Линейные объекты на землях лесного фонда

Подборка наиболее важных документов по запросу Линейные объекты на землях лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" ЛК РФ"Из вышеприведенных норм следует, что использование лесов в целях эксплуатации расположенных в пределах земель лесного фонда линейных объектов, не является основанием для освобождения арендатора от обязанности по составлению проекта освоения лесов, в связи с чем для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, проект освоения лесов должен составляться арендатором согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 88 "Проект освоения лесов" ЛК РФ"Частью 2 статьи 26, частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что последующее использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Оформление прав на линейные объекты
(Жаркова О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2019, N 12)
Понятие "линейные объекты" в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГрК РФ) появилось относительно недавно [1], причем удачным его назвать нельзя. Линейные объекты стали определяться как линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Недостатком этого определения является не то, что линейные объекты просто перечисляются, а то, что стал непонятен статус неотъемлемых технологических сооружений, являющихся составной частью большинства линейных объектов (например газораспределительные сети и газораспределительные пункты, линии электропередачи и трансформаторные подстанции, распределительные пункты). Подобный подход законодателя к определению линейных объектов, имеющий на первый взгляд чисто технический недостаток, может повлечь за собой необоснованные финансовые издержки для застройщика. ГрК РФ исходит из того, что все объекты капитального строительства подразделяются на линейные и нелинейные (в сфере капитального строительства их принято называть "площадными"). Российское законодательство (см., например, [2]) предусматривает различные требования к подготовке проектов линейного и площадного объектов капитального строительства и, соответственно, получение отдельных разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию для линейных и площадных объектов. Таким образом, если законодательно не закрепить, что подобного рода технологические сооружения являются неотъемлемой составной частью линейного объекта, то застройщик может столкнуться с необходимостью подготовки двух проектов и получения двух пакетов разрешительных документов. К моменту введения в ГрК РФ дефиниции линейных объектов гораздо более удачное их определение содержалось в Лесном кодексе Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в соответствии со статьей 21 которого под линейными объектами понимались линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты). Такое понятие линейных объектов было внесено в ЛК РФ из-за многочисленных судебных споров, инициируемых сетевыми компаниями в связи с размещением на землях лесного фонда распределительных подстанций, которые, по мнению органов, уполномоченных на распоряжение лесными участками, не являлись неотъемлемой частью линий электропередачи (см., например, [4]). Однако по непонятным причинам в ГрК РФ не было воспроизведено это определение, вместо этого в статью 1 ГрК РФ было введено названное "прямолинейное" понятие линейных объектов. Но впоследствии этот недостаток в определенной мере был исправлен в Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ). 3 августа 2018 года Федеральным законом N 341-ФЗ [5] (далее - Закон N 341-ФЗ) в ЗК РФ введены нормы, касающиеся публичного сервитута, установлен перечень объектов, для размещения которых земли (земельный участок) могут быть предоставлены на этом праве (п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ). В частности, стали фигурировать "инженерные сооружения", то есть объекты электросетевого хозяйства, тепловые сети, водопроводные сети, сети водоотведения, линии и сооружения связи, линейные объекты системы газоснабжения, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, их неотъемлемые технологические части (линейные объекты и их неотъемлемые технологические сооружения. - Прим. авт.). Таким образом, законодатель, не ставя цели давать понятие линейных объектов, которое уже содержалось в ГрК РФ, но понимая, какие сложности прикладного характера могут возникнуть при их размещении (и с которыми уже столкнулись застройщики линейных объектов на землях лесного фонда), по существу, воспроизвел в ЗК РФ определение линейных объектов, содержащееся в ЛК РФ.

Нормативные акты

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
12.3. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к особо охраняемой природной территории, до ее утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, а также соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов, либо возможность размещения объектов капитального строительства при условии перевода земельных участков из состава земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов в земли иных категорий, если такой перевод допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок согласования документации по планировке территории не может превышать пятнадцать рабочих дней со дня ее поступления в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные настоящей частью.
Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736
(ред. от 31.07.2024)
"О Федеральном агентстве лесного хозяйства"
(вместе с "Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства")
5.4.2(1). согласование документации по планировке территории, подготовленной применительно к землям лесного фонда, в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию;