Ликвидация крестьянского хозяйства
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация крестьянского хозяйства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2024 по делу N 88-28357/2024 (УИД 23RS0049-01-2023-000693-04)
Категория: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О записях в ЕГРН; 2) О признании права собственности на земельный участок в порядке наследования; 3) О включении имущества в наследственную массу; 4) Об установлении факта принятия наследства.
Обстоятельства: Истица приняла меры к сохранению наследственного имущества, оставшегося после смерти наследодателей.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Сам по себе факт ликвидации крестьянского хозяйства не свидетельствует о начале течения срока исковой давности, а лишь указывает на возможность раздела общего имущества и выдела из него доли.
Категория: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О записях в ЕГРН; 2) О признании права собственности на земельный участок в порядке наследования; 3) О включении имущества в наследственную массу; 4) Об установлении факта принятия наследства.
Обстоятельства: Истица приняла меры к сохранению наследственного имущества, оставшегося после смерти наследодателей.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Сам по себе факт ликвидации крестьянского хозяйства не свидетельствует о начале течения срока исковой давности, а лишь указывает на возможность раздела общего имущества и выдела из него доли.
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2022 N 88а-2147/2022 по делу N 2а-299/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам распоряжения земельными участками.
Обстоятельства: Истице как главе фермерского хозяйства был предоставлен земельный участок для организации фермерского хозяйства животноводческого направления, выдано свидетельство о праве собственности на землю. В соответствии с постановлением о ликвидации фермерского хозяйства земельный участок был передан в специальный фонд перераспределения земель. Истица указывает, что от земельного участка не отказывалась, зарегистрированное право собственности отсутствующим не признано.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные в материалы дела документы подтверждают проведение ликвидационных мероприятий в отношении юридического лица - фермерского хозяйства "Азат-2", о которых Б.Р. была осведомлена, в том числе и о решении о прекращении фермерского хозяйства и передаче принадлежащего ей спорного участка площадью <данные изъяты> га в фонд перераспределения земель, при этом доказательств фактического осуществления ею в период после ДД.ММ.ГГГГ сельскохозяйственной деятельности в качестве главы фермерского хозяйства "Азат-2", владения и пользования ранее предоставленного ей земельного участка, его обработки, несения бремени расходов по его содержанию в материалы дела не представлено. В связи с чем суд пришел к выводу об отклонении требований административного истца, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам распоряжения земельными участками.
Обстоятельства: Истице как главе фермерского хозяйства был предоставлен земельный участок для организации фермерского хозяйства животноводческого направления, выдано свидетельство о праве собственности на землю. В соответствии с постановлением о ликвидации фермерского хозяйства земельный участок был передан в специальный фонд перераспределения земель. Истица указывает, что от земельного участка не отказывалась, зарегистрированное право собственности отсутствующим не признано.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные в материалы дела документы подтверждают проведение ликвидационных мероприятий в отношении юридического лица - фермерского хозяйства "Азат-2", о которых Б.Р. была осведомлена, в том числе и о решении о прекращении фермерского хозяйства и передаче принадлежащего ей спорного участка площадью <данные изъяты> га в фонд перераспределения земель, при этом доказательств фактического осуществления ею в период после ДД.ММ.ГГГГ сельскохозяйственной деятельности в качестве главы фермерского хозяйства "Азат-2", владения и пользования ранее предоставленного ей земельного участка, его обработки, несения бремени расходов по его содержанию в материалы дела не представлено. В связи с чем суд пришел к выводу об отклонении требований административного истца, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы и механизмы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации (история и современность)
(Белхароев Х.У.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Осуществление такой политики приводит к передаче водных и земельных ресурсов экономически слабых стран в управление иностранных компаний, целью этого является более эффективное использование. Этот процесс связан с ликвидацией крестьянских хозяйств и иных мелких собственников, благие намерения создают монополию, которая негативно влияет на социально-экономическую ситуацию, уровень ценообразования в стране. Рост цен сказывается на расслоении общества при отсутствии экономической доступности продовольственной корзины социально незащищенной части населения страны. Особенно остро вопрос доступности продуктов питания касается отдельных стран Африки и Азии.
(Белхароев Х.У.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Осуществление такой политики приводит к передаче водных и земельных ресурсов экономически слабых стран в управление иностранных компаний, целью этого является более эффективное использование. Этот процесс связан с ликвидацией крестьянских хозяйств и иных мелких собственников, благие намерения создают монополию, которая негативно влияет на социально-экономическую ситуацию, уровень ценообразования в стране. Рост цен сказывается на расслоении общества при отсутствии экономической доступности продовольственной корзины социально незащищенной части населения страны. Особенно остро вопрос доступности продуктов питания касается отдельных стран Африки и Азии.
Статья: Реорганизация крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица
(Габов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 5)Принятие ч. I ГК РФ не прекратило автоматически существование ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц <7>. Однако такое изменение, надо отметить, даже породило судебную практику, когда суды отказывали в ликвидации ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц с мотивировкой, что они не являются юридическими лицами после принятия ГК РФ, а потому их нельзя ликвидировать (см.: Постановление ФАС Центрального округа от 15 октября 2003 г. по делу N А54-1632/03-С4); суды принимали также решения об отказе в ликвидации и по мотиву того, что такого основания прекращения деятельности нет в специальном законе - Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. (см.: Постановление ФАС Центрального округа от 6 сентября 2002 г. N А14-3462-02/97/17). Понятно, что на фоне таких решений вопрос о реорганизации вообще перестал быть сколь-нибудь актуальным для крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц.
(Габов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 5)Принятие ч. I ГК РФ не прекратило автоматически существование ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц <7>. Однако такое изменение, надо отметить, даже породило судебную практику, когда суды отказывали в ликвидации ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц с мотивировкой, что они не являются юридическими лицами после принятия ГК РФ, а потому их нельзя ликвидировать (см.: Постановление ФАС Центрального округа от 15 октября 2003 г. по делу N А54-1632/03-С4); суды принимали также решения об отказе в ликвидации и по мотиву того, что такого основания прекращения деятельности нет в специальном законе - Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. (см.: Постановление ФАС Центрального округа от 6 сентября 2002 г. N А14-3462-02/97/17). Понятно, что на фоне таких решений вопрос о реорганизации вообще перестал быть сколь-нибудь актуальным для крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В 2011 г. кооператив принял решение об осуществлении хозяйственной деятельности в форме крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица с последующей ликвидацией кооператива. В этот же день было зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого стал один из участников кооператива.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В 2011 г. кооператив принял решение об осуществлении хозяйственной деятельности в форме крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица с последующей ликвидацией кооператива. В этот же день было зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого стал один из участников кооператива.
Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092
(ред. от 07.04.2023)
"О порядке представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, иными государственными органами и организациями сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иных сведений, установленных федеральными законами"
(вместе с "Правилами представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, иными государственными органами и организациями сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иных сведений, установленных федеральными законами", "Перечнем сведений, представляемых оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств")9. Регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней с момента внесения в соответствующий государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, о создании крестьянских (фермерских) хозяйств, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении крестьянских (фермерских) хозяйств, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иных сведений о юридических лицах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и физических лицах, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, бесплатно предоставляет указанные сведения в соответствии с настоящими Правилами в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.
(ред. от 07.04.2023)
"О порядке представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, иными государственными органами и организациями сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иных сведений, установленных федеральными законами"
(вместе с "Правилами представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, иными государственными органами и организациями сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иных сведений, установленных федеральными законами", "Перечнем сведений, представляемых оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств")9. Регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней с момента внесения в соответствующий государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, о создании крестьянских (фермерских) хозяйств, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении крестьянских (фермерских) хозяйств, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иных сведений о юридических лицах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и физических лицах, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, бесплатно предоставляет указанные сведения в соответствии с настоящими Правилами в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.