Льготы на нотариальные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы на нотариальные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об оплате услуг правового и технического характера при свидетельствовании верности копии документа в свете последних изменений законодательства о нотариате
(Сучкова Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Как правило, нотариальные услуги оказываются частнопрактикующим нотариусом за плату. Но возможно и предоставление льгот по оплате совершения нотариального действия, которые в части оплаты нотариального тарифа устанавливаются законодательством о налогах и сборах, а в части оплаты услуг правового и технического характера определяются нотариальными палатами (ст. 22 Основ, п. 1.8, 2.4 - 2.9 Порядка определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера). При отсутствии у лица, обратившегося к нотариусу за совершением нотариального действия, льгот по оплате нотариального тарифа и услуг правового и технического характера у нотариуса возникает обязанность по получению соответствующих денежных средств. Таким образом, нотариус и в данном случае исполняет указанную обязанность в рамках оказания услуг технического характера.
(Сучкова Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Как правило, нотариальные услуги оказываются частнопрактикующим нотариусом за плату. Но возможно и предоставление льгот по оплате совершения нотариального действия, которые в части оплаты нотариального тарифа устанавливаются законодательством о налогах и сборах, а в части оплаты услуг правового и технического характера определяются нотариальными палатами (ст. 22 Основ, п. 1.8, 2.4 - 2.9 Порядка определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера). При отсутствии у лица, обратившегося к нотариусу за совершением нотариального действия, льгот по оплате нотариального тарифа и услуг правового и технического характера у нотариуса возникает обязанность по получению соответствующих денежных средств. Таким образом, нотариус и в данном случае исполняет указанную обязанность в рамках оказания услуг технического характера.
Статья: Реформа нотариата в России: состояние и перспективы
(Летова Н.В.)
("Нотариус", 2025, N 3)Как известно, основное назначение института нотариата состоит в создании условий для обеспечения защиты прав граждан, повышении значимости исполнения ими взаимных обязательств на добровольной основе, предупреждении споров между ними, превентивном исключении обращения граждан в суд. В целях обеспечения доступа всех граждан к сфере нотариальных услуг представляется, что при определении льгот на оказание нотариальных действий необходимо учитывать имущественное, социальное положение гражданина, вне зависимости от места его проживания, а перечень лиц, относящихся к категории льготников, определять с учетом положений законодательства, предусматривающего преференции в отношении отдельных категорий граждан (дети-сироты, инвалиды, ветераны боевых действий и др.).
(Летова Н.В.)
("Нотариус", 2025, N 3)Как известно, основное назначение института нотариата состоит в создании условий для обеспечения защиты прав граждан, повышении значимости исполнения ими взаимных обязательств на добровольной основе, предупреждении споров между ними, превентивном исключении обращения граждан в суд. В целях обеспечения доступа всех граждан к сфере нотариальных услуг представляется, что при определении льгот на оказание нотариальных действий необходимо учитывать имущественное, социальное положение гражданина, вне зависимости от места его проживания, а перечень лиц, относящихся к категории льготников, определять с учетом положений законодательства, предусматривающего преференции в отношении отдельных категорий граждан (дети-сироты, инвалиды, ветераны боевых действий и др.).
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2020 года"При этом нотариус, разъясняя лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия, его права и обязанности, должен пояснить особенности нотариального действия, которые могут повлечь необходимость оказания нотариусом услуг правового и технического характера, объявить размер платы за данное действие, в том числе сумму нотариального тарифа и стоимость услуг правового и технического характера (при необходимости их оказания), исчисленную согласно правилам, установленным нотариальными палатами, а также предоставить информацию о существующих льготах при обращении за нотариальными действиями. Заинтересованное лицо, в свою очередь, вправе не согласиться с необходимостью оплаты нотариусу стоимости услуг правового и технического характера исходя из существа конкретного нотариального действия. Отказ нотариуса в совершении нотариального действия в таких случаях может быть обжалован в суд в установленном законом порядке. При рассмотрении подобных дел суды обязаны выяснять в каждом конкретном случае необходимость оказания нотариусом услуг правового и технического характера исходя из существа нотариального действия, за совершением которого заинтересованное лицо обратилось к нотариусу, влекущую для этого лица необходимость уплатить нотариусу стоимость услуг в объявленном размере, и должны, таким образом, реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Совершение отдельных нотариальных действий не всегда требует от нотариуса дополнительных усилий по правовому анализу представленных документов, консультированию по вопросам применения норм законодательства, изготовлению документов и оказанию иных услуг правового и технического характера. Соответственно, нотариус при разъяснении во исполнение требования ст. 16 Основ законодательства о нотариате лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия, его прав и обязанностей должен пояснить особенности нотариального действия, которые могут повлечь необходимость оказания нотариусом услуг правового и технического характера, объявить размер платы за данное действие, в том числе сумму нотариального тарифа и стоимость услуг правового и технического характера (при необходимости их оказания), исчисленную согласно правилам, установленным нотариальными палатами, а также предоставить информацию о существующих льготах при обращении за нотариальными действиями.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Совершение отдельных нотариальных действий не всегда требует от нотариуса дополнительных усилий по правовому анализу представленных документов, консультированию по вопросам применения норм законодательства, изготовлению документов и оказанию иных услуг правового и технического характера. Соответственно, нотариус при разъяснении во исполнение требования ст. 16 Основ законодательства о нотариате лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия, его прав и обязанностей должен пояснить особенности нотариального действия, которые могут повлечь необходимость оказания нотариусом услуг правового и технического характера, объявить размер платы за данное действие, в том числе сумму нотариального тарифа и стоимость услуг правового и технического характера (при необходимости их оказания), исчисленную согласно правилам, установленным нотариальными палатами, а также предоставить информацию о существующих льготах при обращении за нотариальными действиями.
Вопрос: Каков порядок создания КФХ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С 01.01.2019 госпошлину при регистрации индивидуальных предпринимателей можно не платить. Такая льгота доступна тем, кто подает документы в регистрирующий орган в электронном виде: через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг. Госпошлина не уплачивается также при подаче документов для государственной регистрации через МФЦ или нотариуса (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ, Информация ФНС России "Льгота по оплате госпошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С 01.01.2019 госпошлину при регистрации индивидуальных предпринимателей можно не платить. Такая льгота доступна тем, кто подает документы в регистрирующий орган в электронном виде: через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг. Госпошлина не уплачивается также при подаче документов для государственной регистрации через МФЦ или нотариуса (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ, Информация ФНС России "Льгота по оплате госпошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Статья: Юридически значимые волеизъявления в законодательстве и правоприменительной практике
(Нохрина М.Л.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 7)<7> Приказ Минюста России от 12.09.2023 N 253 "Об утверждении формулы расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа и перечня льгот, применяемых к региональным тарифам".
(Нохрина М.Л.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 7)<7> Приказ Минюста России от 12.09.2023 N 253 "Об утверждении формулы расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа и перечня льгот, применяемых к региональным тарифам".
Вопрос: Каков порядок государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С 01.01.2019 госпошлину при регистрации индивидуальных предпринимателей можно не платить. Такая льгота доступна тем, кто подает документы в регистрирующий орган в электронном виде: через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг. Госпошлина не уплачивается также при подаче документов для государственной регистрации через МФЦ или нотариуса (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ, Информация ФНС России "Льгота по оплате госпошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С 01.01.2019 госпошлину при регистрации индивидуальных предпринимателей можно не платить. Такая льгота доступна тем, кто подает документы в регистрирующий орган в электронном виде: через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг. Госпошлина не уплачивается также при подаче документов для государственной регистрации через МФЦ или нотариуса (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ, Информация ФНС России "Льгота по оплате госпошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Статья: Бесплатная юридическая помощь в Российской Федерации: система, субъекты и финансирование. Часть 2
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 4)Новопашина Ульяна Семеновна, преподаватель юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель директора научно-образовательного центра "Центр нотариального права "Путь к закону", нотариус города Москвы.
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 4)Новопашина Ульяна Семеновна, преподаватель юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель директора научно-образовательного центра "Центр нотариального права "Путь к закону", нотариус города Москвы.
"Доказательства и доказывание в нотариальном процессе: монография"
(Погосян Е.В.)
("Статут", 2023)Определением от 9 апреля 2020 г. N 815-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Клевакиной Полины Дмитриевны на нарушение ее конституционных прав частями шестой и седьмой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" КС РФ уточнил смысл отдельных положений ст. 22, 25 и 30 Основ. Как отметил КС РФ, само по себе установление перечня услуг правового и технического характера, оказываемых нотариусом при совершении нотариальных действий, и обязанности лиц, обратившихся к нотариусу, оплачивать данные услуги не может считаться недопустимым с точки зрения возложенной на законодателя конституционной обязанности по нормативному регулированию вопросов нотариата и обеспечению его надлежащего функционирования для выполнения поставленных перед последним публично-правовых целей и задач. При этом нотариус, разъясняя лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия, его права и обязанности, должен пояснить особенности нотариального действия, которые могут повлечь необходимость оказания нотариусом услуг правового и технического характера, объявить размер платы за данное действие, в том числе сумму нотариального тарифа и стоимость услуг правового и технического характера (при необходимости их оказания), исчисленную согласно правилам, установленным нотариальными палатами, а также предоставить информацию о существующих льготах при обращении за нотариальными действиями. Заинтересованное лицо, в свою очередь, вправе не согласиться с необходимостью оплаты нотариусу стоимости услуг правового и технического характера исходя из существа конкретного нотариального действия. Отказ нотариуса в совершении нотариального действия в таких случаях может быть обжалован в суд в установленном законом порядке. При рассмотрении подобных дел суды обязаны выяснять в каждом конкретном случае необходимость оказания нотариусом услуг правового и технического характера исходя из существа нотариального действия, за совершением которого заинтересованное лицо обратилось к нотариусу, влекущую для этого лица необходимость уплатить нотариусу стоимость услуг в объявленном размере, и должны, таким образом, реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.
(Погосян Е.В.)
("Статут", 2023)Определением от 9 апреля 2020 г. N 815-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Клевакиной Полины Дмитриевны на нарушение ее конституционных прав частями шестой и седьмой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" КС РФ уточнил смысл отдельных положений ст. 22, 25 и 30 Основ. Как отметил КС РФ, само по себе установление перечня услуг правового и технического характера, оказываемых нотариусом при совершении нотариальных действий, и обязанности лиц, обратившихся к нотариусу, оплачивать данные услуги не может считаться недопустимым с точки зрения возложенной на законодателя конституционной обязанности по нормативному регулированию вопросов нотариата и обеспечению его надлежащего функционирования для выполнения поставленных перед последним публично-правовых целей и задач. При этом нотариус, разъясняя лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия, его права и обязанности, должен пояснить особенности нотариального действия, которые могут повлечь необходимость оказания нотариусом услуг правового и технического характера, объявить размер платы за данное действие, в том числе сумму нотариального тарифа и стоимость услуг правового и технического характера (при необходимости их оказания), исчисленную согласно правилам, установленным нотариальными палатами, а также предоставить информацию о существующих льготах при обращении за нотариальными действиями. Заинтересованное лицо, в свою очередь, вправе не согласиться с необходимостью оплаты нотариусу стоимости услуг правового и технического характера исходя из существа конкретного нотариального действия. Отказ нотариуса в совершении нотариального действия в таких случаях может быть обжалован в суд в установленном законом порядке. При рассмотрении подобных дел суды обязаны выяснять в каждом конкретном случае необходимость оказания нотариусом услуг правового и технического характера исходя из существа нотариального действия, за совершением которого заинтересованное лицо обратилось к нотариусу, влекущую для этого лица необходимость уплатить нотариусу стоимость услуг в объявленном размере, и должны, таким образом, реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2023 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. О порядке применения льготы по оплате услуг правового
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. О порядке применения льготы по оплате услуг правового
Вопрос: О государственной пошлине за выдачу свидетельства о праве на наследство при совместном проживании с наследодателем недвижимого имущества.
(Письмо Минфина России от 19.04.2024 N 03-05-06-03/36982)За составление проектов сделок, заявлений и других документов, за выполнение технической работы по изготовлению нотариальных документов, определенных статьей 15 Основ, как за оказание услуг правового и технического характера взимается плата с учетом себестоимости затрат на составление данных документов.
(Письмо Минфина России от 19.04.2024 N 03-05-06-03/36982)За составление проектов сделок, заявлений и других документов, за выполнение технической работы по изготовлению нотариальных документов, определенных статьей 15 Основ, как за оказание услуг правового и технического характера взимается плата с учетом себестоимости затрат на составление данных документов.
Статья: О некоторых проблемах заключения договора аренды федерального недвижимого имущества
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)В частности, упрощение процедуры заключения договора аренды медицинским организациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции) может способствовать повышению уровня удовлетворения населения в данных услугах и даже снижению их стоимости, однако точно такая же "льгота" адвокатским и нотариальным палатам (п. 5 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции) вряд ли скажется на доступности юридической помощи и нотариальных услуг, поэтому норма подлежит изменению. Предоставление возможности заключить договор аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, без аукциона (конкурса) торгово-промышленным палатам (п. 5 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции), предпринимательским объединениям и объединениям работодателей (п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции) также представляется неоправданным и должно быть исключено из положений законодательства о порядке распоряжения федеральной собственностью. Соответственно, предлагается исключить из п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции слова "объединений работодателей", а из п. 5 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции слова "торгово-промышленным".
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)В частности, упрощение процедуры заключения договора аренды медицинским организациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции) может способствовать повышению уровня удовлетворения населения в данных услугах и даже снижению их стоимости, однако точно такая же "льгота" адвокатским и нотариальным палатам (п. 5 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции) вряд ли скажется на доступности юридической помощи и нотариальных услуг, поэтому норма подлежит изменению. Предоставление возможности заключить договор аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, без аукциона (конкурса) торгово-промышленным палатам (п. 5 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции), предпринимательским объединениям и объединениям работодателей (п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции) также представляется неоправданным и должно быть исключено из положений законодательства о порядке распоряжения федеральной собственностью. Соответственно, предлагается исключить из п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции слова "объединений работодателей", а из п. 5 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции слова "торгово-промышленным".
Статья: Бесплатная юридическая помощь в Российской Федерации: система, субъекты и финансирование. Часть 1
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 3)Новопашина Ульяна Семеновна, преподаватель Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель директора Научно-образовательного центра "Центр нотариального права "Путь к закону", нотариус города Москвы.
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 3)Новопашина Ульяна Семеновна, преподаватель Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель директора Научно-образовательного центра "Центр нотариального права "Путь к закону", нотариус города Москвы.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2022 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 06.10.2022 Порядок дополнен пунктом 2.4(3), устанавливающим дополнительную льготу при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера в размере 50% для физических лиц за выдачу свидетельства о праве на наследство при наследовании имущества военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины и погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы в войсках, органах и учреждениях).
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 06.10.2022 Порядок дополнен пунктом 2.4(3), устанавливающим дополнительную льготу при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера в размере 50% для физических лиц за выдачу свидетельства о праве на наследство при наследовании имущества военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины и погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы в войсках, органах и учреждениях).