Материалы комплексного экологического обследования
Подборка наиболее важных документов по запросу Материалы комплексного экологического обследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 N 19АП-7232/2022 по делу N А14-6326/2022
Требование: О признании недействительным решения об отказе в изменении границ государственного природного заказника, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.В связи с чем, Департамент полагает, что у него отсутствуют основания для обновления сведений в региональном кадастре особо охраняемых природных территорий в части изменения площади ООПТ областного значения в связи с проведением государственной экологической экспертизы по материалам комплексного экологического обследования территорий с целью придания им статуса особо охраняемых природных территорий областного значения, которая утверждена приказом Департамента от 21.12.2012 N 12-Э, объявление территории государственным заказником не влечет за собой изъятия занимаемого земельного участка у землепользователя, деятельность ИП Симонова Е.Ю. на территории заказника не влечет за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющее вреда природным комплексам, лесной участок используется заявителем не в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, Департамент заявил о пропуске ИП Симоновым Е.Ю. срока исковой давности.
Требование: О признании недействительным решения об отказе в изменении границ государственного природного заказника, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.В связи с чем, Департамент полагает, что у него отсутствуют основания для обновления сведений в региональном кадастре особо охраняемых природных территорий в части изменения площади ООПТ областного значения в связи с проведением государственной экологической экспертизы по материалам комплексного экологического обследования территорий с целью придания им статуса особо охраняемых природных территорий областного значения, которая утверждена приказом Департамента от 21.12.2012 N 12-Э, объявление территории государственным заказником не влечет за собой изъятия занимаемого земельного участка у землепользователя, деятельность ИП Симонова Е.Ю. на территории заказника не влечет за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющее вреда природным комплексам, лесной участок используется заявителем не в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, Департамент заявил о пропуске ИП Симоновым Е.Ю. срока исковой давности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Проблема отсутствия законодательного регулирования вопросов ликвидации, изменения границ ООПТ, которая не раз отмечалась в юридической литературе <3>, отчасти нивелировалась наличием такого объекта государственной экологической экспертизы, как материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового режима ООПТ.
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Проблема отсутствия законодательного регулирования вопросов ликвидации, изменения границ ООПТ, которая не раз отмечалась в юридической литературе <3>, отчасти нивелировалась наличием такого объекта государственной экологической экспертизы, как материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового режима ООПТ.
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Наоборот, соблюдение предусмотренных региональными законами требований влечет признание решения правомочным. Например, в одном из дел было признано обоснованным решение правительства Ростовской области в части преобразования ООПТ областного значения - изменения категории 70 памятников природы на 41 охраняемый ландшафт и 20 охраняемых природных объектов с изменением их границ. Процедура изменения категории ООПТ соблюдена, а правительство Ростовской области вправе было изменить категорию ООПТ, при этом измененный статус объектов позволяет сохранить их охрану. Реорганизация ООПТ не является произвольной, а варианты реорганизации научно обосновывались в материалах комплексного экологического обследования. С другой стороны, этим же судебным решением признано недействительным упразднение (снятие с государственной охраны) 8 памятников природы Ростовской области. Суд указал, что соблюдение в целом при подготовке оспариваемого акта процедуры изменения категории ООПТ не исключает факта отсутствия надлежащего обоснования данных об утрате объектов и невозможности их восстановления. При этом суд руководствовался показаниями свидетелей - представителей научного сообщества <26>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Наоборот, соблюдение предусмотренных региональными законами требований влечет признание решения правомочным. Например, в одном из дел было признано обоснованным решение правительства Ростовской области в части преобразования ООПТ областного значения - изменения категории 70 памятников природы на 41 охраняемый ландшафт и 20 охраняемых природных объектов с изменением их границ. Процедура изменения категории ООПТ соблюдена, а правительство Ростовской области вправе было изменить категорию ООПТ, при этом измененный статус объектов позволяет сохранить их охрану. Реорганизация ООПТ не является произвольной, а варианты реорганизации научно обосновывались в материалах комплексного экологического обследования. С другой стороны, этим же судебным решением признано недействительным упразднение (снятие с государственной охраны) 8 памятников природы Ростовской области. Суд указал, что соблюдение в целом при подготовке оспариваемого акта процедуры изменения категории ООПТ не исключает факта отсутствия надлежащего обоснования данных об утрате объектов и невозможности их восстановления. При этом суд руководствовался показаниями свидетелей - представителей научного сообщества <26>.
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 01.12.2020 N 999
"Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63186)7.13.1.6. В отношении объектов государственной экологической экспертизы - материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации:
"Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63186)7.13.1.6. В отношении объектов государственной экологической экспертизы - материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации:
Приказ Росприроднадзора от 31.07.2020 N 923
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59990)2.1. В отношении объектов, указанных в подпунктах 1 - 3, 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2020, N 29, ст. 4504) (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) - лица, наделенные правами и обязанностями по разработке проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, проектов федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, проектов соглашений о разделе продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59990)2.1. В отношении объектов, указанных в подпунктах 1 - 3, 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2020, N 29, ст. 4504) (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) - лица, наделенные правами и обязанностями по разработке проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, проектов федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, проектов соглашений о разделе продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;