Либерализация валютного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Либерализация валютного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2021 N 305-ЭС21-21621 по делу N А40-243108/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие состава административного правонарушения в действиях общества подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.То, что в рамках либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации с 12.04.2020 в статью 15.25 внесены изменения, предусматривающие административную ответственность в виде предупреждения за нарушения валютного законодательства Российской Федерации по части 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, само по себе не свидетельствует о наличии оснований для назначения такого наказания в рассматриваемом случае.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие состава административного правонарушения в действиях общества подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.То, что в рамках либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации с 12.04.2020 в статью 15.25 внесены изменения, предусматривающие административную ответственность в виде предупреждения за нарушения валютного законодательства Российской Федерации по части 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, само по себе не свидетельствует о наличии оснований для назначения такого наказания в рассматриваемом случае.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)в настоящее время внесение изменений и дополнений в действующее законодательство продиктовано необходимостью последовательной либерализации валютного законодательства как фактора развития рыночной экономики в России, устранения имеющихся пробелов и противоречий с положениями других законодательных актов, а также международных договоров России. С учетом процесса интеграции страны в мировую экономику, в том числе с предстоящим вступлением России в ВТО, все более актуальным становится требование повышения степени "прозрачности" национального валютного законодательства;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)в настоящее время внесение изменений и дополнений в действующее законодательство продиктовано необходимостью последовательной либерализации валютного законодательства как фактора развития рыночной экономики в России, устранения имеющихся пробелов и противоречий с положениями других законодательных актов, а также международных договоров России. С учетом процесса интеграции страны в мировую экономику, в том числе с предстоящим вступлением России в ВТО, все более актуальным становится требование повышения степени "прозрачности" национального валютного законодательства;
Статья: Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)- несмотря на то что большинство введенных после 2022 г. ограничений носит временный характер, следует понимать, что произошедший слом международных отношений не позволит вернуться к либерализации валютного законодательства в ближайшей перспективе. Более того, построение новой мировой финансовой системы потребует новых подходов к регулированию финансовых отношений, в рамках которых валютное регулирование и валютный контроль будут играть ведущую роль;
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)- несмотря на то что большинство введенных после 2022 г. ограничений носит временный характер, следует понимать, что произошедший слом международных отношений не позволит вернуться к либерализации валютного законодательства в ближайшей перспективе. Более того, построение новой мировой финансовой системы потребует новых подходов к регулированию финансовых отношений, в рамках которых валютное регулирование и валютный контроль будут играть ведущую роль;
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р
(ред. от 21.12.2023)
<Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>Продолжится взаимодействие с Республикой Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и союзных программ, утвержденных Декретом Высшего государственного совета Союзного государства "Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 - 2023 годы" от 4 ноября 2021 г. N 6, которое идет в параллели с проектом развития Евразийского экономического союза. Действия регуляторов финансовых рынков двух государств будут направлены прежде всего на гармонизацию требований нормативных актов в их сферах деятельности, ожидаемым результатом которой предполагается, в частности обеспечение гармонизации принципов и механизмов денежно-кредитной политики, усиление добросовестной конкуренции и рост деловой активности на финансовом рынке при сокращении влияния нерыночных преимуществ на конкурентоспособность финансовых организаций, снижение рисков отмывания доходов, полученных преступных доходов, и финансирования терроризма, либерализацию валютного законодательства, формирование общего платежного пространства в рамках Союзного государства.
(ред. от 21.12.2023)
<Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>Продолжится взаимодействие с Республикой Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и союзных программ, утвержденных Декретом Высшего государственного совета Союзного государства "Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 - 2023 годы" от 4 ноября 2021 г. N 6, которое идет в параллели с проектом развития Евразийского экономического союза. Действия регуляторов финансовых рынков двух государств будут направлены прежде всего на гармонизацию требований нормативных актов в их сферах деятельности, ожидаемым результатом которой предполагается, в частности обеспечение гармонизации принципов и механизмов денежно-кредитной политики, усиление добросовестной конкуренции и рост деловой активности на финансовом рынке при сокращении влияния нерыночных преимуществ на конкурентоспособность финансовых организаций, снижение рисков отмывания доходов, полученных преступных доходов, и финансирования терроризма, либерализацию валютного законодательства, формирование общего платежного пространства в рамках Союзного государства.