Максимальный срок аренды государственного имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Максимальный срок аренды государственного имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 621 ГК РФ "Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок"2.5.1. Проведение торгов для заключения на новый срок договора аренды государственного (муниципального) имущества обязательно по истечении установленного в законодательстве максимального срока, на который может быть заключен такой договор (позиция ВАС РФ) >>>
Позиция ВАС РФ: Проведение торгов для заключения на новый срок договора аренды государственного (муниципального) имущества обязательно по истечении установленного в законодательстве максимального срока, на который может быть заключен такой договор
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73
Применимые нормы: ст. 433, абз. 1 п. 1 ст. 621 ГК РФ, ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗПозиция ВАС РФ: Проведение торгов для заключения на новый срок договора аренды государственного (муниципального) имущества обязательно по истечении установленного в законодательстве максимального срока, на который может быть заключен такой договор
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73
Применимые нормы: ст. 433, абз. 1 п. 1 ст. 621 ГК РФ, ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗПозиция ВАС РФ: Проведение торгов для заключения на новый срок договора аренды государственного (муниципального) имущества обязательно по истечении установленного в законодательстве максимального срока, на который может быть заключен такой договор
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какой максимальный срок действия договора аренды государственного (муниципального) имущества при заключении такого договора на новый срок?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество полагает, что размер арендной платы по договору аренды с момента вступления в действие постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) не должен превышать предельно допустимый размер арендной платы, установленный указанными Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением N 582 (далее - Правила), в данном случае подпунктом "д" пункта 3 Правил, для аналогичных случаев в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В результате на стороне министерства возникло неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной платы, поэтому общество обратилось со встречным исковым требованием.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество полагает, что размер арендной платы по договору аренды с момента вступления в действие постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) не должен превышать предельно допустимый размер арендной платы, установленный указанными Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением N 582 (далее - Правила), в данном случае подпунктом "д" пункта 3 Правил, для аналогичных случаев в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В результате на стороне министерства возникло неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной платы, поэтому общество обратилось со встречным исковым требованием.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73
(ред. от 25.12.2013)
"Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"В силу части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного в порядке, предусмотренном частями 1 или 3 данной статьи, заключение договора с прежним арендатором на новый срок без проведения торгов возможно, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.
(ред. от 25.12.2013)
"Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"В силу части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного в порядке, предусмотренном частями 1 или 3 данной статьи, заключение договора с прежним арендатором на новый срок без проведения торгов возможно, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4.3. Срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года.
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4.3. Срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Например, в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных Законом. Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Например, в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных Законом. Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.
Статья: Эффективное управление имуществом государства: финансовые и правовые аспекты
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 2)3. Финансовые инструменты включают в себя бюджетное планирование и финансирование, учет и аудит, оценку стоимости имущества, финансовый анализ и контроль. Грамотный выбор таких инструментов позволяет оптимизировать процесс использования имущества при обеспечении его сохранности на протяжении максимально долгого срока.
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 2)3. Финансовые инструменты включают в себя бюджетное планирование и финансирование, учет и аудит, оценку стоимости имущества, финансовый анализ и контроль. Грамотный выбор таких инструментов позволяет оптимизировать процесс использования имущества при обеспечении его сохранности на протяжении максимально долгого срока.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В подп. 16 упоминаются федеральные законы, в которых могут устанавливаться минимальные и максимальные сроки аренды земельных участков. В числе таких законов, прежде всего, ЗК (в том числе комментируемая статья и др.), ФЗ "О введении в действие ЗК" (ст. 3), Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (ст. 28) и целый ряд других (см. также п. 1 комментария к настоящей статье).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В подп. 16 упоминаются федеральные законы, в которых могут устанавливаться минимальные и максимальные сроки аренды земельных участков. В числе таких законов, прежде всего, ЗК (в том числе комментируемая статья и др.), ФЗ "О введении в действие ЗК" (ст. 3), Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (ст. 28) и целый ряд других (см. также п. 1 комментария к настоящей статье).
Вопрос: Возможно ли предоставление государственной или муниципальной преференции в виде продления действующего договора аренды или безвозмездного пользования?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Соответственно, заключение договора аренды государственного или муниципального имущества, предоставленного хозяйствующему субъекту в качестве государственной или муниципальной преференции, на новый срок на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции неправомерно.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Соответственно, заключение договора аренды государственного или муниципального имущества, предоставленного хозяйствующему субъекту в качестве государственной или муниципальной преференции, на новый срок на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции неправомерно.
Статья: Правовые аспекты реализации прав на публичные земельные участки в условиях реформы законодательства о недвижимости
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)В Законе N 58-ФЗ относительно арендной платы закреплена возможность установления льготного размера арендной платы в отношении публичных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Такой размер не может быть менее одного рубля в течение одного года, при этом максимальный размер не установлен;
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)В Законе N 58-ФЗ относительно арендной платы закреплена возможность установления льготного размера арендной платы в отношении публичных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Такой размер не может быть менее одного рубля в течение одного года, при этом максимальный размер не установлен;
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что установленный в пункте 3.1 договора и пунктах 1.1 дополнительных соглашений размер арендной платы противоречит установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) принципу экономической обоснованности и превышает предельный размер арендной платы, определенный пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных названным Постановлением, общество обратилось в суд с требованиями о признании указанных пунктов договора и дополнительных соглашений недействительными, а также о взыскании с министерства излишне уплаченной арендной платы за период с 08.04.2010 по 08.04.2012.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что установленный в пункте 3.1 договора и пунктах 1.1 дополнительных соглашений размер арендной платы противоречит установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) принципу экономической обоснованности и превышает предельный размер арендной платы, определенный пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных названным Постановлением, общество обратилось в суд с требованиями о признании указанных пунктов договора и дополнительных соглашений недействительными, а также о взыскании с министерства излишне уплаченной арендной платы за период с 08.04.2010 по 08.04.2012.
Статья: Реформа ограниченных вещных прав: все ли изменения обоснованны?
(Гребенкина И.А.)
("Закон", 2021, N 6)В то же время преимущество введения вещного права застройки наряду с сохранением института аренды в ситуации использования земли под строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, не относящихся к многоквартирным домам, в следующем. По ст. 300.3 Законопроекта право застройки действует от 30 до 100 лет. По истечении данного срока земельные участки НЕ переходят в собственность застройщика, а остаются в собственности субъекта, который предоставил землю под застройку, что важно. В настоящий момент 90% земельных участков находятся в публичной собственности, но львиная доля их - это вечная мерзлота, земли, непригодные для проживания, хозяйственной деятельности. Действующее законодательство предоставляет застройщику, собственнику здания на арендованном государственном или муниципальном земельном участке, преимущественное право взять в аренду или выкупить такой земельный участок. В итоге это может привести к тому, что большую часть плодородной, инвестиционно привлекательной земли, некогда предоставленной в аренду для строительства, впоследствии выкупят в собственность. А когда земля в частной собственности, вопросы предоставления земли в аренду решаются не на торгах, размер арендной платы и другие ключевые аспекты для арендатора зависят от частного усмотрения арендодателя.
(Гребенкина И.А.)
("Закон", 2021, N 6)В то же время преимущество введения вещного права застройки наряду с сохранением института аренды в ситуации использования земли под строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, не относящихся к многоквартирным домам, в следующем. По ст. 300.3 Законопроекта право застройки действует от 30 до 100 лет. По истечении данного срока земельные участки НЕ переходят в собственность застройщика, а остаются в собственности субъекта, который предоставил землю под застройку, что важно. В настоящий момент 90% земельных участков находятся в публичной собственности, но львиная доля их - это вечная мерзлота, земли, непригодные для проживания, хозяйственной деятельности. Действующее законодательство предоставляет застройщику, собственнику здания на арендованном государственном или муниципальном земельном участке, преимущественное право взять в аренду или выкупить такой земельный участок. В итоге это может привести к тому, что большую часть плодородной, инвестиционно привлекательной земли, некогда предоставленной в аренду для строительства, впоследствии выкупят в собственность. А когда земля в частной собственности, вопросы предоставления земли в аренду решаются не на торгах, размер арендной платы и другие ключевые аспекты для арендатора зависят от частного усмотрения арендодателя.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать 3 года.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать 3 года.
Вопрос: Правомерно ли продление договора аренды земельного участка на право размещения НТО?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Согласно пункту 8 статьи 39.8 ЗК РФ для договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены максимальные (предельные) сроки.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Согласно пункту 8 статьи 39.8 ЗК РФ для договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены максимальные (предельные) сроки.
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)1) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока - на сорок девять лет;
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)1) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока - на сорок девять лет;