Лицензия соисполнителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия соисполнителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг по техническому обслуживанию медицинской техники по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Лицензия при привлечении соисполнителей
(КонсультантПлюс, 2025)1. Лицензия при привлечении соисполнителей
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести открытую конкурентную закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Условие о необходимости выполнения части работ по контракту лицом, обладающим соответствующей лицензией на геодезическую и картографическую деятельность, целесообразно включить в текст контракта. Подрядчик при исполнении контракта вправе привлечь соисполнителей, обладающих необходимой лицензией.
(КонсультантПлюс, 2025)Условие о необходимости выполнения части работ по контракту лицом, обладающим соответствующей лицензией на геодезическую и картографическую деятельность, целесообразно включить в текст контракта. Подрядчик при исполнении контракта вправе привлечь соисполнителей, обладающих необходимой лицензией.
Готовое решение: Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы закупаете работы, для которых нужно иметь разные лицензии, рекомендуем установить требование об их наличии непосредственно у подрядчика (исполнителя) работ. Не советуем требовать, чтобы все разрешительные документы были у участника закупки. Это может ограничить количество участников. Лицо, с которым будет заключен контракт, сможет привлечь к выполнению работ субподрядчиков (соисполнителей), имеющих необходимые лицензии.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы закупаете работы, для которых нужно иметь разные лицензии, рекомендуем установить требование об их наличии непосредственно у подрядчика (исполнителя) работ. Не советуем требовать, чтобы все разрешительные документы были у участника закупки. Это может ограничить количество участников. Лицо, с которым будет заключен контракт, сможет привлечь к выполнению работ субподрядчиков (соисполнителей), имеющих необходимые лицензии.
Нормативные акты
Обзор: "Ошибки в требованиях к участникам госзакупок: примеры из практики за 2024 - 2025 годы"
(КонсультантПлюс, 2025)Новосибирское УФАС сочло требование лишним, поскольку работы, для которых нужна лицензия, не были основными. Победитель мог привлечь соисполнителя с нужным разрешением.
(КонсультантПлюс, 2025)Новосибирское УФАС сочло требование лишним, поскольку работы, для которых нужна лицензия, не были основными. Победитель мог привлечь соисполнителя с нужным разрешением.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 17.12.2024 по делу N 44-4187/24
Нарушение: п. 5 ч. 1 ст. 42, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.Даже если документация предусматривает право участника закупки привлечь соисполнителя услуг, который также должен иметь лицензию, это условие само по себе не освобождает непосредственного участника закупки от обязанности предоставления его собственной лицензии на тот вид деятельности, который является предметом закупки. Данная позиция выражена в Определении Верховного суда Российской Федерации N 309-КГ16-12918 от 03.10.2016, а так же в п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Нарушение: п. 5 ч. 1 ст. 42, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.Даже если документация предусматривает право участника закупки привлечь соисполнителя услуг, который также должен иметь лицензию, это условие само по себе не освобождает непосредственного участника закупки от обязанности предоставления его собственной лицензии на тот вид деятельности, который является предметом закупки. Данная позиция выражена в Определении Верховного суда Российской Федерации N 309-КГ16-12918 от 03.10.2016, а так же в п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Статья: Правовое регулирование диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: новый порядок - старые проблемы
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Обратим внимание, что в Порядке N 1 предусматривалось право медицинской организации привлекать к проведению диспансеризации определенных медицинских работников, обследования которых обязательны при проведении диспансеризации (например, детские уролог-андролог, психиатр и др.). Потребность привлечения объяснялась отсутствием необходимых медицинских работников или лицензии на медицинскую деятельность в части выполнения ими работ (услуг). Правовым основанием привлечения медицинских работников иных медицинских организаций являлся договор, заключавшийся с медицинскими организациями, обладающими необходимыми ресурсами (п. 4 Порядка N 1). В отличие от Порядка N 1, конструкция нормы Порядка N 2 не позволяет установить, в каких случаях медицинская организация имеет право осуществлять диспансеризацию, привлекая соисполнителя: при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение всех перечисленных работ (оказание услуг), или только тех, после наименования которых указано, что они оказываются лишь при условии привлечения соисполнителя (п. 3, 4).
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Обратим внимание, что в Порядке N 1 предусматривалось право медицинской организации привлекать к проведению диспансеризации определенных медицинских работников, обследования которых обязательны при проведении диспансеризации (например, детские уролог-андролог, психиатр и др.). Потребность привлечения объяснялась отсутствием необходимых медицинских работников или лицензии на медицинскую деятельность в части выполнения ими работ (услуг). Правовым основанием привлечения медицинских работников иных медицинских организаций являлся договор, заключавшийся с медицинскими организациями, обладающими необходимыми ресурсами (п. 4 Порядка N 1). В отличие от Порядка N 1, конструкция нормы Порядка N 2 не позволяет установить, в каких случаях медицинская организация имеет право осуществлять диспансеризацию, привлекая соисполнителя: при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение всех перечисленных работ (оказание услуг), или только тех, после наименования которых указано, что они оказываются лишь при условии привлечения соисполнителя (п. 3, 4).
Статья: Отдельные вопросы установления требований к участникам закупок о наличии лицензии и проверки соответствия таким требованиям
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)Позиция 2. Если предмет контракта содержит условия о поставке оборудования и оказании сопутствующих услуг, относящихся к лицензируемому виду деятельности, заказчики вправе установить требование о наличии лицензии только у соисполнителя, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о предоставлении указанной лицензии в составе заявки на участие в закупке.
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)Позиция 2. Если предмет контракта содержит условия о поставке оборудования и оказании сопутствующих услуг, относящихся к лицензируемому виду деятельности, заказчики вправе установить требование о наличии лицензии только у соисполнителя, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о предоставлении указанной лицензии в составе заявки на участие в закупке.
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем требование о наличии лицензии непосредственно у участника закупки в отношении предмета закупки, состоящего из нелицензируемого и лицензируемого вида деятельности, является избыточным обременением участников закупки, которое может приводить к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции, в связи с тем что хозяйствующие субъекты без лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий не смогут участвовать в закупках при объективной возможности поставить медицинское оборудование и привлечь обладающего соответствующей лицензией соисполнителя для выполнения работы (услуги) по монтажу и наладке медицинского оборудования.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем требование о наличии лицензии непосредственно у участника закупки в отношении предмета закупки, состоящего из нелицензируемого и лицензируемого вида деятельности, является избыточным обременением участников закупки, которое может приводить к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции, в связи с тем что хозяйствующие субъекты без лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий не смогут участвовать в закупках при объективной возможности поставить медицинское оборудование и привлечь обладающего соответствующей лицензией соисполнителя для выполнения работы (услуги) по монтажу и наладке медицинского оборудования.