Малозначительность при коррупционных нарушениях

Подборка наиболее важных документов по запросу Малозначительность при коррупционных нарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2024 N 16-2864/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Из разъяснений, приведенных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть признано малозначительным, в случае если не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации).
"Справка по результатам обобщения практики судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции по рассмотрению административных дел и дел об административных правонарушениях за 2022 год"4. Административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть признано малозначительным в том случае, когда правонарушение не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также Федеральный закон "О противодействии коррупции") информации).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)
Высказанные предложения об унификации ответственности за коррупционные правонарушения с "традиционной" дисциплинарной ответственностью противоречат самой ее сути - обеспечению принципа "нулевой толерантности" к коррупции. Российская Федерация, как член Совета Европы и Группы государств по борьбе с коррупцией, гарантирует, что "правила, касающиеся прав и обязанностей должностных лиц, учитывают требования, связанные с борьбой с коррупцией, и обеспечивают соответствующие и эффективные дисциплинарные меры" <10>. Выговор, замечание и предупреждение о неполном должностном соответствии едва ли можно назвать эффективными дисциплинарными мерами в случае столь серьезных нарушений, как неурегулирование конфликта интересов или непредоставление сведений о доходах. Для случаев же малозначительности коррупционных правонарушений законодателем еще в 2014 г. в ст. 59.3 Закона N 79-ФЗ был внесен п. 3.1, предусматривающий возможность взыскания в виде замечания.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)
Анализ положений ст. 59.1 - 59.3 ФЗ о ГГС РФ показывает, что некоторые значимые вопросы, касающиеся порядка привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, пока не получили законодательной регламентации. Поэтому Минтруд России в упомянутом Обзоре практики, содержащемся в его письме от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526, рассматривает не урегулированные законодателем вопросы: основания освобождения от ответственности (п. 2), обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (п. 12 - 17), и др. Кроме того, Минтруд выделяет определенные виды дисциплинарных проступков, связанных с нарушением законодательства РФ о противодействии коррупции: значительные, влекущие увольнение в связи с утратой доверия; малозначительные; несущественные, совершение которых не предполагает применения взыскания (приложения N 1 - 3 к Обзору практики).

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
Санкция статьи 19.29 КоАП РФ устанавливает значительные суммы штрафа за несоблюдение требований федеральных законов, направленных на противодействие коррупции, против порядка управления, в связи с чем вывод мирового судьи о малозначительности совершенного М.В.Н. правонарушения - только по мотиву ненаступления общественно опасных последствий - основан на неправильном применении норм материального права.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
14. В случае, когда административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 КоАП РФ, не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации), данное административное правонарушение может быть признано малозначительным.