Лизинг программного обеспечения
Подборка наиболее важных документов по запросу Лизинг программного обеспечения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закупка программного обеспечения и компьютеров
(КонсультантПлюс, 2025)Закупка программного обеспечения и компьютеров
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2024 N 15АП-9068/2024 по делу N А32-54004/2023
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Требование удовлетворено.Проверкой установлен факт наличия проекта гарантийного письма исх. N 11 от 25.02.2022 в памяти компьютера, размещенном на рабочем столе главного бухгалтера ООО "АЛЛМАСС" от имени ИП Карапетян Г.Г. в адрес ООО "Балтийский лизинг". Карапетян Г.Г., являясь единственным учредителем в ООО "АЛЛМАСС" и его директором, имеет возможность воспользоваться компьютером и напечатать в нем Гарантийное письмо. Текст письма был набран в программе Word, а ответное письмо от ООО "Балтийский лизинг" в компьютере отсутствует, поэтому считать, что имелась переписка ИП Карапетян Г.Г. на служебном компьютере общества неправомерно. Дата нахождения данного гарантийного письма датируется 2022 годом, что не подтверждает наличие переписки ИП Карапетян Г.Г. с применением данной оргтехники в проверяемый период 2019-2021 годы.
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Требование удовлетворено.Проверкой установлен факт наличия проекта гарантийного письма исх. N 11 от 25.02.2022 в памяти компьютера, размещенном на рабочем столе главного бухгалтера ООО "АЛЛМАСС" от имени ИП Карапетян Г.Г. в адрес ООО "Балтийский лизинг". Карапетян Г.Г., являясь единственным учредителем в ООО "АЛЛМАСС" и его директором, имеет возможность воспользоваться компьютером и напечатать в нем Гарантийное письмо. Текст письма был набран в программе Word, а ответное письмо от ООО "Балтийский лизинг" в компьютере отсутствует, поэтому считать, что имелась переписка ИП Карапетян Г.Г. на служебном компьютере общества неправомерно. Дата нахождения данного гарантийного письма датируется 2022 годом, что не подтверждает наличие переписки ИП Карапетян Г.Г. с применением данной оргтехники в проверяемый период 2019-2021 годы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2021 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 2)2. В силу п. 3 ст. 22 Закона о лизинге риск несоответствия предмета лизинга целям его использования по договору лизинга и связанные с этим убытки по общему правилу несет сторона, которая выбрала предмет лизинга. Поэтому, когда поставщик имущества, который в том числе является ответственным за предоставление прав на необходимое для использования предмета лизинга программное обеспечение, был выбран лизингодателем, у лизингополучателя не наступает обязанность вносить лизинговые платежи при отсутствии возможности использования предмета лизинга в своей деятельности.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 2)2. В силу п. 3 ст. 22 Закона о лизинге риск несоответствия предмета лизинга целям его использования по договору лизинга и связанные с этим убытки по общему правилу несет сторона, которая выбрала предмет лизинга. Поэтому, когда поставщик имущества, который в том числе является ответственным за предоставление прав на необходимое для использования предмета лизинга программное обеспечение, был выбран лизингодателем, у лизингополучателя не наступает обязанность вносить лизинговые платежи при отсутствии возможности использования предмета лизинга в своей деятельности.
Статья: Проблемы законодательного регулирования финансовой аренды (лизинга) в России
(Абрамян С.К., Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 6)По ст. 666 ГК РФ предметом договора лизинга могут быть только непотребляемые (принципиально неизменяемые в процессе использования) вещи, то есть транспортные средства, спецтехника, оборудование, недвижимость (на практике применяется редко из-за сложности сделки). Нельзя брать в лизинг: имущественные права, программное обеспечение - по своей сути в аренду они не передаются; сырье, материалы, так как они заканчиваются и перерабатываются; земельные участки и объекты природы в силу прямого запрета закона. Если выбран некорректный предмет договора лизинга, его признают незаключенным, так как предмет является существенным условием любого договора. Также необходимо указание определенных признаков предмета, чтобы его можно было идентифицировать, в противном случае также предмет считается несогласованным со всеми вытекающими вышеописанными последствиями.
(Абрамян С.К., Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 6)По ст. 666 ГК РФ предметом договора лизинга могут быть только непотребляемые (принципиально неизменяемые в процессе использования) вещи, то есть транспортные средства, спецтехника, оборудование, недвижимость (на практике применяется редко из-за сложности сделки). Нельзя брать в лизинг: имущественные права, программное обеспечение - по своей сути в аренду они не передаются; сырье, материалы, так как они заканчиваются и перерабатываются; земельные участки и объекты природы в силу прямого запрета закона. Если выбран некорректный предмет договора лизинга, его признают незаключенным, так как предмет является существенным условием любого договора. Также необходимо указание определенных признаков предмета, чтобы его можно было идентифицировать, в противном случае также предмет считается несогласованным со всеми вытекающими вышеописанными последствиями.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 28.12.2024, с изм. от 21.01.2025)6) в отношении нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Положение настоящего подпункта не распространяется на нематериальные активы, срок полезного использования которых определен налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем вторым пункта 2 статьи 258 настоящего Кодекса.
(ред. от 28.12.2024, с изм. от 21.01.2025)6) в отношении нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Положение настоящего подпункта не распространяется на нематериальные активы, срок полезного использования которых определен налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем вторым пункта 2 статьи 258 настоящего Кодекса.
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875
(ред. от 18.02.2025)
"О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти")е) при осуществлении закупки программного обеспечения, указанного в позиции 146 приложения N 1 к настоящему постановлению, - отсутствие в реестре российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения по состоянию на день, предшествующий дню размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведений о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (предметом закупки). В этом случае в описание объекта закупки (предмета закупки) включается обоснование неприменения запрета, предусмотренного пунктом 1 настоящего постановления, содержащее:
(ред. от 18.02.2025)
"О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти")е) при осуществлении закупки программного обеспечения, указанного в позиции 146 приложения N 1 к настоящему постановлению, - отсутствие в реестре российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения по состоянию на день, предшествующий дню размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведений о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (предметом закупки). В этом случае в описание объекта закупки (предмета закупки) включается обоснование неприменения запрета, предусмотренного пунктом 1 настоящего постановления, содержащее: