императивном порядке, в связи с чем само по себе наличие соглашения относительно установления рыночной стоимости арендной платы в силу положений статей 422 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации не является препятствием для применения в расчетах именно льготной ставки арендной платы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости1.3. Вправе ли покупатель при купле-продаже недвижимости вносить арендную плату за земельный участок, на котором она расположена, по той же льготной ставке, что и продавец
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подп. 6, 8 и 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подп. 6, 8 и 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)2. Если на основании договора аренды объекта культурного наследия арендатор осуществил ремонтно-реставрационные работы, то он имеет право на компенсацию затрат в виде предоставления льготной ставки арендной платы на период действия договора на основании ст. 14 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Положения этой нормы являются специальными по отношению к ст. 616 и 623 ГК РФ. По смыслу Закона N 73-ФЗ выполненные ремонтно-реставрационные работы не могут быть квалифицированы как неотделимые улучшения арендованного имущества, возможность компенсации которых ставится в зависимость от усмотрения сторон договора. В связи с этим в случае досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя (в отсутствие со стороны арендатора каких-либо противоправных действий, нарушений условий договора аренды) при условии, что до момента расторжения договора арендодатель не возместил стоимость понесенных арендатором затрат на работы по сохранению и восстановлению объекта культурного наследия или арендатор не смог зачесть полностью сумму затрат в счет арендной платы, у арендодателя сохраняется обязанность уплатить арендатору невозмещенную сумму затрат.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)2. Если на основании договора аренды объекта культурного наследия арендатор осуществил ремонтно-реставрационные работы, то он имеет право на компенсацию затрат в виде предоставления льготной ставки арендной платы на период действия договора на основании ст. 14 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Положения этой нормы являются специальными по отношению к ст. 616 и 623 ГК РФ. По смыслу Закона N 73-ФЗ выполненные ремонтно-реставрационные работы не могут быть квалифицированы как неотделимые улучшения арендованного имущества, возможность компенсации которых ставится в зависимость от усмотрения сторон договора. В связи с этим в случае досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя (в отсутствие со стороны арендатора каких-либо противоправных действий, нарушений условий договора аренды) при условии, что до момента расторжения договора арендодатель не возместил стоимость понесенных арендатором затрат на работы по сохранению и восстановлению объекта культурного наследия или арендатор не смог зачесть полностью сумму затрат в счет арендной платы, у арендодателя сохраняется обязанность уплатить арендатору невозмещенную сумму затрат.
Статья: Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести и публиковать перечни имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его во владение или в пользование на долгосрочной (не менее пяти лет) основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) только субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести и публиковать перечни имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его во владение или в пользование на долгосрочной (не менее пяти лет) основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) только субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Статья: Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключения договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)Помимо этого, доказыванию подлежит факт возникновения права постоянного (бессрочного) пользования у правопредшественника. Ввиду того что ранее, в период приобретения названного права, единый реестр государственной регистрации прав на земельные участки отсутствовал, сложность доказывания состоит в том, чтобы, во-первых, иметь на руках подлинники соответствующих документов, а во-вторых, доказать завершение процедуры предоставления земельного участка. В Определении от 18 мая 2018 года N 306-ЭС18-1282 Верховный Суд РФ указывает, что "решение Исполкома от 04.02.1952 свидетельствует лишь о начале процедуры по предоставлению участка и не является доказательством возникновения права постоянного (бессрочного) пользования на данный участок; Предприятие... не получило в установленном законодательством порядке ни государственный акт, ни договор, ни удостоверение или свидетельство о праве пользования землей со схемой (чертежом), размером участка, описанием его границ; Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило в материалы дела доказательств, подтверждающих возникновение у его правопредшественника права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.; ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих предоставление спорного земельного участка в аренду в порядке переоформления постоянного (бессрочного) пользования, не имеется оснований для применения при расчете арендной платы льготной ставки арендной платы".
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)Помимо этого, доказыванию подлежит факт возникновения права постоянного (бессрочного) пользования у правопредшественника. Ввиду того что ранее, в период приобретения названного права, единый реестр государственной регистрации прав на земельные участки отсутствовал, сложность доказывания состоит в том, чтобы, во-первых, иметь на руках подлинники соответствующих документов, а во-вторых, доказать завершение процедуры предоставления земельного участка. В Определении от 18 мая 2018 года N 306-ЭС18-1282 Верховный Суд РФ указывает, что "решение Исполкома от 04.02.1952 свидетельствует лишь о начале процедуры по предоставлению участка и не является доказательством возникновения права постоянного (бессрочного) пользования на данный участок; Предприятие... не получило в установленном законодательством порядке ни государственный акт, ни договор, ни удостоверение или свидетельство о праве пользования землей со схемой (чертежом), размером участка, описанием его границ; Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило в материалы дела доказательств, подтверждающих возникновение у его правопредшественника права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.; ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих предоставление спорного земельного участка в аренду в порядке переоформления постоянного (бессрочного) пользования, не имеется оснований для применения при расчете арендной платы льготной ставки арендной платы".
Готовое решение: Можно ли продать здание без земельного участка под ним
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если вы арендуете землю под зданием, то покупатель также сможет пользоваться участком, необходимым для использования здания, на праве аренды. Причем перемена лица в обязательстве по аренде происходит независимо от того, оформит покупатель отношения по аренде с собственником земельного участка или нет (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11, п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73). В результате этой перемены ваша обязанность платить за пользование участком также переходит на покупателя здания. При этом, если вы оплачивали регулируемую арендную плату по льготной ставке, для покупателя размер арендной платы сохраняется с учетом такой льготы (п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019)).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если вы арендуете землю под зданием, то покупатель также сможет пользоваться участком, необходимым для использования здания, на праве аренды. Причем перемена лица в обязательстве по аренде происходит независимо от того, оформит покупатель отношения по аренде с собственником земельного участка или нет (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11, п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73). В результате этой перемены ваша обязанность платить за пользование участком также переходит на покупателя здания. При этом, если вы оплачивали регулируемую арендную плату по льготной ставке, для покупателя размер арендной платы сохраняется с учетом такой льготы (п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019)).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)1. Разрешая вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам малого и среднего предпринимательства, суды, располагая информацией об отсутствии сведений о субъекте в реестре, не должны ограничиваться лишь ею, поскольку такой факт не является безусловным препятствием для применения имущественной поддержки, например в виде льготной ставки арендной платы.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)1. Разрешая вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам малого и среднего предпринимательства, суды, располагая информацией об отсутствии сведений о субъекте в реестре, не должны ограничиваться лишь ею, поскольку такой факт не является безусловным препятствием для применения имущественной поддержки, например в виде льготной ставки арендной платы.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Для того чтобы Комиссия приняла положительное решение о предоставлении имущественной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде установления льготной ставки арендной платы, необходимо выполнение субъектом малого предпринимательства следующих условий:
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Для того чтобы Комиссия приняла положительное решение о предоставлении имущественной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде установления льготной ставки арендной платы, необходимо выполнение субъектом малого предпринимательства следующих условий:
Вопрос: Вправе ли субъект МСП выкупить нежилое помещение, арендуемое по льготной ставке, путем рассрочки платежа по договору купли-продажи?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Вправе ли субъект МСП выкупить нежилое помещение, арендуемое по льготной ставке, путем рассрочки платежа по договору купли-продажи?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Вправе ли субъект МСП выкупить нежилое помещение, арендуемое по льготной ставке, путем рассрочки платежа по договору купли-продажи?
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Применяется ли к договору возмездного оказания услуг положение об экономности подрядчика
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, суды, взыскав с заказчика долг в размере полной стоимости работ по договору (за вычетом части полученных по договору денежных средств), не учли, что исполнителем выполнены не все предусмотренные договором и включенные в цену договора этапы оказания услуг (в том числе не оказана услуга по заключению дополнительного соглашения с арендодателем по установлению льготной ставки арендной платы)..."
Применяется ли к договору возмездного оказания услуг положение об экономности подрядчика
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, суды, взыскав с заказчика долг в размере полной стоимости работ по договору (за вычетом части полученных по договору денежных средств), не учли, что исполнителем выполнены не все предусмотренные договором и включенные в цену договора этапы оказания услуг (в том числе не оказана услуга по заключению дополнительного соглашения с арендодателем по установлению льготной ставки арендной платы)..."
Статья: Новеллы и действующая практика установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
(Крестьянцева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)И мы задались вопросом: а можно ли сейчас применить это ограничение при определении арендной платы? Ведь если бы арендная плата определялась корректно, то у предприятия было бы право на льготную ставку. Пересчитав арендную плату, мы обнаружили, что разница между арендной платой, рассчитанной по местным ставкам, и платой, определенной в размере двух процентов кадастровой стоимости, составляет 70 млн рублей за три года.
(Крестьянцева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)И мы задались вопросом: а можно ли сейчас применить это ограничение при определении арендной платы? Ведь если бы арендная плата определялась корректно, то у предприятия было бы право на льготную ставку. Пересчитав арендную плату, мы обнаружили, что разница между арендной платой, рассчитанной по местным ставкам, и платой, определенной в размере двух процентов кадастровой стоимости, составляет 70 млн рублей за три года.