Лишение права опеки
Подборка наиболее важных документов по запросу Лишение права опеки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Лишение родительских прав в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)1. Участие в деле о лишении родительских прав органа опеки и попечительства
(КонсультантПлюс, 2025)1. Участие в деле о лишении родительских прав органа опеки и попечительства
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретические и правоприменительные аспекты лишения и ограничения родительских прав
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Анализируя данное решение, обозначим ряд важных моментов. Во-первых, сразу же после второго побега дочери отец дал согласие органу опеки и попечительства о лишении его родительских прав. Орган опеки и попечительства не вправе склонять родителя к такому согласию и не вправе принимать такое согласие, так как вопрос о лишении родительских прав решается исключительно судом. Согласно п. 4 ст. 1 СК РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона. Это означает, что отказ родителя от родительских прав, заявленный в орган опеки и попечительства, ничтожен. Во-вторых, побег дочери (самовольное оставление ребенком семьи) можно квалифицировать как трудную жизненную ситуацию, в которой оказался ребенок. Дочь сбегала из дома два раза. Первый раз отец забрал дочь домой. Отец не может силой удерживать 13-летнюю дочь дома, и после повторного побега отец, проживающий и работающий в другом городе, не забрал дочь. Даже если бы отец и забрал дочь второй раз, то велика вероятность, что дочь сбежала бы снова. Побеги дочери начались почти сразу после того, как ее мать начала отбывать наказание в виде лишения свободы. Отец не может заменить девочке мать или вернуть мать домой. В связи с этим полагаем, что в жизни отца имеют место обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Таким образом, и отец, и дочь находятся в трудной жизненной ситуации. Это означает, что в данном деле не может быть принято решение о лишении родительских прав. В-третьих, суд должен принимать решение в рамках заявленных требований, за исключением случаев, указанных законом (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Суд не вправе принять решение об ограничении родительских прав, так как данное требование не заявлялось, но может рекомендовать Департаменту образования мэрии г. Ярославля изменить иск. Как отмечает Н.Н. Тарусина, право выхода суда за пределы заявленных требований является одним из компонентов самостоятельного принципа гражданского судопроизводства - процессуальной активности (служебного начала) <14>. Разумеется, было бы лучше, если бы у суда была возможность принимать решение об ограничении родительских прав в случаях, когда предъявлен иск о лишении родительских прав, а в деле имеются основания только для ограничения родительских прав. Это указывает на необходимость закрепления такой возможности на законодательном уровне.
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Анализируя данное решение, обозначим ряд важных моментов. Во-первых, сразу же после второго побега дочери отец дал согласие органу опеки и попечительства о лишении его родительских прав. Орган опеки и попечительства не вправе склонять родителя к такому согласию и не вправе принимать такое согласие, так как вопрос о лишении родительских прав решается исключительно судом. Согласно п. 4 ст. 1 СК РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона. Это означает, что отказ родителя от родительских прав, заявленный в орган опеки и попечительства, ничтожен. Во-вторых, побег дочери (самовольное оставление ребенком семьи) можно квалифицировать как трудную жизненную ситуацию, в которой оказался ребенок. Дочь сбегала из дома два раза. Первый раз отец забрал дочь домой. Отец не может силой удерживать 13-летнюю дочь дома, и после повторного побега отец, проживающий и работающий в другом городе, не забрал дочь. Даже если бы отец и забрал дочь второй раз, то велика вероятность, что дочь сбежала бы снова. Побеги дочери начались почти сразу после того, как ее мать начала отбывать наказание в виде лишения свободы. Отец не может заменить девочке мать или вернуть мать домой. В связи с этим полагаем, что в жизни отца имеют место обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Таким образом, и отец, и дочь находятся в трудной жизненной ситуации. Это означает, что в данном деле не может быть принято решение о лишении родительских прав. В-третьих, суд должен принимать решение в рамках заявленных требований, за исключением случаев, указанных законом (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Суд не вправе принять решение об ограничении родительских прав, так как данное требование не заявлялось, но может рекомендовать Департаменту образования мэрии г. Ярославля изменить иск. Как отмечает Н.Н. Тарусина, право выхода суда за пределы заявленных требований является одним из компонентов самостоятельного принципа гражданского судопроизводства - процессуальной активности (служебного начала) <14>. Разумеется, было бы лучше, если бы у суда была возможность принимать решение об ограничении родительских прав в случаях, когда предъявлен иск о лишении родительских прав, а в деле имеются основания только для ограничения родительских прав. Это указывает на необходимость закрепления такой возможности на законодательном уровне.
Статья: "Права опеки" и "права доступа" в системе родительских прав
(Курчинская-Грассо Н.О.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Сложнее ситуация с использованием двух иных терминов - "права опеки" и "права доступа" родителей, так как в современном российском законодательстве по поводу их содержательного наполнения нет даже приблизительных ориентиров. К тому же трактовка этих понятий в нашей стране является неоднозначной, в том числе и со стороны судебных органов. Например, Верховный Суд РФ в своем Обзоре от 18 декабря 2019 г. <7>, посвященном практике применения Конвенции 1980 г., по поводу одного из рассмотренных дел указал: "...имелось вступившее в законную силу решение суда Швейцарии о лишении истца родительских прав (прав опеки) в отношении данного ребенка..." Такое разъяснение может привести к ошибочному выводу о том, что под правами опеки понимаются родительские права. Такая же ситуация наблюдается и в отношении прав доступа, которые также не получили юридического оформления.
(Курчинская-Грассо Н.О.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Сложнее ситуация с использованием двух иных терминов - "права опеки" и "права доступа" родителей, так как в современном российском законодательстве по поводу их содержательного наполнения нет даже приблизительных ориентиров. К тому же трактовка этих понятий в нашей стране является неоднозначной, в том числе и со стороны судебных органов. Например, Верховный Суд РФ в своем Обзоре от 18 декабря 2019 г. <7>, посвященном практике применения Конвенции 1980 г., по поводу одного из рассмотренных дел указал: "...имелось вступившее в законную силу решение суда Швейцарии о лишении истца родительских прав (прав опеки) в отношении данного ребенка..." Такое разъяснение может привести к ошибочному выводу о том, что под правами опеки понимаются родительские права. Такая же ситуация наблюдается и в отношении прав доступа, которые также не получили юридического оформления.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел о возвращении ребенка на основании Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2019)Например, при рассмотрении районным судом дела по иску гражданина Франции Д. к М. о возвращении ребенка было установлено, что с момента рождения ребенка и до его перемещения в Российскую Федерацию страной постоянного проживания ребенка являлась Швейцарская Конфедерация (далее - Швейцария). Вместе с тем, установив, что на момент выезда ответчика с ребенком из Швейцарии имелось вступившее в законную силу решение суда Швейцарии о лишении истца родительских прав (прав опеки) в отношении данного ребенка, суд пришел к выводу о том, что в указанный период ответчик обладала единоличными правами опеки в отношении несовершеннолетней, включая право определять ее место жительства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2019)Например, при рассмотрении районным судом дела по иску гражданина Франции Д. к М. о возвращении ребенка было установлено, что с момента рождения ребенка и до его перемещения в Российскую Федерацию страной постоянного проживания ребенка являлась Швейцарская Конфедерация (далее - Швейцария). Вместе с тем, установив, что на момент выезда ответчика с ребенком из Швейцарии имелось вступившее в законную силу решение суда Швейцарии о лишении истца родительских прав (прав опеки) в отношении данного ребенка, суд пришел к выводу о том, что в указанный период ответчик обладала единоличными правами опеки в отношении несовершеннолетней, включая право определять ее место жительства.
"Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)Суды Ставропольского края также не во всех случаях направляли копии решений в органы, производящие соответствующие выплаты (пенсии, пособия, иные платежи, алименты). Однако, как указал краевой суд в справке по материалам обобщения судебной практики, во всех случаях копии решений судов о лишении родительских прав направлялись в органы опеки и попечительства, которые и ставили об этом в известность органы, производящие выплаты на детей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)Суды Ставропольского края также не во всех случаях направляли копии решений в органы, производящие соответствующие выплаты (пенсии, пособия, иные платежи, алименты). Однако, как указал краевой суд в справке по материалам обобщения судебной практики, во всех случаях копии решений судов о лишении родительских прав направлялись в органы опеки и попечительства, которые и ставили об этом в известность органы, производящие выплаты на детей.
Ситуация: Как установить опеку над совершеннолетним недееспособным, в том числе пожилым человеком?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекунами над недееспособным совершеннолетним гражданином могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, не лишенные родительских прав и не имеющие на момент установления опеки судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (п. 2 ст. 35 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекунами над недееспособным совершеннолетним гражданином могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, не лишенные родительских прав и не имеющие на момент установления опеки судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (п. 2 ст. 35 ГК РФ).
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)10. Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей от 19 октября 1996 г. - The Convention of 19 October 1996 on Jurisdiction, Applicable Law, Recognition, Enforcement and Co-operation in respect of Parental Responsibility and Measures for the Protection of Children (HCCH 1996 Child Protection Convention) <1> - многосторонний договор, охватывающий широкий спектр мер как частного, так и публичного характера, целью которых является защита личных и имущественных прав ребенка в трансграничных ситуациях. В частности, регулируются вопросы, связанные с исполнением, прекращением, лишением, ограничением родительских прав, установлением опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних, определением места их жительства, возможности их временного проживания в ином месте, межгосударственного сотрудничества в данной сфере, а также обеспечения признания решений компетентных органов в договаривающихся государствах.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)10. Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей от 19 октября 1996 г. - The Convention of 19 October 1996 on Jurisdiction, Applicable Law, Recognition, Enforcement and Co-operation in respect of Parental Responsibility and Measures for the Protection of Children (HCCH 1996 Child Protection Convention) <1> - многосторонний договор, охватывающий широкий спектр мер как частного, так и публичного характера, целью которых является защита личных и имущественных прав ребенка в трансграничных ситуациях. В частности, регулируются вопросы, связанные с исполнением, прекращением, лишением, ограничением родительских прав, установлением опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних, определением места их жительства, возможности их временного проживания в ином месте, межгосударственного сотрудничества в данной сфере, а также обеспечения признания решений компетентных органов в договаривающихся государствах.
Ситуация: Каков порядок установления опеки над инвалидом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, не лишенные родительских прав и не имеющие на момент установления опеки судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (п. 2 ст. 35 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, не лишенные родительских прав и не имеющие на момент установления опеки судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (п. 2 ст. 35 ГК РФ).
Статья: Дети - жертвы семейного насилия: ответственность за "родительские" преступления
(Артеменко Н.В., Шимбарева Н.Г.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)Известна данная мера ответственности родителей и зарубежному законодательству, в том числе и в уголовно-правовом аспекте. Можно выделить как минимум две модели уголовно-правовой регламентации лишения родительских прав. Примером первой является УК Швейцарии, который прямо предусматривает лишение родительской или опекунской власти в качестве дополнительного наказания (ст. 53 УК Швейцарии). Аналогичный статус имеет потеря или приостановление осуществления родительской власти в Уголовном кодексе Италии (ст. 19 и ст. 34 УК Италии). Другой вариант, когда лишение родительских прав, прав на опеку или попечительство является разновидностью такого дополнительного наказания, как лишение определенных прав (ст. 39 УК Испании, ст. ст. 131-10 и 131-26 УК Франции).
(Артеменко Н.В., Шимбарева Н.Г.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)Известна данная мера ответственности родителей и зарубежному законодательству, в том числе и в уголовно-правовом аспекте. Можно выделить как минимум две модели уголовно-правовой регламентации лишения родительских прав. Примером первой является УК Швейцарии, который прямо предусматривает лишение родительской или опекунской власти в качестве дополнительного наказания (ст. 53 УК Швейцарии). Аналогичный статус имеет потеря или приостановление осуществления родительской власти в Уголовном кодексе Италии (ст. 19 и ст. 34 УК Италии). Другой вариант, когда лишение родительских прав, прав на опеку или попечительство является разновидностью такого дополнительного наказания, как лишение определенных прав (ст. 39 УК Испании, ст. ст. 131-10 и 131-26 УК Франции).
Статья: Вопросы изъятия ребенка из семьи: сравнительный анализ систем защиты прав ребенка в некоторых скандинавских странах и России
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)При наличии данных факторов система государственной социальной службы помощи и поддержки детей и подростков вынуждена лишить права опеки над ребенком родителей (родителя). Производство данной процедуры означает, что "Барневарн" впредь будет осуществлять опеку над ребенком, который лишен родительского попечения, до его передачи в патронатную семью или специализированное учреждение, но примечательно, что кровные родители не утрачивают право восстановления опеки над ребенком. В связи с тем что данная мера является крайней, государством обеспечиваются и даются правовые гарантии. Вопрос об изъятии ребенка из родной семьи и передаче его в патронатную семью разрешается Губернской комиссией по защите детей и социальным вопросам. Данный орган неподотчетен иным вышестоящим органам, к тому же обладает и судебными полномочиями. Под правовыми гарантиями, которыми обладают родители и дети старше 15-летнего возраста, понимается бесплатная юридическая помощь адвоката, а также право на обжалование в суде акта, принятого Губернской комиссией по защите детей и социальным вопросам. Считается более предпочтительным, если ребенок будет жить и развиваться в семье, нежели в учреждении. При выборе патронатной семьи ребенку учитываются его интересы, личностные качества, культурная и религиозная особенность, а также происхождение ребенка. Приоритетным при выборе семьи ребенку является его благополучие. Примечательно то, что патронатным родителям положены пособия, размер которых определяется муниципалитетом. Однако, несмотря на почти приближенный к идеальному метод защиты детей по европейскому законодательству с национальной правовой базой, в средствах массовой информации распространяются нелицеприятные подробности о методах работы норвежского "Барневарна". Норвежский министр по делам детей, равноправия и интеграции Сулвейг Хурне на встрече с российскими журналистами заявила, что норвежская ювенальная юстиция - одна из самых передовых в мире, а критика, которой подвергается норвежская система защиты детей, обусловлена недостаточной информированностью о методах работы организации и культурными различиями между гражданами Норвегии и эмигрантами. Стоит нашего внимания тот факт, что в Норвегии запрещены любые методы применения физической силы в отношении несовершеннолетних. Если в России "шлепок" трактуется как инструмент, применяемый в воспитательных целях, то в Норвегии это основание обращения бдительных соседей в "Барневарн", и, следовательно, имеется колоссальная разница в понятии "домашнего насилия" в связи с различиями в менталитете.
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)При наличии данных факторов система государственной социальной службы помощи и поддержки детей и подростков вынуждена лишить права опеки над ребенком родителей (родителя). Производство данной процедуры означает, что "Барневарн" впредь будет осуществлять опеку над ребенком, который лишен родительского попечения, до его передачи в патронатную семью или специализированное учреждение, но примечательно, что кровные родители не утрачивают право восстановления опеки над ребенком. В связи с тем что данная мера является крайней, государством обеспечиваются и даются правовые гарантии. Вопрос об изъятии ребенка из родной семьи и передаче его в патронатную семью разрешается Губернской комиссией по защите детей и социальным вопросам. Данный орган неподотчетен иным вышестоящим органам, к тому же обладает и судебными полномочиями. Под правовыми гарантиями, которыми обладают родители и дети старше 15-летнего возраста, понимается бесплатная юридическая помощь адвоката, а также право на обжалование в суде акта, принятого Губернской комиссией по защите детей и социальным вопросам. Считается более предпочтительным, если ребенок будет жить и развиваться в семье, нежели в учреждении. При выборе патронатной семьи ребенку учитываются его интересы, личностные качества, культурная и религиозная особенность, а также происхождение ребенка. Приоритетным при выборе семьи ребенку является его благополучие. Примечательно то, что патронатным родителям положены пособия, размер которых определяется муниципалитетом. Однако, несмотря на почти приближенный к идеальному метод защиты детей по европейскому законодательству с национальной правовой базой, в средствах массовой информации распространяются нелицеприятные подробности о методах работы норвежского "Барневарна". Норвежский министр по делам детей, равноправия и интеграции Сулвейг Хурне на встрече с российскими журналистами заявила, что норвежская ювенальная юстиция - одна из самых передовых в мире, а критика, которой подвергается норвежская система защиты детей, обусловлена недостаточной информированностью о методах работы организации и культурными различиями между гражданами Норвегии и эмигрантами. Стоит нашего внимания тот факт, что в Норвегии запрещены любые методы применения физической силы в отношении несовершеннолетних. Если в России "шлепок" трактуется как инструмент, применяемый в воспитательных целях, то в Норвегии это основание обращения бдительных соседей в "Барневарн", и, следовательно, имеется колоссальная разница в понятии "домашнего насилия" в связи с различиями в менталитете.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Согласно п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении из жилого помещения граждан, лишенных родительских прав, без предоставления им другого жилого помещения (ч. 2 ст. 91 ЖК РФ) необходимо иметь в виду, что иск о выселении подлежит удовлетворению, если в ходе судебного разбирательства суд придет к выводу о невозможности совместного проживания этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав. С иском о выселении из жилого помещения родителей, лишенных родительских прав, могут обратиться органы опеки и попечительства, опекун (попечитель) или приемный родитель ребенка, прокурор, а также родитель, не лишенный родительских прав.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. Согласно п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении из жилого помещения граждан, лишенных родительских прав, без предоставления им другого жилого помещения (ч. 2 ст. 91 ЖК РФ) необходимо иметь в виду, что иск о выселении подлежит удовлетворению, если в ходе судебного разбирательства суд придет к выводу о невозможности совместного проживания этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав. С иском о выселении из жилого помещения родителей, лишенных родительских прав, могут обратиться органы опеки и попечительства, опекун (попечитель) или приемный родитель ребенка, прокурор, а также родитель, не лишенный родительских прав.