Ликвидация несанкционированных свалок в лесах

Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация несанкционированных свалок в лесах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2024 N 88А-10169/2024 (УИД 55RS0002-01-2023-006384-45)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) на землях лесного фонда, возложении обязанности ликвидировать отходы.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлены факты несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории лесничества, вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако меры ответчиком не приняты, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Удовлетворено.
Доводы кассационной жалобы о применении судами норм утратившего силу постановления Правительства РФ от 20 мая 2017 года N 607 "О правилах санитарной безопасности в лесах" не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку отсутствие в новых Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 года N 2047 прямого указания на обязанность осуществления мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, не исключает исполнение уполномоченным органом спорной обязанности по проведению санитарно-защитных мероприятий.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Земля как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)
Администрация муниципального образования "Нерюнгринский район" (Республики Саха (Якутия)) обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на проверку конституционности ряда статей Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основе которых решением суда на орган местного самоуправления была возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на участке земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ обозначил, что "исходя из смысла ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий реализацию указанной конституционной нормы на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов" <9>. Таким образом, Конституционный Суд РФ на основе ч. 1 ст. 9 Конституции РФ сформировал важнейшую правовую позицию в отношении участия органов местного самоуправления в процессе использования и охраны земель, вместе с тем, встав на их защиту, постановил, что по своему конституционно-правовому смыслу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Статья: Мусорное дело
(Алистархов В., Соколова В.)
("Жилищное право", 2021, N 12)
Предполагалось, что цели реформы будут достигнуты посредством передачи всей цепочки обращения с мусором - от сбора до утилизации - под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, раздельного сбора мусора, строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, ликвидации старых свалок.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Принимая во внимание круг полномочий министерства по охране лесов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что именно министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, должно обеспечивать в лесах этого субъекта соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, принимать другие меры по охране лесов от загрязнения. Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, должна возлагаться также на министерство.
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 26-П
"По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ"
Принимая указанные решения, суды отвергли доводы представителя администрации муниципального образования "Североуральский городской округ", утверждавшего, что на органы местного самоуправления городского округа не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых органы местного самоуправления какой-либо контроль с целью недопущения сброса бытовых и промышленных отходов не осуществляют, и что ликвидация таких свалок должна производиться органами исполнительной власти Свердловской области в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса за счет средств федерального бюджета. При этом суды исходили из того, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, которая пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения городского округа, составляет исключительную компетенцию городского округа и подлежит реализации на всей его территории независимо от формы собственности составляющих ее земельных участков.