Льготы проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2024 по делу N 88-15944/2024 (УИД 57RS0017-01-2023-000260-15)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об установлении факта постоянного проживания, признании права на снижение установленного пенсионного возраста и назначении пенсии.
Обстоятельства: Истец указал на свое право уменьшения возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Решение: Удовлетворено.Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленными истцом доказательствами бесспорно подтверждается факт проживания истца на территории с. Богодухово Свердловского района Орловской области в период с 15 октября 2001 г. по 5 декабря 2022 г., отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Установив, что общая продолжительность проживания И. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет более 21 года, суд пришел к выводу о наличии у него права на назначение пенсии со снижением возраста на 3 года. Учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии И. являлся гражданином Российской Федерации, суд инстанции обязал ответчика назначить ему пенсию с даты обращения в пенсионный орган - с 27 декабря 2022 г.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об установлении факта постоянного проживания, признании права на снижение установленного пенсионного возраста и назначении пенсии.
Обстоятельства: Истец указал на свое право уменьшения возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Решение: Удовлетворено.Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленными истцом доказательствами бесспорно подтверждается факт проживания истца на территории с. Богодухово Свердловского района Орловской области в период с 15 октября 2001 г. по 5 декабря 2022 г., отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Установив, что общая продолжительность проживания И. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет более 21 года, суд пришел к выводу о наличии у него права на назначение пенсии со снижением возраста на 3 года. Учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии И. являлся гражданином Российской Федерации, суд инстанции обязал ответчика назначить ему пенсию с даты обращения в пенсионный орган - с 27 декабря 2022 г.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2024 N 88-6111/2024 (УИД 58RS0018-01-2023-000982-02)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии.
Обстоятельства: Оспариваемым решением ОПФР истцу было отказано в установлении пенсии по старости с учетом снижения возраста в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по причине отсутствия удостоверения об отнесении к определенной категории лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного уполномоченными Правительством Российской Федерации органами.
Решение: Удовлетворено.Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленными истцом доказательствами бесспорно подтверждается факт проживания истца на территории Гомельского района и г. Гомель Республики Беларусь, отнесенной к территории, где плотность загрязнения почв цезием-137 соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Установив, что общая продолжительность проживания А. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет 13 лет 1 месяц 15 дней, суд пришел к выводу о наличии у нее права на назначение пенсии со снижением возраста на 3 года. Учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии А. постоянно проживала на территории Российской Федерации, имея вид на жительство в Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обязал ответчика назначить ей пенсию с даты первичного обращения в пенсионный орган.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии.
Обстоятельства: Оспариваемым решением ОПФР истцу было отказано в установлении пенсии по старости с учетом снижения возраста в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по причине отсутствия удостоверения об отнесении к определенной категории лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного уполномоченными Правительством Российской Федерации органами.
Решение: Удовлетворено.Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленными истцом доказательствами бесспорно подтверждается факт проживания истца на территории Гомельского района и г. Гомель Республики Беларусь, отнесенной к территории, где плотность загрязнения почв цезием-137 соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Установив, что общая продолжительность проживания А. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет 13 лет 1 месяц 15 дней, суд пришел к выводу о наличии у нее права на назначение пенсии со снижением возраста на 3 года. Учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии А. постоянно проживала на территории Российской Федерации, имея вид на жительство в Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обязал ответчика назначить ей пенсию с даты первичного обращения в пенсионный орган.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Есть ли особенности в порядке предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска чернобыльцам
(КонсультантПлюс, 2024)паспортом с записью о регистрации по месту жительства на территории соответствующей зоны радиационного заражения, трудовой книжкой, трудовым договором, где указаны сведения о месте работы на территории такой зоны, - те, кому специальные удостоверения не выдаются, но меры социальной поддержки как чернобыльцам, включая "чернобыльский" отпуск, полагаются. Например, граждане, работающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-04-01/48).
(КонсультантПлюс, 2024)паспортом с записью о регистрации по месту жительства на территории соответствующей зоны радиационного заражения, трудовой книжкой, трудовым договором, где указаны сведения о месте работы на территории такой зоны, - те, кому специальные удостоверения не выдаются, но меры социальной поддержки как чернобыльцам, включая "чернобыльский" отпуск, полагаются. Например, граждане, работающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-04-01/48).
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 24 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в п. 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом N 1244-1, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 24 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в п. 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом N 1244-1, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
Нормативные акты
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1
(ред. от 25.12.2023)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Статья 19. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
(ред. от 25.12.2023)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Статья 19. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Между тем в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, которыми возможность взыскания с получателей ежемесячной денежной выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 ГК РФ не предусмотрена.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Между тем в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, которыми возможность взыскания с получателей ежемесячной денежной выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 ГК РФ не предусмотрена.