Лицензирование перевозки такси
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензирование перевозки такси (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция выявила формальную передачу обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам на основании лицензионных договоров, признала необоснованным применение освобождения от уплаты НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и применение пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с подп. 3 п. 1, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. Налоговый орган доначислил обществу НДС, а также страховые взносы. Суд признал доначисления правомерными. Суд переквалифицировал лицензионные договоры на предоставление прав пользования базой данных в договоры оказания услуг такси. Согласно выводам суда фактически общество занималось приемом звонков и занесением информации о заказах в базу данных для оказания услуг перевозки пассажиров (грузов). Суд подтвердил формальный характер лицензионных договоров между обществом и контрагентом (сервисом такси), поскольку фактически базой данных пользовались только водители и пассажиры. При этом водители оплачивали доступ к заказам в базе данных, поступившие средства распределялись контрагенту общества (сервису такси), а от него - поступали обществу. Суд учел, что общество получает выплаты не только по лицензионному договору, но и за оказание услуг по сбору информации о заказах такси, их обработке и систематизации, что исключает право общества на освобождение от НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция выявила формальную передачу обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам на основании лицензионных договоров, признала необоснованным применение освобождения от уплаты НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и применение пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с подп. 3 п. 1, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. Налоговый орган доначислил обществу НДС, а также страховые взносы. Суд признал доначисления правомерными. Суд переквалифицировал лицензионные договоры на предоставление прав пользования базой данных в договоры оказания услуг такси. Согласно выводам суда фактически общество занималось приемом звонков и занесением информации о заказах в базу данных для оказания услуг перевозки пассажиров (грузов). Суд подтвердил формальный характер лицензионных договоров между обществом и контрагентом (сервисом такси), поскольку фактически базой данных пользовались только водители и пассажиры. При этом водители оплачивали доступ к заказам в базе данных, поступившие средства распределялись контрагенту общества (сервису такси), а от него - поступали обществу. Суд учел, что общество получает выплаты не только по лицензионному договору, но и за оказание услуг по сбору информации о заказах такси, их обработке и систематизации, что исключает право общества на освобождение от НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.05.2024 N 33-10986/2024 (УИД 78RS0023-01-2022-004492-40)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: О взыскании ущерба в порядке регресса.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является страховщиком транспортного средства, принадлежащего ответчику, возместил потерпевшему ущерб, причиненный в результате ДТП, при этом на момент происшествия автомобиль был зарегистрирован в качестве такси, о чем ответчик не сообщил при заключении договора страхования.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.При этом, наличие лицензии на осуществление пассажирских перевозок легковым такси в отношении спорного автомобиля на имя ответчика в момент заключения договора страхования не свидетельствует об использовании автомобиля в данном качестве.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: О взыскании ущерба в порядке регресса.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является страховщиком транспортного средства, принадлежащего ответчику, возместил потерпевшему ущерб, причиненный в результате ДТП, при этом на момент происшествия автомобиль был зарегистрирован в качестве такси, о чем ответчик не сообщил при заключении договора страхования.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.При этом, наличие лицензии на осуществление пассажирских перевозок легковым такси в отношении спорного автомобиля на имя ответчика в момент заключения договора страхования не свидетельствует об использовании автомобиля в данном качестве.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предметная область информатизации судебных решений
(Поляков С.Б., Гилев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Например, о тестировании прокуратурой округа Буэнос-Айрес (Аргентина) программного приложения Prometea, способного за 10 секунд вынести и оформить судебное решение по ряду категорий гражданских и административных дел. "Оказалось, что местными судьями были утверждены 100% решений, принятых за последний год с помощью искусственного интеллекта. Приложение, как сообщает Bloomberg, было создано 29-летним программистом Игнасио Раффой в партнерстве с офисом окружного прокурора аргентинской столицы - соглашение о сотрудничестве они подписали летом 2017 года. Раффа обучил двуязычную программу (она распознает английский и испанский языки), используя цифровую библиотеку документов: Prometea проанализировала порядка 300 000 отсканированных судебных решений с 2016 по 2017 год, в том числе 2 000 постановлений. Стоит отметить, что в Аргентине окружные прокуроры составляют решения, а председательствующие судьи по делам либо отклоняют их и пишут свои собственные, либо просто одобряют их. Теперь, как только новое дело попадает в прокурорскую систему, Prometea сопоставляет фактуру с наиболее релевантными решениями в своей базе данных, и это позволяет программе примерно за 10 секунд установить, как суд отреагирует на ситуацию. Речь пока идет об относительно простых случаях, например спорах о выдаче лицензии на перевозки такси, отказах в выплате компенсации учителям, купившим школьные принадлежности за свой счет, и т.п. В результате применения приложения прокурорские работники оказались освобождены от больших массивов рутинной деятельности [6].
(Поляков С.Б., Гилев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Например, о тестировании прокуратурой округа Буэнос-Айрес (Аргентина) программного приложения Prometea, способного за 10 секунд вынести и оформить судебное решение по ряду категорий гражданских и административных дел. "Оказалось, что местными судьями были утверждены 100% решений, принятых за последний год с помощью искусственного интеллекта. Приложение, как сообщает Bloomberg, было создано 29-летним программистом Игнасио Раффой в партнерстве с офисом окружного прокурора аргентинской столицы - соглашение о сотрудничестве они подписали летом 2017 года. Раффа обучил двуязычную программу (она распознает английский и испанский языки), используя цифровую библиотеку документов: Prometea проанализировала порядка 300 000 отсканированных судебных решений с 2016 по 2017 год, в том числе 2 000 постановлений. Стоит отметить, что в Аргентине окружные прокуроры составляют решения, а председательствующие судьи по делам либо отклоняют их и пишут свои собственные, либо просто одобряют их. Теперь, как только новое дело попадает в прокурорскую систему, Prometea сопоставляет фактуру с наиболее релевантными решениями в своей базе данных, и это позволяет программе примерно за 10 секунд установить, как суд отреагирует на ситуацию. Речь пока идет об относительно простых случаях, например спорах о выдаче лицензии на перевозки такси, отказах в выплате компенсации учителям, купившим школьные принадлежности за свой счет, и т.п. В результате применения приложения прокурорские работники оказались освобождены от больших массивов рутинной деятельности [6].
Интервью: Какие работы и услуги рискованно заказывать у самозанятых
("Главная книга", 2022, N 20)- В общем случае физлица вправе вести деятельность на НПД без регистрации в качестве ИП. Исключение - те виды деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве ИП в соответствии с федеральными законами <7>. И это как раз рассматриваемый случай. Таким образом, применять НПД по деятельности в виде перевозки грузов и пассажиров самозанятый без статуса ИП не вправе. Добавлю, что на пассажирские перевозки автобусами требуется еще и лицензия, а на перевозки легковым такси - разрешение, которые могут быть выданы только ИП и организациям <8>.
("Главная книга", 2022, N 20)- В общем случае физлица вправе вести деятельность на НПД без регистрации в качестве ИП. Исключение - те виды деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве ИП в соответствии с федеральными законами <7>. И это как раз рассматриваемый случай. Таким образом, применять НПД по деятельности в виде перевозки грузов и пассажиров самозанятый без статуса ИП не вправе. Добавлю, что на пассажирские перевозки автобусами требуется еще и лицензия, а на перевозки легковым такси - разрешение, которые могут быть выданы только ИП и организациям <8>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ
(ред. от 24.06.2023)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"2) прекращение страхователем деятельности по перевозкам пассажиров (в частности, прекращение действия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров соответствующим видом транспорта, аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, принятие решения о ликвидации перевозчика, смерть страхователя);
(ред. от 24.06.2023)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"2) прекращение страхователем деятельности по перевозкам пассажиров (в частности, прекращение действия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров соответствующим видом транспорта, аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, принятие решения о ликвидации перевозчика, смерть страхователя);
Федеральный закон от 24.06.2023 N 278-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) прекращение страхователем деятельности по перевозкам пассажиров (в частности, прекращение действия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров соответствующим видом транспорта, аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, принятие решения о ликвидации перевозчика, смерть страхователя);
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) прекращение страхователем деятельности по перевозкам пассажиров (в частности, прекращение действия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров соответствующим видом транспорта, аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, принятие решения о ликвидации перевозчика, смерть страхователя);