Личная заинтересованность депутата
Подборка наиболее важных документов по запросу Личная заинтересованность депутата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.11.2023 N 88а-10778/2023 по делу N 2а-213/2023 (УИД 28RS0001-01-2023-000251-63)
Категория: Споры с органами власти.
Требования прокурора: 1) О признании незаконным бездействия по принятию мер к досрочному прекращению полномочий депутата; 2) О досрочном прекращении полномочий депутата совета народных депутатов муниципального округа.
Обстоятельства: Депутатом допущены существенные нарушения требований действующего законодательства о противодействии коррупции, которые в своей совокупности являются основанием для досрочного прекращения его полномочий.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.То обстоятельство, что 18 ноября 2022 года по результатам тайного голосования выборы были признаны несостоявшимися, а 28 декабря 2022 года ФИО4 была назначена исполняющей полномочия главы Архаринского муниципального округа Амурской области - главы администрации Архаринского муниципального округа Амурской области депутатами Совета народных депутатов единогласно, не свидетельствует о том, что депутат ФИО1 была вправе не уведомлять Комиссию о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также не принимать меры по предотвращению или урегулированию возникшего конфликта интересов.
Категория: Споры с органами власти.
Требования прокурора: 1) О признании незаконным бездействия по принятию мер к досрочному прекращению полномочий депутата; 2) О досрочном прекращении полномочий депутата совета народных депутатов муниципального округа.
Обстоятельства: Депутатом допущены существенные нарушения требований действующего законодательства о противодействии коррупции, которые в своей совокупности являются основанием для досрочного прекращения его полномочий.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.То обстоятельство, что 18 ноября 2022 года по результатам тайного голосования выборы были признаны несостоявшимися, а 28 декабря 2022 года ФИО4 была назначена исполняющей полномочия главы Архаринского муниципального округа Амурской области - главы администрации Архаринского муниципального округа Амурской области депутатами Совета народных депутатов единогласно, не свидетельствует о том, что депутат ФИО1 была вправе не уведомлять Комиссию о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также не принимать меры по предотвращению или урегулированию возникшего конфликта интересов.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2022 N 88а-20/2022 по делу N 2а-110/2021
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконными действий в сфере противодействия коррупции.
Обстоятельства: По результатам рассмотрения представления прокурора решением в отношении депутата не установлены признаки коррупционного правонарушения, депутату рекомендовано воздерживаться от голосований на заседаниях при рассмотрении вопросов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности.
Решение: Удовлетворено в части.При этом депутатом Б.В. уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в Думу городского округа Октябрьск согласно информации Председателя Думы городского округа Октябрьск от 26 октября 2020 года N 221 не подавалось, то есть возникла ситуация, при которой не исключается личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего, повлиявшая на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. Следовательно, депутатом Б.В. допущены нарушения требований части 4.1. статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконными действий в сфере противодействия коррупции.
Обстоятельства: По результатам рассмотрения представления прокурора решением в отношении депутата не установлены признаки коррупционного правонарушения, депутату рекомендовано воздерживаться от голосований на заседаниях при рассмотрении вопросов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности.
Решение: Удовлетворено в части.При этом депутатом Б.В. уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в Думу городского округа Октябрьск согласно информации Председателя Думы городского округа Октябрьск от 26 октября 2020 года N 221 не подавалось, то есть возникла ситуация, при которой не исключается личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего, повлиявшая на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. Следовательно, депутатом Б.В. допущены нарушения требований части 4.1. статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Депутаты Государственной Думы при наличии оснований и в порядке, которые определяются соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, обязаны сообщать в комиссию Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (ч. 2.2 ст. 6 Закона о статусе депутата).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Депутаты Государственной Думы при наличии оснований и в порядке, которые определяются соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, обязаны сообщать в комиссию Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (ч. 2.2 ст. 6 Закона о статусе депутата).
Статья: О распространении на членов избирательных комиссий обязанности уведомлять о конфликте интересов
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Очевидность указанного противоречия предопределила изменение содержания ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" уже в ноябре 2015 г. <11>. Из текста была исключена отсылка к основе замещения соответствующей государственной или муниципальной должности. Таким образом, обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта получила распространение на всех лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности. По новому правилу лица, замещающие указанные должности (например, депутаты законодательного органа субъекта РФ), стали обязаны предотвращать или урегулировать конфликт интересов вне зависимости от основы замещения соответствующей должности.
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Очевидность указанного противоречия предопределила изменение содержания ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" уже в ноябре 2015 г. <11>. Из текста была исключена отсылка к основе замещения соответствующей государственной или муниципальной должности. Таким образом, обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта получила распространение на всех лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности. По новому правилу лица, замещающие указанные должности (например, депутаты законодательного органа субъекта РФ), стали обязаны предотвращать или урегулировать конфликт интересов вне зависимости от основы замещения соответствующей должности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 13.07.2024)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"2.2. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы при наличии оснований и в порядке, которые определяются соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации, обязаны сообщать соответственно в комиссию Совета Федерации, Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
(ред. от 13.07.2024)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"2.2. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы при наличии оснований и в порядке, которые определяются соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации, обязаны сообщать соответственно в комиссию Совета Федерации, Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)15. Депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются законодательным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)15. Депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются законодательным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.