Лицензия на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение понятий "транспортная организация" и "транспортное предприятие"
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Во-вторых, законодатель четко определяет вид деятельности, которым вправе заниматься авиационное предприятие, а именно осуществлять перевозки воздушным транспортом за плату и (или) выполнять авиационные работы (п. 1 ст. 61 ВК РФ). Содержащаяся в п. 1 ст. 61 ВК РФ оговорка в отношении определенного вида деятельности, которую вправе осуществлять авиационное предприятие, может стать основанием для предположения о специальной правоспособности для авиационных предприятий. Однако такое предположение не является верным, так как противоречит п. 2 ст. 49 ГК РФ, в которой указано, что права юридического лица могут быть ограничены только в силу закона. ВК РФ не содержит прямого запрета в отношении иных видов деятельности, указывая лишь на приоритетные направления. Единственным исключением является тот случай, если авиационное предприятие будет создано в форме унитарного предприятия, так как ограничение гражданской правоспособности унитарных предприятий <18> осуществляется не на уровне закона, а уставом данной организации при ее создании посредством определения предмета и цели деятельности <19> (п. 2 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об унитарных предприятиях"). Кроме того, ранее в воздушном законодательстве содержалось требование о получении лицензии (разрешение) на осуществление той или иной деятельности (ст. 62 ВК РФ). С принятием Федерального закона от 18 февраля 2020 г. N 21-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" <20>" <21> для осуществления коммерческих воздушных перевозок пассажиров и грузов получение лицензии не требуется. Данные виды деятельности также исключены из Закона о лицензировании. Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны теперь получать только сертификат эксплуатанта в Росавиации. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются Приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246.
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Во-вторых, законодатель четко определяет вид деятельности, которым вправе заниматься авиационное предприятие, а именно осуществлять перевозки воздушным транспортом за плату и (или) выполнять авиационные работы (п. 1 ст. 61 ВК РФ). Содержащаяся в п. 1 ст. 61 ВК РФ оговорка в отношении определенного вида деятельности, которую вправе осуществлять авиационное предприятие, может стать основанием для предположения о специальной правоспособности для авиационных предприятий. Однако такое предположение не является верным, так как противоречит п. 2 ст. 49 ГК РФ, в которой указано, что права юридического лица могут быть ограничены только в силу закона. ВК РФ не содержит прямого запрета в отношении иных видов деятельности, указывая лишь на приоритетные направления. Единственным исключением является тот случай, если авиационное предприятие будет создано в форме унитарного предприятия, так как ограничение гражданской правоспособности унитарных предприятий <18> осуществляется не на уровне закона, а уставом данной организации при ее создании посредством определения предмета и цели деятельности <19> (п. 2 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об унитарных предприятиях"). Кроме того, ранее в воздушном законодательстве содержалось требование о получении лицензии (разрешение) на осуществление той или иной деятельности (ст. 62 ВК РФ). С принятием Федерального закона от 18 февраля 2020 г. N 21-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" <20>" <21> для осуществления коммерческих воздушных перевозок пассажиров и грузов получение лицензии не требуется. Данные виды деятельности также исключены из Закона о лицензировании. Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны теперь получать только сертификат эксплуатанта в Росавиации. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются Приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246.
Статья: Предпринимательская деятельность российских авиакомпаний на рынке воздушных перевозок
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2020, N 3)В соответствии со ст. 100 ВК РФ "Перевозчик и пассажир" перевозчиком является эксплуатант (авиакомпания), осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2020, N 3)В соответствии со ст. 100 ВК РФ "Перевозчик и пассажир" перевозчиком является эксплуатант (авиакомпания), осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014)
(Извлечение)Согласно подп. "б", "в" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 457, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются:
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014)
(Извлечение)Согласно подп. "б", "в" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 457, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются:
Решение Верховного Суда РФ от 14.11.2012 N АКПИ12-1299
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца четвертого пункта 110 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82>Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию. Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 457 и предусматривает обязанность лицензиата соблюдать общие правила перевозок воздушным транспортом пассажиров и требования к обслуживанию пассажиров, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок на воздушных судах, которые оборудуются в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями для заявленных регионов и видов полетов.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца четвертого пункта 110 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82>Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию. Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 457 и предусматривает обязанность лицензиата соблюдать общие правила перевозок воздушным транспортом пассажиров и требования к обслуживанию пассажиров, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок на воздушных судах, которые оборудуются в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями для заявленных регионов и видов полетов.