Ликвидационный баланс при банкротстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидационный баланс при банкротстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Отказ в регистрации ликвидации юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно подпункту 1 пункта 5.1 статьи 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом).
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно подпункту 1 пункта 5.1 статьи 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом).
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 71 "Установление размера требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках дела о банкротстве требования налогового органа были включены в реестр требований кредиторов, но остались непогашенными после прекращения производства по делу о банкротстве. В рамках процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица суд удовлетворил требование налогового органа о включении его непогашенного требования в промежуточный ликвидационный баланс. Суд указал, что действующее законодательство не содержит специальных норм, определяющих особенности порядка установления требований кредиторов в процедуре распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, в связи с чем в силу ст. 6 ГК РФ к указанным правоотношениям подлежит применению законодательство, регулирующее сходные отношения, которым в рассматриваемом случае являются законодательство о несостоятельности и соответствующие разъяснения по его применению. Согласно ст. ст. 71, 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоговый орган может быть признан кредитором в деле о банкротстве в случае, если он не утратил возможность принудительного исполнения требований по обязательным платежам. Суд установил, что складывающийся из ст. 70, п. 3 ст. 46 и п. 3 ст. 48 НК РФ срок для судебного взыскания налогов не истек. В подтверждение заявленных требований инспекция предоставила требования об уплате налога, решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет электронных денежных средств. Рассмотрев вопрос о пропуске исковой давности, суд пришел к выводу, что в настоящем деле истечение срока исковой давности следует определять не на момент обращения кредитора с заявлением о включении в промежуточный ликвидационный баланс в процедуре распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, а на момент ликвидации налогоплательщика и исключения его из ЕГРЮЛ. Было установлено, что часть требований была включена в реестр требований кредиторов, а часть требований применительно к делу о банкротстве являлись текущими. Реестровые требования, по сути, находились на принудительном исполнении в процедуре банкротства, а следовательно, срок исковой давности по ним на период этой самой процедуры банкротства был прерван. Дело о банкротстве было прекращено в 2015 году, общество исключено из ЕГРЮЛ как недействующее в 2017 году. Исходя из этого, суд пришел к выводу, что на момент ликвидации 3-летний срок исковой давности с момента прекращения процедуры банкротства по реестровым требованиям не истек. Период возникновения текущих требований не превышает три года с момента ликвидации должника, следовательно, по ним срок исковой давности также не пропущен.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках дела о банкротстве требования налогового органа были включены в реестр требований кредиторов, но остались непогашенными после прекращения производства по делу о банкротстве. В рамках процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица суд удовлетворил требование налогового органа о включении его непогашенного требования в промежуточный ликвидационный баланс. Суд указал, что действующее законодательство не содержит специальных норм, определяющих особенности порядка установления требований кредиторов в процедуре распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, в связи с чем в силу ст. 6 ГК РФ к указанным правоотношениям подлежит применению законодательство, регулирующее сходные отношения, которым в рассматриваемом случае являются законодательство о несостоятельности и соответствующие разъяснения по его применению. Согласно ст. ст. 71, 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоговый орган может быть признан кредитором в деле о банкротстве в случае, если он не утратил возможность принудительного исполнения требований по обязательным платежам. Суд установил, что складывающийся из ст. 70, п. 3 ст. 46 и п. 3 ст. 48 НК РФ срок для судебного взыскания налогов не истек. В подтверждение заявленных требований инспекция предоставила требования об уплате налога, решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет электронных денежных средств. Рассмотрев вопрос о пропуске исковой давности, суд пришел к выводу, что в настоящем деле истечение срока исковой давности следует определять не на момент обращения кредитора с заявлением о включении в промежуточный ликвидационный баланс в процедуре распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, а на момент ликвидации налогоплательщика и исключения его из ЕГРЮЛ. Было установлено, что часть требований была включена в реестр требований кредиторов, а часть требований применительно к делу о банкротстве являлись текущими. Реестровые требования, по сути, находились на принудительном исполнении в процедуре банкротства, а следовательно, срок исковой давности по ним на период этой самой процедуры банкротства был прерван. Дело о банкротстве было прекращено в 2015 году, общество исключено из ЕГРЮЛ как недействующее в 2017 году. Исходя из этого, суд пришел к выводу, что на момент ликвидации 3-летний срок исковой давности с момента прекращения процедуры банкротства по реестровым требованиям не истек. Период возникновения текущих требований не превышает три года с момента ликвидации должника, следовательно, по ним срок исковой давности также не пропущен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о концепции банкротного права в российской юрисдикции
(Морхат П.М.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)Именно поэтому среди специалистов все чаще поднимается вопрос о формировании новых подходов и концепций применительно к сфере правового регулирования отношений, порождаемых отнесением лиц к категории несостоятельных должников или банкротов. Все чаще в научных работах ставится вопрос о "дефектах существующей в российской юрисдикции концепции правового регулирования несостоятельности (банкротства)" <6>, которые проявляются в доминировании ликвидационной направленности банкротства организаций и проблемах в достижении баланса интересов в делах о банкротстве граждан <7>.
(Морхат П.М.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)Именно поэтому среди специалистов все чаще поднимается вопрос о формировании новых подходов и концепций применительно к сфере правового регулирования отношений, порождаемых отнесением лиц к категории несостоятельных должников или банкротов. Все чаще в научных работах ставится вопрос о "дефектах существующей в российской юрисдикции концепции правового регулирования несостоятельности (банкротства)" <6>, которые проявляются в доминировании ликвидационной направленности банкротства организаций и проблемах в достижении баланса интересов в делах о банкротстве граждан <7>.
Готовое решение: Как погашаются требования кредиторов при ликвидации должника-юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательство не устанавливает требования о ведении при ликвидации реестра требований кредиторов, как, например, это предусмотрено при банкротстве юрлица (ст. 16 Закона о банкротстве). Ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязаны лишь включить в промежуточный ликвидационный баланс сведения о перечнях требований (п. 2 ст. 63 ГК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательство не устанавливает требования о ведении при ликвидации реестра требований кредиторов, как, например, это предусмотрено при банкротстве юрлица (ст. 16 Закона о банкротстве). Ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязаны лишь включить в промежуточный ликвидационный баланс сведения о перечнях требований (п. 2 ст. 63 ГК РФ):
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О несостоятельности (банкротстве)"Статья 189.98. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс
(ред. от 26.12.2024)
"О несостоятельности (банкротстве)"Статья 189.98. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1
(ред. от 28.12.2024)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"Отчет о результатах ликвидации страховой организации с приложением ликвидационного баланса, составленного ликвидатором страховой организации и согласованного с органом страхового надзора, рассматривается собранием кредиторов или заседанием комитета кредиторов страховой организации и утверждается арбитражным судом в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Требования к ликвидационному балансу, порядок и сроки составления ликвидационного баланса, порядок его согласования органом страхового надзора устанавливаются нормативным актом органа страхового надзора. Срок согласования органом страхового надзора ликвидационного баланса не может превышать тридцать дней со дня поступления в орган страхового надзора ликвидационного баланса и всех прилагаемых к нему документов, установленных нормативными актами органа страхового надзора.
(ред. от 28.12.2024)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"Отчет о результатах ликвидации страховой организации с приложением ликвидационного баланса, составленного ликвидатором страховой организации и согласованного с органом страхового надзора, рассматривается собранием кредиторов или заседанием комитета кредиторов страховой организации и утверждается арбитражным судом в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Требования к ликвидационному балансу, порядок и сроки составления ликвидационного баланса, порядок его согласования органом страхового надзора устанавливаются нормативным актом органа страхового надзора. Срок согласования органом страхового надзора ликвидационного баланса не может превышать тридцать дней со дня поступления в орган страхового надзора ликвидационного баланса и всех прилагаемых к нему документов, установленных нормативными актами органа страхового надзора.